Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка и проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинкский Заключительный пакт





СССР с середины 50х годов стремился заключить общеевропейский договор о коллективной безопасности с обязательством всех участников отказаться от применения вооруженной силы и проводить консультации в случае возникновения споров. Во второй половине 60х активизация, задача: закрепление территориально-политического устройства в Европе, ослабить связи между ЗЕ и США, ухудшились отношения с КНР и необходима стабилизация положения в Европе. Запад рассматривал совещание как способ влияния на социалистические страны с целью «размягчения» их полит. строя путем сотрудничества по гуманитарным вопросам и по правам человека. Совещание должно было привести к развитию между европейскими странами экономических и торговых связей, культурных и научных обменов, промышленного и технического сотрудничества. СССР согласился на участие США и Канады. 22 ноября 1972 г – 8 июня 1973. в Хельсинки многосторонние рабочие консультации по вопросам подготовки совещания, выработана повестка дня и организационные основы совещания: должно проходить в 3 этапа и обсудить 4 группы про блем: 1) вопросы, относящиеся к безопасности в Европе, 2) проблемы сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды, 3) сотрудничество в гуманитарных и других областях, 4) дальнейшие шаги для развития общеевропейского процесса по завершении совещания. Переговоры длинные, с ноября 1972 по сентябрь 1975, т.к. принят принцип консенсуса. Собственно СБСЕ проходило в 3 этапа: первый этап (на уровне МИД) – в Хельсинки 3-7 июня 1973 г., второй (на уровне экспертов) – в Женеве 29 августа 1973 г. – 24 июня 1975 г., третий (на высшем уровне) – 30 июля – 1 августа 1975 г. Участники- 33 страны Европы (нет Албании), США и Канада. 11 августа 1975 подписание Хельсинкского акта. Основой акта стали результаты работы трех комиссий (договоренности в рамках каждой комиссии назывались корзинами), в которых дипломаты согласовали приемлемые для всех стран-участниц принципы отношений между государствами.

корзина 1) проблемы европейской безопасности, раздел «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях»: 1) суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету; 2) неприменение силы или угрозы силой; 3) нерушимость границ; 4) территориальная целостность государств; 5) мирное урегулирование споров; 6) невмешательство во внутренние дела друг друга; 7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; 8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; 9) сотрудничество между государствами; 10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву. 2 противоречащие позиции – СССР и ЗЕ – принцип нерушимости границ (СССР) и правом народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой (ЗЕ – объединение Германии). Общеевропейская конвенция о ненападени и, гарантами которой стали четыре из пяти великих держав, включая СССР и США. «Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения»: взаимное предварительное уведомление о проведении крупных военных учений сухопутных войск или их передислокациях, обмен в добровольном порядке и на взаимной основе военными наблюдателями, командируемыми на подобные учения.

корзина 2)Договоренности касались вопросов сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды. В этом смысле стороны согласились содействовать внедрению в торгово-экономических отношениях между собой режима наибольшего благоприятствования.

корзина 3) сотрудничество в области обеспечения гуманитарных прав, культуры, образования и информации (необходимость сближения подходов к регулированию таких вопросов, как право на воссоединение семей; вступление в брак с иностранными гражданами; выезд из своей страны и свободное возвращение обратно; развитие международных связей и взаимных визитов между родственниками, взаимодействие в вопросах информационного обмена, налаживание научных контактов и сотрудничества в области образования, культурных обменов, свободного радиовещания.

В заключительных разделах Хельсинкского акта стороны выразили намерение углублять процесс разрядки, сделать его непрерывным и всесторонним. В 90-е гг. преобразование СБСЕ в постоянно действующий институт – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.


26. Советско – китайский конфликт в 1960х гг.

В начале 50х сотрудничество успешно развивалось, СССР и КНР вместе противостояли империалистической политике (США). Но КНР никогда не была сателлитом СССР, его руководство претендовало на роль лидера соцстран Азии, самостоятельного центра силы в МО. До поры до времени эта позиция Пекина не вызывала беспокойства в Москве. Но после ХХ съезда КПСС (февраль 1956) лидеры КПК негативно восприняли критику культа личности Сталина и отвергли курс на десталинизацию. Руководство КНР не приняло установки КПСС на мирное сосуществование, на возможность осуществления социалистической революции без вооруженной борьбы. Еще большие разногласия в сфере МП. СССР в 1957 г. стал обладателем МБР и лишил США их неуязвимости. Теперь Хрущев мог взять курс на мир сосуществование с США. Но КНР не была признана ведущими капстранами. США поддерживали гоминьдановский режим на Тайване, представитель которого занимал место Китая в ООН. В 1959 г. разногласия КНР-СССР нарастали. СССР отказался помочь Китаю в создании атомной бомбы. Летом 1960 г. СССР прекратил всю экономическую и технологическую помощь КНР и отозвал всех советников. С 1962 г. между СССР и КНР открытый конфлик т: столкновения на китайско-индийской границе, СССР поддержал Индию. Июнь 1963 г КПК направила в Москву послание с 25 пунктами обвинений против КПСС – ревизионизм, предательство мировой революции. Октябрь 1964 г. успешное испытание атомного оружия КНР. После ухода Хрущева в 1964 СССР попытался улучшить отношения с КНР, но безуспешно. СССР начал наращивать свои вооруженные силы на границе с КНР. В 1966 г. в КНР началась "культурная революция", сопровождалась усилением антисоветской кампании. СССР стал рассматриваться как "империалистическая держава" и основной противник китайской революции. КНР стала добиваться признания всех договоров о границе, заключенных царской Россией с КНР, неравноправными и несправедливыми (косвенное предъявление территориальных претензий к СССР, требование признать ряд пограничных районов спорными). В марте 1969 г. открытые вооруженные столкновения из-за о-ва Даманский на р. Уссури. Вскоре встреча Косыгина с премьером госсовета КНР Эньлаем. Достигнута договоренность о возобновлении двусторонних переговоров по всем интересующим обе стороны вопросам. Эти переговоры, имевшие целью нормализацию отношений СССР - КНР, начались в Пекине в октябре 1969 г. на уровне замМИД, ыл сделан шаг к снижению напряженности между Москвой и Пекином.


27. СССР и Япония, 1951 – 1956 гг.

 

После 1945 г. между Москвой и Токио не было дипломатических отношений. 8 сентября 1951 мирный договор с Японией, но СССР, Польша и Чехословакия отказались это сделать, т.к. он не давал четкого решения территориальной проблемы. Япония отказывалась от всех прав на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, но ничего не говорилось о том, что Япония передавала территории СССР. Неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем. Важным для Москвы было ее требование исключить всякую возможность размещения на территории Японии любых иностранных войск. Однако СФ договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны. В советской литературе Сан-Францисский мирный договор рассматривался как сепаратный: хотя СССР был формально приглашен к его подписанию, договор не учитывал советскую позицию. Юридически состояние войны между Советским Союзом и Японией продолжало сохраняться до 1956 г., а мирный договор между Японией и Россией не подписан до настоящего времени. Также, после 1951 г. японское правительство с подачи США и при их поддержке начало оспаривать право СССР на обладание четырьмя островами южной части Курильской гряды (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) на основании, что географически они к группе Курильских островов не относятся. США поддерживали японские претензии. Желая сорвать советско-японскую нормализацию, США по существу требовали от Токио ужесточить требования к СССР по территориальному вопросу. Госсекретарь заявлял, что если Япония согласится с вхождением 4х островов в СССР, то США будут считать себя вправе неограниченно долго оккупировать японский архипелаг Рюкю, временное военное присутствие США на котором было закреплено СФ договором. Японская дипломатия находилась в трудном положении - хотели улучшения отношений с Москвой, но опасались добиваться этого ценой ухудшения отношений с США с риском потерять шанс на возвращение Рюкю. В 1954г «мирное наступление» на Японию, рассчитывая не только нормализовать советско-японские отношения, но и по возможности расшатать японо-американский союз на основе договора безопасности США и Японии от 1951 г., срок действия которого истекал в 1961 г. Советско-японские переговоры о восстановлении дипотношений продолжались около 2 лет и завершились только в 1956 г. подписанием (19 октября) Совместной декларации СССР и Японии. В соответствии с декларацией состояние войны между двумя странами было объявлено прекращенным, договорились установить дипотношения на уровне послов. Стороны согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора, в связи с чем в декларации было сказано: «СССР, идя навстречу Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».

(19 января 1960 г. японское правительство заключило с США новый договор безопасности, который продлил японо-американский союз еще на два десятилетия. В такой ситуации, с точки зрения СССР, обессмысливалась обещанная в 1956 г. Советским Союзом Японии уступка в виде передачи ей двух островов южной части Курильской гряды после заключения советско-японского мирного договора. Было ясно, что японское правительство сделало выбор в пользу союза с Вашингтоном. 17 января 1960 г. СССР направил Японии памятную записку, в которой извещало о своем отказе от обещания передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в связи с тем, что «новый японо-американский договор безопасности фактически лишает Японию независимости, и иностранные базы, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории»)


Date: 2015-07-22; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию