Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР





 

Знания о нравственных отношениях включают два аспекта:

- Умение выделить соответствующие поступки и оценить как хорошие или плохие;

- представление о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

- гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребенку;

- четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

- создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника [12].

Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения.

На основе анализа методической литературы было выявлено, что формирование этических представлений у дошкольников с ЗПР идет по следующим направлениям: организация работы на занятиях; организация работы в повседневной жизни; работа с родителями.

На занятиях происходит обучение детей, а в повседневной жизни, как в дошкольном учреждении, так и в семье происходит закрепление полученных детьми знаний, на основе которого формируются привычки и поведение детей.

Вся работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье организуется на основе средств этического воспитания [14].

Средства этического воспитания:

- Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

- Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

- Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений [16].

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Средства нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, во взаимосвязи [7].

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности. Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал. В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности.

Играодно из наиболее эффективных средств формирования этических представлений. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своим поведением [22].

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Педагогу важно знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развернутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе.

В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Од бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало [10].

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению [7].

Одним из наиболее эффективных средств воспитания этических представлений детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Для развития этических представлений целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой описывалась бы не только какая-то определенная ситуация, но и были бы противопоставлены друг другу добро и зло (Н. Носов «Карасик», К Чуковский «Айболит», Ш. Перро «Фея» и другие) [19].

Одним из путей формирования у детей этических представлений является пример взрослого. В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины [21].

Вспомним об основных способах педагогического воздействия на детей:

Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, должен выбрать, как поступить.

Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть: объективной и в то же, время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны; об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый; дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку; систематичной, а не даваться от случая к случаю; включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия.

Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разъяснение: необходимо не только показать рисунок, прочитать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.

Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.

Эффективным методом уточнения систематизации этических представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания. Этическая беседа отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Этические беседы - это плановые, подготовленные и организованные занятия Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев. Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания [18].

Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями; поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации [7].

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы [9].

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для формирования этических представлений у дошкольников.

Работа по формированию этических представлений будет успешной, если полученные знания детьми на занятиях будут закрепляться в повседневной жизни не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Задача педагога познакомить родителей со всеми возможными путями формирования этических представлений, что бы обучение детей проходило согласовано.

На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР по формированию этических представлений используются разнообразные средства, методы, приемы, но положительного результата в работе по данному направлению можно добиться в том случае, если обучение детей идет по таким путям, как обучение на занятиях, обучение в повседневной жизни, обучение в семье [18].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нравственное воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения является важной задачей воспитания. В настоящее время педагоги наблюдают тенденцию к увеличению детской эгоистичности, жестокости, агрессивности, лености, лживости, эмоциональной глухоты, грубости. К сожалению, все чаще можно встретить насилие и жестокость, в связи с этим проблема нравственного воспитания приобретает особую значимость [23].

На сегодняшний день подбор и эффективное применение разнообразных методов формирования нравственных представлений и моральных качеств личности является одной из первостепенных задач для педагогов детских садов.

Также следует отметить, что проблема становления нравственности дошкольников с ЗПР включает в себя ряд специфических черт, вследствие которых возникает трудность ее дифференцировки и выделения в отдельный раздел. В связи с этим процесс нравственного воспитания представляет собой организацию ребенка на разрешение конфликтов и преодоление проблем, а это в свою очередь должно найти отражение во всех видах детской деятельности в течение всей повседневной жизни.

По мнению И.Ф. Харламова нравственность — составная часть интегрированного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности является переводом моральных норм, требований и правил в знания, навыки и привычки поведения личности и их неукоснительное соблюдение». Нравственность образована от слова «нравы». В переводе с латинского, нравы — морас — мораль [6].

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества [2].

В дошкольном возрасте происходит формирование нравственных представлений о труде людей и его значении в воспитании коллективизма, о явлениях общественной жизни, патриотизме, об уважительном отношении к взрослым, правильном поведении в обществе сверстников (почему надо делиться игрушками, как заботиться о младших и договариваться друг с другом в различных вопросах).

Сформированность нравственных представлений служит основой развития мотивов поведения, побуждающих дошкольников к различным поступкам в жизни.

Во все времена вопросы нравственного воспитания детей имели особую значимость и никогда не утратят свою ценность [11].

Крупнейший философ и ученый Древней Греции Аристотель, в области нравственного воспитания выдвигал деятельное, волевое начало, особую роль придавал упражнениям в нравственных поступках и навыках [1].

Свое дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания отразилось в работах Я.А. Коменского, Д. Локка, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и других ученых.

Современные педагоги и психологи большое внимание уделяют вопросам нравственного воспитания. В исследованиях М.А. Бесовой, О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, В.В. Поповой, Л.И. Романовой рациональность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации деятельности детей в коллективе и эффективного ее сочетания с методами убеждения, накопления положительного нравственного опыта. Исследователи подчеркивают важность развития нравственных отношений и воспитания нравственных чувств детей [15].

Нравственное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР включает в себя три взаимосвязанные сферы. В когнитивной сфере (сфере нравственных представлений, знаний и суждений), ребенок овладевает различными сторонами общественного морального сознания, и в первую очередь критериями моральной оценки, осознанием моральных требований. Дети учатся самостоятельно соблюдать нормы морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и ребенок уверен в безнаказанности [5].

Проанализировав результаты исследования, мы выявили особенности нравственных представлений у детей с ЗПР:

- дети не могут проанализировать поведение детей в представленных ситуациях как положительное или отрицательное (правильное или неправильное);

- дети не формулируют нравственную норму;

- неправильно раскладывают картинки на две стопки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), не обосновывают свои действия;

- эмоциональные реакции неадекватны или выражены слабо.

С одной стороны, накопление знаний и расширение нравственного опыта приводит к дальнейшему углублению и разграничению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а с другой стороны к обобщенности, которая приближает их к элементарным понятиям о нравственности и морали (о дружбе, взаимопомощи, вежливости и др.). Сфера нравственных представлений включает в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, имеющих особую ценность (о честности, справедливости, ответственности, доброжелательности, скромности). В ходе освоения нравственных представлений дошкольник наиболее полно осмысляет содержание поступков, получает возможность понять необходимость выполнения норм и требований, что помогает сформировать нравственные оценки и мотивы поведения [14].

Воспитание нравственности наиболее эффективно осуществляется только в рамках целостного педагогического процесса, который соответствует нормам морали, организации жизни воспитанника с учетом возраста и индивидуальных особенностей. В результате целостного педагогического процесса происходит формирование нравственно зрелой личности во взаимосвязи ее сознания, нравственной совести, чувств, силы воли, навыков и привычек [2].

Немаловажно, чтобы весь режим дошкольного образовательного учреждения, повседневная жизнь детей была наполнена общением и разнообразной содержательной деятельностью, что в свою очередь способствует развитию духовного мира детей. При решении данной задачи, воспитатель создает благоприятную основу для формирования нравственных качеств личности и положительных черт характера.

Огромное значение на формирование нравственных представлений оказывают методы, используемые в работе педагога. Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга. Возраст детей и главная воспитательная задача служат основаниями для подбора методов, используемых комплексно (К примеру: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.) [8].

С целью формирования нравственных представлений в работу с детьми можно включить проведение бесед, игр, чтение художественной литературы и рисования[3].

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………1

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста…….……………………………………6

1.1.Сущность и природа нравственности………………………………………6

1.2.Формирование нравственных чувств у детей в онтогенезе………………10

1.3.Особенности нравственного развития и отношения к нравственным нормам детей дошкольного возраста при нормальном и задержанном варианте дизонтогенеза……...…………………………………………………..13

ГЛАВА 2. Изучение особенностей нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…..…………………………………….19

2.1.Цель, задачи, методика экспериментального исследования…..………….19

2.2.Описание и анализ полученных результатов…………..………………….22

Глава 3. Работа по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………..………………………….30

3.1.Методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР….…..……..30

Заключение………………………………………..……………………….……..37

Список используемых источников……………………………………..………41

 

Date: 2015-07-22; view: 2228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию