Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель, задачи, методика экспериментального исследования





Для проверки сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ №124 «Мирославна» г. Архангельска. В эксперименте участвовало 20 воспитанников. В первую группу вошли старшие дошкольники с задержкой психического развития в количестве 10 человек. Для сравнительного анализа нами была проведена диагностика особенностей нравственных представ- лений старших дошкольников, не имеющих отклонений в развитии (10 человек) – вторая группа.

Целью эксперимента являлось изучение особенностей нравственных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Задачи констатирующего эксперимента состояли в следующем:

1. Подобрать для проведения эксперимента методики, направленные на изучение особенностей нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста;

2. Провести выбранный диагностический материал;

3. Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нормальным психическим развитием по сравнению с детьми того же возраста с ЗПР.

Для определения особенностей нравственных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития и их сверстников, не имеющих нарушений психического развития, использовались следующие методики.

Методика «Незаконченные истории» Г.А. Урунтаева, модификация Л.Ю. Соломиной.

Цель: определение уровня представлений дошкольников о нравственных поступках (надо помогать слабым) и мотивах (надо делиться с другими) [6].

Методика «Незаконченные истории» включает в себя четыре вопроса с бальной оценкой к ним.

Инструкция: исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки на дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила... Что она сказал? Почему она так сказал? Как она поступила? Почему ты так думаешь?

3.Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила... Что она сказал? Почему она так сказал? Как она поступила? Почему ты так думаешь?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

Обработка результатов:

1 балл - ребенок не может продолжить предложение. Не может проанализировать поведение детей как положительное или отрицательное. Не отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок может проанализировать поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но не формулирует нравственную норму.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно анализирует поведение детей, но затрудняется с ответами на все вопросы.

4 балла - ребенок называет норму, правильно анализирует поведение детей и отвечает на все поставленные вопросы.

Нормативы оценки:

4 - 0 баллов – низкий уровень

4 - 7 баллов - ниже среднего

8 - 13 баллов - средний уровень

14 - 16 баллов – высокий уровень.

 

Методика «Сюжетные картинки», Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина.

Цель: изучение уровня эмоционального отношения к нравственным нормам.

Материал: Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Нормативы оценки:

4 - 0 баллов – низкий уровень

4 - 7 баллов - ниже среднего

8 - 13 баллов - средний уровень

14 - 16 баллов – высокий уровень [22].

 

 

2.2 Описание и анализ полученных результатов

 

Для более наглядной демонстрации результатов по каждой методике представлены таблицы, отражающие осознания детьми нравственных норм в группе детей с ЗПР таблица 1 по методике «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, модификация Л.Ю. Соломиной)., эмоциональное отношение к нравственным нормам детей с ЗПР таблица 2 по методике «Сюжетные картинки», осознания детьми нравственных норм в группе детей с нормой таблица 3 по методике «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, модификация Л.Ю. Соломиной), эмоциональное отношение к нравственным нормам детей с нормой таблица 4 по методике «Сюжетные картинки».

При исследовании развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР осознания нравственных норм представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Исследование уровня представлений дошкольников с ЗПР о нравственных поступках и мотивах

    Ф.И. ребенка Нравственные нормы Уровень представлений о нравств. поступках
1 сит. 2 сит. 3 сит. 4 сит.
1.Антон         ниже среднего
2.Настя         низкий
3.Катя         низкий
4.Оля         низкий
5.Никита         средний
6.Саша         средний
7.Даниель         средний
8.Милана         средний
9.Ваня         низкий
10.Ева         низкий

Из таблицы 1 видно, что дети с ЗПР получили итоговое количество баллов, исходя из обработки результатов:

- 14-16 баллов высокий уровень - 0 %;

- 8-13 баллов средний уровень - 40%;

- 4 - 7 баллов ниже среднего уровень - 10 %;

- 4 - 0 балла низкий уровень - 50 %.

 

 

Таблица 2. Исследование уровня представлений дошкольников с нормальным психическим развитием о нравственных поступках и мотивах

    Ф.И. ребенка Нравственные нормы Уровень представлений о нравств. поступках
1 сит. 2 сит. 3 сит. 4 сит.
1.Дарина         высокий
2.Дима         средний
3.Савелий         средний
4.Саша П.         средний
5.Федя         высокий
6.Карина         высокий
7.Зоя         средний
8.Тимофей         высокий
9.Егор         средний
10.Андрей         высокий

Из таблицы 2 видно, что дети в группе с нормой, получили итоговое количество баллов, исходя из обработки результатов:

- 14-16 баллов самый высокий уровень - 50%,

- 8 -13 баллов – средний уровень 50%;

- 4 - 7баллов ниже среднего уровень – 0 %;

- 4 – 0 балла низкий уровень – 0%.

Исходя из полученных данных по методике «Незаконченные истории», можно увидеть, что уровни представлений дошкольников с ЗПР о нравственных поступках значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. 4 дошкольника с ЗПР имеют средний уровень (Никита, Саша, Даниель, Милана), эти дети называли нравственную норму, правильно анализировали поведение детей в предложенных ситуациях, но затруднялись с ответами на все вопросы, с обозначением мотивов поведения детей в предложенных ситуациях. Антон имеет уровень ниже среднего, это говорит о том, что ребенок может проанализировать поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но не формулирует нравственную норму. Остальные пять дошкольников имеют низкий уровень представлений о нравственных поступках и мотивах, это Настя, Катя, Оля, Ваня, Ева. Эти дошкольники не смогли продолжить предложение, не смогли проанализировать поведение детей в предложенных ситуациях как положительное или отрицательное.

Дети с нормальным психическим развитием в основном имеют самый высокий уровень и средний уровень представлений о нравственных поступках и мотивах. Дарина, Федя, Карина, Тимофей, Андрей имеют высокий уровень, эти воспитанники называют нравственную норму, исходя из предложенных ситуаций, правильно анализируют поведение детей, отвечают на все поставленные вопросы. У Димы, Савелия, Саши П., Зои, Егора, выявлен средний уровень представлений о нравственных поступках и мотивах. Дошкольники назвали нравственную норму, правильно проанализировав поведение детей, но возникали различные затруднения в ответах на все поставленные вопросы.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма по методике «Незаконченные истории» детей с нормальным психическим развитием и детей с ЗПР.

Таблица 3. Изучение уровня эмоционального отношения к нравственным нормам детей с задержкой психического развития

    Ф.И. ребенка Картинки с нравственными нормами Уровень
доброта злость щедрость жадность трудолюбие лень правдивость лживость
1.Антон         низкий
2.Настя         низкий
3.Катя         низкий
4.Оля         низкий
5.Никита         средний
6.Саша         средний
7.Даниель         ниже среднего
8.Милана         низкий
9.Ваня         средний
10.Ева         ниже среднего

Из таблицы 3 видно, что дети из группы с ЗПР получили итоговое количество баллов, исходя из обработки результатов:

- 14-16 баллов высокий уровень - 0%;

- 8-13 баллов средний уровень - 30%;

- 4 - 7 баллов ниже среднего уровень - 20%;

- 0- 4 балла низкий уровень – 50 %.

 

Таблица 4. Изучение уровня эмоционального отношения

к нравственным нормам детей с нормой

    Ф.И. ребенка Картинки с нравственными нормами   Уровень
доброта злость щедрость жадность трудолюбие лень правдивостьлживость
1.Дарина         высокий
2.Дима         средний
3.Савелий         средний
4.Саша П.         высокий
5.Федя         высокий
6.Карина         высокий
7.Зоя         высокий
8.Тимофей         высокий
9.Егор         средний
10.Андрей         высокий

 

Из таблицы 4 видно, что дети с нормальным психическим развитием, имеют следующие уровни эмоционального отношения к нравственным нормам:

- 14-16 баллов высокий уровень - 70%;

- 8-13 баллов средний результат- 30%;

- 4 - 7 баллов ниже среднего уровень - 0%;

- 0 – 4 балла низкий уровень – 0 %.

Исходя из полученных данных по методике «Сюжетные картинки», можно увидеть, что уровни эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников с ЗПР ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Никита, Саша, и Ваня имеют средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, эти мальчики правильно раскладывали картинки, дети обосновывали свои действия, отмечались адекватные эмоциональные реакции, но выражались слабо. Даниель и Ева получили уровень ниже среднего – дошкольники правильно раскладывали картинки, но не смогли обосновать свои действия, эмоциональные реакции неадекватны. Антон, Настя, Катя, Оля и Милана имеют низкий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, они неправильно разложили картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

Дети с нормальным психическим развитием в основном имеют самый высокий уровень и средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам. Семеро дошкольников (Дарина, Саша П., Федя, Карина, Зоя, Тимофей, Андрей) имеют высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, эти дети обосновывали свой выбор, отмечались яркие, адекватные эмоциональные реакции, они проявлялись в мимике, активной жестикуляции. Трое дошкольников с нормой в развитии получили средний уровень (Дима, Савелий, Егор), дети правильно раскладывали картинки, дети обосновывали свои действия, но слабо выражали адекватные эмоциональные реакции.

Рис.2. Сравнительная диаграмма по методике «Сюжетные картинки» у дошкольников с нормой и с ЗПР.

 

Проанализировав результаты исследования, мы можем сделать вывод, что у детям старшей группы с ЗПР, по сравнению с детьми не имеющими задержки психического развития, присуще отставание в развитии представлений о нравственных поступках и мотивах, эмоционального отношения к нравственным нормам:

- дети не могут проанализировать поведение детей в представленных ситуациях как положительное или отрицательное (правильное или неправильное);

- дети не формулируют нравственную норму;

- неправильно раскладывают картинки на две стопки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), не обосновывают свои действия;

- эмоциональные реакции неадекватны или выражены слабо.

Выявленные особенности препятствуют развитию нравственного поведения. Это обосновывает необходимость разработки специальной системы коррекционной работы по развитию у детей с ЗПР нравственного поведения.

 

 

Date: 2015-07-22; view: 5647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию