Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система руководстваФункции и роль руководителя группы связаны с ее целями и потребностями, социальным и культурным контекстом, в котором действуют участники, поэтому роль и характеристики формального лидера не во всех группах одинаковы. Подготовка и выполнение заданий в малых психотерапевтических группах связаны, однако, с личностью психотерапевта и осуществляемой им системой руководства. При автократическом типе руководства деятельность психотерапевта сконцентрирована на индивиде, он использует по существу индивидуальную психотерапию в группе. В таких случаях психотерапевт чаще всего не замечает и не понимает механизмов функционирования группы, в целом он не использует их сознательно в лечебных целях, иногда даже противодействует их влиянию. Коммуникативная сеть в таких группах имеет ограниченный характер, самым важным элементом являются интеракции между пси- хотерапевтом и пациентом. Поэтому очень часто происходит снижение инициативности, активности и вовлеченности участников, что отражается на результатах научения. Однако подобный тип руководства может успешно применяться для достижения ограниченных целей в определенных группах, например психотических пациентов. При использовании демократического метода ведения группы психотерапевт сосредоточивает усилия на группе. Он относится к пациентам как индивидам, способным к развитию и принятию самостоятельных решений. Руководитель высоко ценит активность участников, их многочисленные взаимодействия. Такой тип руководства более эффективен при ведении групп, состоящих из пациентов с меньшим количеством симптомов и ограниченным характером расстройств. Промежуточная ориентация исходит из положения, что в психотерапевтической ситуации функционирует два тесно связанных между собой элемента (подсистемы) — личность и группа, взаимозависимые и взаимодействующие друг на друга. Это означает, что, учитывая такие переменные, как состав, численность, цели, индивидуальные потребности, атмосфера и т. п., психотерапевт структурирует ход занятий и делает упор на инструментальные или индивидуальные задания, предоставляет информацию и способствует ее обращению с использованием взаимных интеракций • всех участников. В зависимости от этапа развития группы психотерапевт старается изменять и модифицировать характер существующей системы руководства. Если на начальном этапе создания группы не уточнены цели и формы работы,, не акцептированы нормы ее деятельности, то полнейшая пассивность психотерапевта, отсутствие лидера и структурирования ситуации вызывают фрустацию ожиданий и потребностей пациентов, что может привести к чрезвычайному росту напряжения в группе. В начальной фазе психотерапевт является авторитетом и экспертом, источником опеки и помощи, поэтому он обязан хотя бы частично удовлетворять надежды и чаяния участников, проявлять понимание, симпатию, доверие, акцептацию, вселять в них уверенность в том, что вместе с остальными членами группы он желает и сумеет им помочь. Наряду с разъяснениями психотерапевт оказывает поддержку, защищает от чрезмерной критики, помогает в трудных ситуациях, координирует дискуссию и подводит ее итоги. Таким образом, он создает в группе атмосферу безопасности, играет роль опекуна и поверенного. На последующем этапе психотерапевт побуждает участников к анализу происходящего в группе, клари-фикации внутригрупповых отношений, способствует достижению единства, побуждает к выполнению общих заданий, одобряет взаимодействие и проявление солидарности в решении проблем. Он выполняет, таким образом, роль технического эксперта и дидактика. На третьем этапе психотерапевт участвует в активных действиях группы, стимулирует и облегчает ее деятельность, все менее проявляет активность и руководящую роль, побуждает участников к самостоятельной исследовательской работе и достижению правильных решений, Он играет роль вдохновителя. И на последнем этапе психотерапевт может стать равноправным участником группы, исполняющим определенные функции и вносящим, таким образом, вклад в достижение намеченных целей. Чтобы оптимально решить поставленные задачи и соответствовать своей роли в группе, психотерапевту необходимо проявлять гибкость в поведении, для него должны быть характерны: варьирование степени директивное™, разнообразие типов психотерапевтического воздействия и форм научения, умение создавать условия и обстановку, благоприятствующие проявлению лечебных факторов.
|