Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ финансовых результатов деятельности предприятия





 

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние.

 

6.3.1. Анализ состава и динамика прибыли

Основные источники информации: форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 5 «Приложение к балансу, а также соответствующие таблицы бизнес-плана.

Необходимо изучить состав прибыли, структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (период), (т.е. выполнить горизонтальный и вертикальный анализ). При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен

на продукцию предприятия, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

1. Валовая прибыли ПВ (маржинальная) – разность между выручкой нетто и прямыми производственными затратами.

2. Прибыль от реализации продукции – разность между маржинальной прибылью и постоянными расходами.

3. Общая сумма брутто – прибыли – финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг) доходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

4. Налогооблагаемая прибыль ПН – разность между брутто – прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль.

5. Чистая прибыль ПЧ – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

6. Капитализированная ПК (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.

7. Потребленная прибыль ПП – та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премий персоналу или социальные программы.


 

 

       
 
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
 
Налоги из выручки (НДС, акцизы)


-

 

           
   
 
 
Выручка (нетто)
 
Переменные расходы (прямые)

 


-

 

           
   
 
 
Валовая прибыль (маржинальная) ПВ
 
Постоянные расходы (управленческие)

 


-

 

           
   
 
 
Финансовый результат от реализации продукции ПР
 
Сальдо внереализационных доходов и расходов по основной операционной деятельности
 

 


             
   
 
   
 
 
Финансовый результат от операционной деятельности
 
Прибыли от инвестиционной деятельности и финансовой

 


       
 
Финансовый результат от обычной деятельности
 
Чрезвычайные доходы и расходы


           
   
 
 
Общая сумма прибыли до выплаты % и налогов (брутто – прибыль)
 
% к уплате за используемые заемные ресурсы

 

 


-

           
   
 
 
Прибыль до налогообложения ПН
 
Налог на прибыль и иные обязательные платежи

 

 


-

           
   
 
 
Чистая прибыль ПЧ
 
Потребленная прибыль

 

 


-

       
   
 
 
Капитализированная прибыль ПК

 

 



6.3.2. Факторный анализ прибыли

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов первого уровня:

- объема реализации продукции Q;

- структуры продаж ;

- себестоимость единицы продукции, ;

- уровня среднереализационных цен, .

Факторная модель прибыли от реализации продукции выглядит следующим образом:

 

 

Общие изменения прибыли () можно рассчитать:

 

 

- прибыль отчетного года

- прибыль базисного года

1. Изменение уровня среднереализационных цен можно описать зависимостью:

 

 

p – цена

q – объем реализации

Прямопропорциональная зависимость: при увеличении отпускных цен, сумма прибыли возрастает.

 

2. Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Влияние на прибыль изменений в объеме продукции можно рассчитать:

 

 

- индекс изменения объема реализации продукции

 

 

Если продукция однородна, то определяется:

 

 

Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс объема реализации рассчитывают:

 

 

3) Себестоимость и прибыль находятся в обратнопропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к росту суммы прибыли и наоборот.

 

 

4) Структура продаж может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Если увеличивается доля высокорентабельной продукции, то сумма прибыли возрастает и наоборот.

 

 

То, как изменилась сумма прибыли за счет влияния каждого фактора, можно определить с помощью цепных подстановок:

 

Формула:

 

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка:

- объема реализации;

- себестоимости продукции;

- среднереализационных цен.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

 

 

Расчет факторов способом абсолютных разниц:

 

- фактор объема реализации

- фактор цен

- фактор себестоимости

6.3.3. Анализ финансовых результатов, не связанных с реализацией продукции

 

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов, не связанных с реализацией продукции. Это: прибыль (убыток) от реализации основных средств и материальных активов, инвестиционные доходы, финансовые расходы, прочие внереализационные доходы и расходы.

1. Величина прибыли от реализации основных средств (ОС) и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его Фб и цены реализации (- расходы по реализации). При этом нужно учитывать не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала.

2. К инвестиционным доходам относят проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным, бумагам доходы от участия в других организациях.

3. Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставленные предприятию кредиты и займы.

Доходы предприятия, как держателя акций, складываются из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены.

В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курсы акций, чистотой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста.

 

 

К – количество акций; Р – текущая стоимость; - уровень доходности (отношение суммы полученных дивидендов к сумме средств, инвестированных в данный вид активов).

Сумма полученных доходов по облигациям зависит от количества облигаций, их стоимости и среднего уровня процентной ставки (отношение суммы полученных процентов к среднегодовой сумме данного вида активов):

 

 

Средний уровень дивидендного дохода по акциям и процентного дохода по облигациям зависит также и от структуры портфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность:

 

или

 

Для расчета влияния данных факторов на средний уровень доходности можно использовать прием абсолютных разниц:

 

 

Процентный доход по депозитам зависит от среднегодовой суммы депозитных вкладов и среднего уровня депозитного процента (отношение суммы полученных процентов по депозитам к среднегодовой сумме депозитных вкладов):

 

 

Внереализационные доходы и расходы – это безвозмездно полученные активы, прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, курсовые разницы по операциям в валюте , полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки от списания безнадежной ДЗ, убытки от стихийных бедствий.

При анализе убытков от выплаты штрафов устанавливают причины невыполнения обязательств, принимают меры для предотвращения ошибок.

Убытки от описания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, также свидетельствуют о недостатках БУ.

В заключении анализа разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и увеличение прибыли от долга и краткосрочных финансовых вложений.

 

6.3.4. Маржинальный анализ

Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержкиобъем производстваприбыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия – это выручка, минус переменные издержки.

Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценной (Р) и удельными переменными затратами, таким образом он включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Для обеспечения системного подхода к изучению факторов изменения прибыли, в маржинальном анализе используют модель:

 

 

р – цена; в – переменные затраты на единицу продукции; А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула используется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для улучшения влияния факторов на изменение суммы от реализации в целом по предприятию можно использовать модель:

 

 

6.3.5. Определение безубыточности объема продаж

Безубыточность – это такое состояние, когда предприятие не получает на прибыли ни убытков.

Разница между фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние.

Для определения безубыточного объема продаж можно использовать аналитический и графический способы.

По горизонтали – объем реализации – в %

Млн.руб от производственной мощности или в

зона натуральных единицах.

ТБУ прибыли

 

Зона

убытка


0,5 %

 

Аналитический способ расчета критического объема продаж более удобный по сравнению с графическим.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении, необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

 
 


 

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить и в натуральном выражении:

 

 

Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному объему используется формула:

 

 

Если ставиться задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, то формула имеет вид:

 

 

При многопродуктовом производстве можно определить этот показать в стоимостном выражении:

 

 

6.3.6. Обоснование решения производить или покупать

 

Для обоснования данного решения может быть использован маржинальный анализ. Необходимо выбрать, что выгоднее:

- собственное производства или

- приобретение комплектующих деталей, зап. частей, полуфабрикатов, производство работ и услуг сторонними организациями.

Например, для ремонта техники требуются детали. Если изготавливать их самостоятельно, то постоянные затраты (например на оборудования) составят:

А=200 000 руб/год

А примерные расходы на единицу продукции:

=100 руб/шт.

Готовые изделия можно приобрести по 150 руб/шт.

Стоимость приобретенных деталей:

 

 

Себестоимость производства:

 

 

Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадает:

 

<4 000 выгоднее покупать; > 4 000 производить

 
 


з приобретение

собственное изготовление

 
 


 

 

4 000 х

 


Date: 2015-07-22; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию