Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и природа нравственности





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сущность и природа нравственности

Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач детского сада и школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания детский сад формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [8].

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание старшего дошкольника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле занятие - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Само собой разумеется, что работа над воспитанием нравственных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет воспитания и обучения. Чтобы развить нравственное сознание дошкольников, педагог помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Со старшими дошкольниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы [12].

В нравственном воспитании старших дошкольников определяющее значение имеет личный пример педагогов, их отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему воспитателю. Если для отношений между педагогом и детьми характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения воспитанников между собой. Педагогу следует избегать общих оценок личности каждого ребенка. Дошкольника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей [14].

Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания - понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное сознание- активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление- процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление - основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников [15].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и детей в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех воспитанников.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5].

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием.

Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень(до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача педагога - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень(с 10 до 13 лет) - ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень(с 13 лет) - человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше [10].

Таким образом, нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание старшего дошкольника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. В нравственном воспитании старших дошкольников определяющее значение имеет личный пример педагогов, их отношение к детям.

Нравственное воспитание включает в себя такие понятия, как нравственное сознание, нравственная воля, нравственная воспитанность, нравственное самовоспитание и самосовершенствование [16].

Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин рассматривали систему нравственного воспитания и выделили четыре аспекта: осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и детей в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех воспитанников; использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием; под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей; систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Мы рассмотрели уровни нравственности (по Кольбергу), они имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень(до 10 лет).

2. Конвенциональный уровень(с 10 до 13 лет).

3. Постконвекциональный уровень(с 13 лет) [10].

 

 

1.2 Формирование нравственных чувств у детей в онтогенезе

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести - семи лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Отечественные психологи считают, что нравственное развитие осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе основывается на учете смены последовательных стадий нравственного развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей [9].

Нравственная сфера личности развивается постепенно через возрастание произвольной и сознательной саморегуляции поведения индивида с опорой на нравственные нормы и идеалы. На ранних этапах онтогенеза в нравственном развитии преобладают внешние факторы воспитания и контроля, которые по мере развития морального сознания и самосознания индивида переходят во внутренний план личности, регулируя ее социальное поведение [8].

В.В. Зеньковский выделяет три последовательных этапа морального развития ребенка. На первом этапе (1 – 5 - 6 лет) моральное сознание определяется через влияние среды, окружающих людей, традиций и обычаев, господствующих в его семье. На этом этапе моральное сознание проявляется как непосредственная оценка, моральное чувство или переживание (гетерономная мораль). Здесь происходит соединение средовых влияний и врожденных нравственных «установок на нравственный смысл». Данные установки позволяют ребенку рассматривать свой собственный опыт с точки зрения нравственности. Второй этап (5-6 - 12-13 лет) отмечен существованием внутренних и внешних нравственных оценок, а также большее значение приобретает собственный нравственный опыт. На третьем этапе (12-13-16-18 лет) моральное сознание развивается в сторону автономной морали, когда подросток действует, не опираясь на какой-либо устойчивый закон, а только на свои чувства и желания, свой собственный опыт. На последней стадии развития нравственного сознания (с 16-18 лет), характерной для уже взрослого человека, функционирует «автономная мораль». Таким образом, В.В. Зеньковский считает, что моральное развитие является следствием проявления врожденной «установки на смысл» и, одновременно, действия социума. Н.П. Капустин связывал становление нравственной позиции с развитием мотивационно - познавательной сферы: 1) любознательности (0-4 года); 2) познавательного интереса (5-7 лет); 3) познавательной активности (8-9 лет); 4) познавательной потребности (10-11 лет) [15].

Е.В. Субботский (1983) изучая нравственное развитие дошкольников, связывает возникновение первых моральных мотивов поведения у ребенка с существующим у него стремлением сохранить позитивные отношения со взрослыми. По мнению Е.В. Субботского, нравственное развитие дошкольника происходит не только за счет усложнения когнитивной сферы, и за счет интериоризации, «вращивания» внешнего контроля. В своих экспериментальных исследованиях Е.В. Субботский показал, что только 10 % дошкольников могут руководствоваться в своем поведении нравственной нормой без влияния взрослых. Исследования психологических механизмов нравственной регуляции у дошкольников, проведенные С.Г. Якобсон и Т.И. Моревой (1989), показали, что важным условием соблюдения ребенком моральных норм можно считать его способность вообразить себя в будущем, после нарушения норм, оценить свое потенциальное Я. Мотивом же для исполнения нравственной нормы будет стремление сохранить положительный образ себя (Я-реальное).

Таким образом, нравственная сфера личности развивается постепенно через возрастание произвольной и сознательной саморегуляции поведения индивида с опорой на нравственные нормы и идеалы. На ранних этапах онтогенеза в нравственном развитии преобладают внешние факторы воспитания и контроля, которые по мере развития морального сознания и самосознания индивида переходят во внутренний план личности, регулируя ее социальное поведение [18].

Изучение нравственного развития детей младшего школьного возраста отображено в работах Г. А. Горской, М.И. Воловиковой (1990), С.В. Тарасова, Л.И. Божович (1972), И.А. Зайцевой и др. Данные исследователи считают, что процесс формирования морально-оценочных суждений младших школьников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, когнитивное понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив морального выбора и их последствий [23].

 

1.3. Особенности нравственного развития и отношения к нравственным нормам детей дошкольного возраста при нормальном и задержанном варианте дизонтогенеза

 

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих [19].

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности [15].

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной.

Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя [17].

Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму [7].

Особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольник приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое ребенок испытывает, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, иногда избирательно. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой. [12]

Итак, к старшему дошкольному возрасту, каждый ребенок достигает определенного уровня нравственного развития: у него накапливается элементарный нравственный опыт, формируются индивидуально-типологические качества личности, вырабатываются привычки и базовые ценности, обусловливающие его поведение [11].

По утверждению К. Бюлера, Д. Н. Исаева, М. С. Певзнер, В. Штерна, поведение обусловлено не только факторами среды и воспитания, но и индивидуальным уровнем психического развития личности. Раскрытие его своеобразия при нарушениях развития в старшем дошкольном возрасте может помочь этой категории детей преодолеть трудности интеграции в социум [20].

С самого рождения дети с нарушениями развития имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. Наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, неполноценности, психологической и физической боли. Это усугубляет оторванность ребенка от окружающего мира и впоследствии может проявиться в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Л. С. Выготский отмечал, что дети с нарушениями развития испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде всего с окружающими людьми, то есть трудности социального взаимодействия. Образно он называл эти трудности «социальным вывихом», который препятствует приобретению ребенком знаний, опыта «врастания его в культуру»[1].

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип дифецитарной аномалии психического развития ребенка, имеющее различное происхождение: либо она связана с дефектами конституции ребенка, либо возникает в результате различных соматических заболеваний или органического поражения центральной нервной системы [4].

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают, либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются [21].

Поведение дошкольников с ЗПР не соответствует возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение; становление нравственности в сторону ее прагматичности.

В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма), неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР, как правило, прибегают к более доступным, то есть девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство, бродяжничество). Это, в свою очередь, приводит к тому, что они стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Соответственно, подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности, на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственных чувств [11].

Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и сверстниками [15].

При любом направлении работы с детьми, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что этот затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей нравственного поведения у дошкольников с ЗПР, мы пришли к следующим выводам:

1. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

2. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

3. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

4. Поведение дошкольников с ЗПР не соответствует возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение; становление нравственности в сторону ее прагматичности.

5. В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма), неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР, как правило, прибегают к более доступным, то есть девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью. Подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности, на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственного поведения [16].

 

 


Date: 2015-07-22; view: 1665; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию