Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 11





 

А. По одному делу было установлено, что обвиняемый занимался садоводством, имел в пригороде участок, на котором проводил все свободное время. Там под корнями одного из плодовых деревьев был найден тайник, где оказалась крупная сумма денег, заклеенных в кусок резиновой шины.

Б. При расследовании дела о хищении денежных средств из кассы предприятия стало известно, что кассир увлекается пчеловодством, имеет несколько ульев. Правильно оценив наклонности обвиняемого, следователь в одном из ульев нашел спрятанные деньги.

Охарактеризуйте психологию обыскиваемого – рефлексное мышление при избрании им линии поведения, выборе места сокрытия и маскировки сокрытого, подлежащего изъятию при обыске. Охарактеризуйте в психологическом плане значение профессиональных (и иных) навыков в оборудовании тайных хранилищ, выборе места сокрытия и способов маскировки сокрытого. Поясните, что такое навык: дайте физиологическое обоснование формирования навыка.

 

С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут сложиться две основные ситуации. Первая, — когда обыск для него явился неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств. И вторая ситуация, — когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и т.д.), в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты своего поведения. На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления (способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу. В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки [7].

Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий, о которых говорилось выше, могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью. Наиболее простая линия поведения обыскиваемого лица, направленная на сокрытие разыскиваемых органами предварительного следствия предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в недоступных (труднодоступных) местах из расчета на то, что следователь не в состоянии будет преодолеть объективно существующие преграды. Такими местами сокрытия предметов могут оказаться, например, различные чердачные, захламленные помещения, выгребные ямы, колодцы, специально сооруженные и тщательно маскируемые тайники в домостроениях, в различных частях бытовых приборов и т.п. Лица, наделенные развитым интеллектом, и в силу этого иногда переоценивающие свои способности и недооценивающие познавательные возможности тех, кому предстоит делать обыск, помимо объективно недоступных используют и субъективно недоступные для проводящих обыск места, т.е. прибегают в подобных случаях к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь, увлекшись поиском искомого в труднодоступных для него местах, не обратит внимания на объекты, открыто находящиеся в поле его зрения.

Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими реакциями обыскиваемого. Чтобы такая информация не ускользнула от следователя, обыск целесообразно проводить не менее чем двум работникам прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в это время незаметно наблюдает за обыскиваемым.

Стремясь ввести следователя в заблуждение, а иногда просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам:

‒ демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;

‒ умышленно отвлекают внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под видом какой-либо срочной необходимости;

‒ дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;

‒ совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.

В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска. Лучшим способом предотвращения всевозможных эксцессов является уравновешенное поведение следователя.

Успешное раскрытие и расследование преступлений предполагает обязательное изучение личности преступника. Так, биологические, физические и социально-психологические особенности правонарушителя определяют вид, способ и мотив совершенных им преступлений. Одним из характерных проявлений свойств личности человека является наличие у него приобретенных при жизни разнообразных навыков и привычек. Являясь непременными компонентами человеческой деятельности, они нередко выступают в качестве обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования преступлений. Исследования навыков и привычек с помощью судебной экспертизы, следственного эксперимента, проверки по криминалистическим учетам или иным путем дают возможность выявить и изучить криминально значимую информацию, имеющую розыскное и доказательственное значение.

Для выяснения характера и значения информации, содержащейся в материальных и идеальных следах навыковых и привычных действий преступника, сначала необходимо остановиться на основных положениях и закономерностях, определяющих сущность навыков и привычек человека с точки зрения явлений и процессов, происходящих при их возникновении и развитии. Человеческое сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг нашей деятельности совершался под его контролем. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных в процессе жизни психофизиологических механизмов, которые протекают бессознательно и подсознательно. К бессознательным процессам относятся многочисленные безусловно-рефлекторные акты жизнедеятельности, обеспечивающие сохранность нашей жизни, здоровья и служащие основой работоспособности. Они составляют группу первичных автоматизмов, в которую входят либо врожденные инстинктоподобные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Мы дышим без участия сознания, если только специально не задерживаем дыхания, чтобы, например, преодолеть задымленный участок. Движения разных групп мышц, поднимающих или сдвигающих брови, собирающих складки на лбу, смыкающих веки, растягивающих губы в улыбку, происходят также автоматически, за исключением тех случаев, когда мимику используют сознательно, например, на сцене.

К подсознательным процессам относятся все условно-рефлекторные, выработанные трудовые, спортивные и другие навыки, составляющие группу автоматизированных действий (вторичных автоматизмов). Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает для выполнения непривычного еще для него действия уже сложившимися способами решения. Ему приходиться сознательно определять и контролировать не только действие, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. В результате многократных повторных решений той же задачи приобретается возможность выполнять данное действие как единый, целенаправленный акт, без постановки специальной цели сознательно подбирать для него способы выполнения. Человек уже не вынужден, как это было сначала, перемещать свое внимание с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. "Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, и есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, это и есть навыки в специфическом смысле слова".

Навыки входят необходимой составной частью в любую форму деятельности (в том числе и преступную). Только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются на уровень автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может быть направлена на разрешение более сложных задач.

Несмотря на то, что сущность навыковых действий как явления выяснена достаточно полно, в настоящее время ученые по-разному трактуют понятие навыков, по-видимому, вследствие неоднозначного понимания их природы. Приведем лишь некоторые из определений, встречающиеся в справочной, психологической и юридической литературе [12].

"Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля".

"Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля".

Навыком называют "частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека".

"Навык - уменье, созданное упражнениями, привычкой".

"Навыки,... это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения".

"Навык, способ выполнения действия, доведенный в результате многократного повторения до автоматизма, легко и быстро реализуемый при минимальном контроле со стороны сознания".

Можно привести еще несколько примеров определений понятия навыков, но и они по содержанию не похожи друг на друга, хотя при их внимательном анализе можно выделить характерные черты, общие для всех, а именно, автоматизация навыков, совершающаяся на основе их сознательной выработки.

Необходимо отметить, что навык рассматривается как категория психологическая, и закономерности его формирования и проявления у человека изучает наука психология. В медицине специального понятия навыка не существует, и проблемы его организации не разрабатываются, хотя в основе формирования навыков лежат физиологические процессы, а именно, образование в коре головного мозга динамического стереотипа, свойства которого исследуются наукой физиологией.

 

Date: 2015-07-23; view: 1307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию