Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осознание. Обычно осознание представляют себе как процесс, который лишь осве­щает скрытые факты, не меняя их ни в каком ином отношении





Обычно осознание представляют себе как процесс, который лишь осве­щает скрытые факты, не меняя их ни в каком ином отношении, подобно прожектору, который освещает некий темный угол, не меняя расположе­ния освещаемых предметов или отношений между ними. Однако эта кон­цепция осознания недостаточна, если не сказать, что она ложна. Осозна­ние гораздо сложнее: в ходе этого процесса происходит продвижение не­которых элементов с уровня неосознаваемого на уровень сознания. Эти два уровня весьма различны; в противном случае переход был бы доста­точно легок, и не было бы никаких проблем. Осознание представляет со-

бой, следовательно, реконструкцию на высшем – сознательном уровне элементов, уже организованных иным образом на низшем – бессознате­льном уровне. Остается ответить на два вопроса: какова структура про­цесса осознания и какова его функция?

По поводу функционального аспекта Э.Клапаред заметил, что осоз­нание происходит тогда, когда субъект сталкивается с трудностями. Когда же субъект хорошо приспособился и функционирует адекватно ситуации, ему не требуется сознательно анализировать механизм своего поведения. Например, легче спуститься вниз по лестнице, не анализируя соответст­вующие движения ног. С.Пейперт предлагал детям поползать, а затем описать движения рук и ног. Оказалось, что младшие испытуемые дают далекое от реалистического описание своих действий. Они говорят, на­пример, что сначала продвигают вперед обе руки, а затем – обе ноги. Дети постарше все еще неправильно описывают то, что они делали в дей­ствительности, но их описания становятся более реалистичными. Они го­ворят, к примеру, что сначала переносят вперед правые ногу и руку, а за­тем левую пару конечностей. Даже среди 10-11-летних испытуемых то­лько две трети правильно описывают движения при ползании. Прежде чем представить свои результаты на одном из симпозиумов, Пейперт по­просил присутствующих поползать, а затем описать движения. Психоло­ги и физики правильно проанализировали свои движения, тогда как мате­матики и логики пришли к выводу, что вначале они передвигают вперед левые конечности, а затем правые.

В самом деле, нет необходимости осознавать хорошо адаптированные действия, поскольку они управляются автоматизированными сенсомоторными регуляциями. И напротив, когда нужно сознательно приспосо­бить действия к какой-либо ситуации (что предполагает выбор между двумя или более возможностями), тогда и начинается осознание самой этой необходимости.

В качестве структурного процесса осознание представляет собой по­нятийную реконструкцию. В когнитивном бессознательном нет понятий в репрезентативной форме. Идея «бессознательной репрезентации» ка­жется мне внутренне противоречивой. Когнитивное бессознательное со­ставлено из сенсомоторных и операциональных схем, уже организован­ных в структуры. Эти схемы выражают то, что субъект может делать, но не то, что он думает. Субъект обладает также аффективными и личност­ными схемами, т.е. тенденциями, побуждениями и т.д.

Когда понятийная реконструкция не тормозится противоречиями, осознание может быть абсолютно адекватным. В ином случае осознание сначала несовершенно и искажено, но позднее формируются новые поня­тийные системы, которые позволяют совместить до сих пор несовмести­мые факты и тем самым разрешить противоречия.

Date: 2015-07-23; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию