Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативное регулирование вопросов несостоятельности (банкротства) предприятий





 

Одной из задач финансового анализа является пре­дотвращение угрозы банкротства. Определенные Граж­данским Кодексом Российской Федерации самостоя­тельность предприятий и возрастающая, в связи с этим, их ответственность перед кредиторами, акцио­нерами, банком, работниками, вызывает необходимость уделять внимание вопросам прогнозирования возмож­ного банкротства предприятий. С другой стороны, предприятия должны быть уверены в надежности и экономической состоятельности своих партнеров либо своевременно использовать механизм банкротства как средство возврата долга неплатежеспособными партнерами, что приобретает значимость в современ­ных условиях при существующей проблеме неплатежей между предприятиями.

В этой связи руководители предприятий, менедже­ры различных уровней должны быть знакомы с проце­дурами банкротства и уметь определить финансовое положение предприятий-контрагентов на основе гра­мотно проведенного финансового анализа. Вместе с тем, необходимо проводить антикризисную диагностику фи­нансового состояния предприятия с целью избежать воз­можного банкротства.

Предприятие является ликвидным, если оно спо­собно осуществлять свою текущую деятельность, об­ладает достаточными средствами для оплаты своих долговых обязательств перед различными кредитора­ми. Предприятие не является ликвидным, если оно не имеет достаточных средств для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов (погашения задолженности своим кредиторам, банку, поставщи­кам, бюджету и внебюджетным фондам, работникам и другим кредиторам). Неликвидность предприятия может носить временный характер, но может в даль­нейшем явиться причиной банкротства предприятия. Неликвидность является следствием финансовых за­труднений предприятия, возникающих в результате общего спада в экономике, нестабильности экономи­ческой ситуации, инфляции, неэффективного и нера­ционального использование имеющихся ресурсов и других причин. В период концентрации капитала и передела сфер влияния некоторые предприятия са­ми инициируют процедуру банкротства.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” понятие бан­кротства определено следующем образом: “Несостоя­тельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) ис­полнить в течение срока, обязанность по уплате обя­зательных платежей”.

Названный закон устанавливает основания призна­ния должника несостоятельным, т.е. банкротом или объявления должником о своей несостоятельности. Должник считается неспособным удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в те­чение трех месяцев с наступления даты их исполнения. При этом требования в совокупности должны состав­лять не менее 500 минимальных размеров месячной оп­латы труда.

Законодательство о банкротстве предприятия осно­вывается на принципе неплатежеспособности предпри­ятия.

Процедура банкротства может быть применена в отношении всех предприятий, кроме:

ü казенных предприятий;

ü унитарных предприятий, не основанных на госу­дарственной или муниципальной собственности (общественных организаций, общественных орга­низаций инвалидов и пенсионеров, благотвори­тельных фондов);

ü учреждений;

ü некоторых некоммерческих организаций.

В связи с этим администрации предприятий необ­ходимо быть знакомой с вопросами банкротства, про­цедурами проведения соответствующих мероприятий, утвержденными к руководству инструкциями и реко­мендациями по оценке финансово-экономического со­стояния предприятий.

Предприятие, столкнувшись с финансовыми затруд­нениями, должно дать оценку сложившейся ситуации, и, оценив' степень своих финансовых проблем, принять ре­шение о его дальнейшем функционировании, своевре­менно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, рас­продаже его по частям.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” в качестве одного из способов восстановления платежеспособности пред­приятия определена продажа предприятия (бизнеса) Должника. Одной из мер по предупреждению банкрот­ства является реструктуризация долгов предприятия, которая требует пролонгации долгов, т.е. их отсрочки, в том числе заключения в установленном порядке ми­рового соглашения, по которому кредиторы добровольно уменьшают величину своих долговых требований. Принятие мер, направленных на финансовое оздоров­ление, кредиторами или иными лицами по согласова­нию с должником предусмотрено законодательством. Кредиторы соглашаются на проведение таких мер, когда финансовые трудности предприятия оцениваются как временные, а само предприятие надежным, и когда дела предприятия не слишком запутаны. Владельцами (учредителями, участниками) предприятия и иными ли­цами в рамках мер по предупреждению банкротства может быть предоставлена финансовая помощь в раз­мере, достаточном для погашения долговых обяза­тельств предприятия и восстановления его платежеспо­собности, т.е. проведена досудебная санация.

Закон также регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, определяет такие процедуры банкротства как: наблюде­ние, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры.

Проведение государственной политики по преду­преждению банкротств, а также обеспечению условий реализации процедур банкротства осуществляет орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. До принятия постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 537 “О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финан­совому оздоровлению” таким органом являлось Феде­ральное управление по делам о несостоятельности (бан­кротстве). Данным постановлением на базе Феде­рального управления по делам и несостоятельности (банкротстве) создана Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоров­лению.

Основными задачами органа по делам о банкротстгве и финансовому оздоровлению являются:

ü проведение государственной политики по преду­преждению банкротств предприятий, осуществ­ляющих предпринимательскую деятельность, фи­нансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;

ü обеспечение условий реализации процедур бан­кротств;

ü разработка и реализация мероприятий по обеспече­нию анализа финансового состояния предприятий;

ü контроль за соблюдением предприятиями расчетно-платежной дисциплины.

В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности и предотвращения бан­кротств и в соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2284 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятель­ности (банкротстве) предприятий” в развитие дейст­вующего законодательства приняты соответствующие документы и разработан ряд инструкций.

Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (бан­кротстве) предприятий” утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры ба­ланса неплатежеспособных предприятий. Этим же по­становлением с последующими изменениями к нему утверждено положение о порядке предоставления госу­дарственной финансовой поддержки неплатежеспособ­ным предприятиям и использования средств федераль­ного бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюд­жетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий, а также положение о порядке принятия решения о добровольной ликвида­ции предприятия-должника.

Для обеспечения единого методологического под­хода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также в целях повышения эффективности проведения меро­приятий по финансовому оздоровлению неплатежеспо­собных предприятий Федеральным управлением России по делам о несостоятельности (банкротстве) предпри­ятий утверждены Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, а также ти­повая форма плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические реко­мендации по разработке планов финансового оздоров­ления [22,24].

Для реализации государственной политики, на­правленной на предупреждение банкротств предпри­ятий, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность, и их финансовое оздоровление, Федеральной службой РФ по делам о несостоятельности и финансо­вому оздоровлению (ФСДН России) принято распоря­жение от 31.03.99 № 13-р [25,26]. Указанное распоря­жение определяет порядок проведения систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учета платежеспособности крупных, экономически и соци­ально значимых организаций, к которым относятся:

ü организации, входящие в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капита­лизации);

ü организации, имеющие фактическую численность работников, превышающую 10 тыс. человек (для холдинговых компаний - с учетом численности ра­ботников дочерних обществ);

ü организации, признаваемые в соответствии с Феде­ральным законом “О естественных монополиях” субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность на территории РФ, ли­бо субъекта (нескольких субъектов РФ);

ü организации, признаваемыми градообразующими в соответствии с Федеральным законом “О несостоя­тельности (банкротстве)”, имеющие фактическую численность работников, превышающую 1 тыс. человек.

Анализ финансового состояния указанных выше ор­ганизаций проводится территориальными органами и агентствами ФСДН России на основании данных пред­ставляемой организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности (форм № 1,2,3,4, 5, пояснительной записки).

Методические положения по оценке финансового состояния предприятий содержат методику расчета по­казателей, включенных в систему критериев для опре­деления неудовлетворительной структуры баланса не­платежеспособных предприятий, и оценки реальных возможностей восстановления платежеспособности пред­приятий, а также определяют некоторые методические подходы к анализу структуры баланса и оценке финансо­вого состояния предприятий.

 

Date: 2015-07-11; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию