Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение в отечественной лингвистике после Октябрьской революции





Советское языкознание

 

1. Отечественная лингвистика после Октябрьской революции.

2. Петербургская лингвистическая школа в 1920 - 1950 гг.

3. Московская лингвистическая школа в 1920 - 1950 гг.

4. Новое учение о языке Николая Яковлевича Марра.

5. Стадиально-синтаксическая концепция И.И.Ме­щанинова.

6. Дискуссия 1950 г. на страницах газеты «Правда».

 

Положение в отечественной лингвистике после Октябрьской революции.

Советское языкознание не было од­нородным ни по методам лингвистического анализа, ни по взглядам на язык. Некоторые талантливые российские учёные И.А. Бодуэн де Куртенэ. Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, Виктор Карлович Поржезинский, Макс Юлиус Фридрих Фасмер (1886 - 1962), Сергей Осипович Карцевский после революции эмигрировали из России. В 1920 - 1930-е гг. ещё были возможны контакты с зарубежными научными цент­рами. Г.О.Винокур, Н.Ф. Яков­лев, Е.Д.Поливанов поддерживали связи с Пражским лингвистическим кружком и вели структуральные исследования. Часть ученых осталась верна идеям младограмматизма. Некоторые лингвисты увлеклись «новым учением о языке» Н.Я. Марра и составили целое направление, которое на три десятилетия за­няло ведущее положение в отечественном языкознании.

В послеоктябрьский период лингвисты занимались созданием письменности и грамматик для бесписьменных народов, нормализацией литературного языка. При государственной поддержке в СССР развернулась огром­ная работа по изучению диалектов. Продолжала работать созданная А.А.Шахматовым диалектологическая комиссия. Были заложены основы новых лингвистических дисциплин - норма­тивной стилистики, истории литературного языка, фразеологии. Успешно развивалась экс­периментальная фонетика. Много открытий было сделано в об­ласти фонологии и синтаксиса.

Независимо от принадлежности к той или иной школе, оте­чественных лингвистов послеоктябрьской эпохи объединяли некоторые общие черты.

1) участие в языковом строительстве привело их к признанию социального характера языка и к изучению его функциональных свойств;

2) они видели тесную связь между состоянием язы­ка в данный момент и его историей, между синхронией и диахронией;

3) советские лингвисты рас­сматривали языковые единицы не только с материальной, фор­мальной стороны, но и с точки зрения семантики. В эти годы целые лексико-фразеологические пласты, характе­ризующие уклад дореволюционной России, уходили в пассив­ный запас и появлялись новые названия, отражающие советские реалии. У многих слов менялись значения и стилистическая окраска.

4) философской основой для большинства советских лингвистов был диалектический материализм в трактовке класси­ков марксизма-ленинизма.

Научные работы советских ученых всегда содержали цитаты из сочинений К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, И.В.Ста­лина.

Маркс и Энгельс в работе «Немецкая идеология» (1846) настаивали на неразрывной связи между языком и мышлением и подчёркивали коммуникативную фун­кцию языка: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня са­мого, действительное сознание, и, подобно сознанию, возни­кает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Марксистская философия исходит из призна­ния первичности окружающего нас объективного мира, суще­ствующего вне человека и помимо человека. Объективная действительность отражается в нашем созна­нии и обнаруживается через язык. Исторический материа­лизм поддерживал взгляд на язык как на динамичную, развивающуюся систему и факти­чески не позволил свернуть историко-сопоставительные исследования в СССР.

К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин подчеркивали общественный, социальный характер языка и выделяли две социальные функции языка: коммуникативную и функцию воздействия. Поэтому партийные и государственные чиновники в 1920 - 1950-е гг. особое внимание уделяли идеологической функции язы­ка. Например, Г.И. Горбаченко, Н.П. Синельникова и Т.А.Шуб в статье «Вылазка буржуазной агентуры в языкознании» (1932 г.) считают самым страшным грехом Е.Д. Поливанова и В.Н.Волошинова то, что в своих работах они «преступно игнорируют неотъемлемую часть единого процесса - воздействие», что язык ими «низведён до «условного средства взаимного понимания между людьми» и не больше». Развитие семантики в 1920 - 1950-х гг. тоже находило опору в трудах клас­сиков марксизма-ленинизма. Антиномия означающего и озна­чаемого терминологически от­личалась от соссюрианской. Самыми распространенными были термины форма и содержание языковой единицы.

Диалектический материализм, с одной стороны, стал на­дёжной методологической базой для молодой советской линг­вистической науки. С другой стороны, жёсткая цен­зура со стороны партийно-государственного аппарата тормозила развитие психолингвистики, структурализма, ин­женерной лингвистики, которые считались «буржуазны­ми», «враждебными» отголосками «старого мира».

 

Date: 2015-06-11; view: 1522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию