Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и формы работы с одаренными детьми
1.Сущность понятия «одаренность». Одаренность — это системное качество личности, включающее множество способностей и мотивов человека, направленное на быстрое освоение какого-либо вида деятельности, поиск и реализацию новых способов ее выполнения, достижение высоких результатов, обеспечивая тем самым общественное признание субъекту данной деятельности. По теории Дж. Рензулли одаренность есть взаимодействие трех групп человеческих качеств: -интеллектуальные способности превышают средний уровень; -высокая мотивация деятельности; -высокий уровень креативности (способности к творчеству). Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности. Ребенок с высокими интеллектуальными задатками может родиться в любой семье, но не всегда данные задатки могут быть реализованы. Развитие задатков зависит от окружающей среды — социума (семьи, класса, школы и др.). Создание условий для определения и развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы образовательных организаций. В настоящее время в России реализуется программа «Одаренные дети», составленная на основе всех требований, предъявляемых в рамках федеральной программы «Дети России», национальной образовательной инициативы, а также Федерального государственного образовательного стандарта. Характеристика общей (интеллектуальной) и специальной одаренности детей: Общая (интеллектуальная) одаренность детей выражается в ускоренном темпе развития познавательных способностей. Такие дети без труда запоминают и воспроизводят разного рода информацию, легко делают выводы и обобщения. Их эрудиция достаточно широка и глубока, они включены в разные виды деятельности. Специальная одаренность детей выражается в ускоренном темпе развития специальных способностей (коммуникативных, организаторских, музыкальных, спортивных, актерских). Но не каждая специальная способность может появиться в раннем возрасте. Есть способности, которые базируются на общих, познавательных и регуляторных и начинают заявлять о себе лишь в пору зрелости. Поэтому среди вундеркиндов нет хирургов, физиков-ядерщиков, архитекторов, инженеров-конструкторов, но довольно много юных художников, музыкантов, спортсменов, певцов, танцоров. Свойственная таким детям сверхмотивация проявляет себя только в одной или нескольких взаимосвязанных областях деятельности. Поэтому успехи их в школе могут оставаться довольно скромными. 2.Признаки ранней одаренности. Признаки ранней одаренности, проявляющейся в период дошкольного и школьного детства: 1.Более быстрый темп психического развития, прежде всего, познавательных способностей и мотивов, легкость и быстрота освоения всех и отдельных видов деятельности (познавательной, исследовательской, общественной, спортивной, творческой). 2.Стремление к достижению в деятельности положительных результатов высочайшего уровня. 3.Сверхмотивация, обуславливающая внутреннюю неудовлетворенность полученным результатам и стремление к новым достижениям. 4.Измененный характер социального взаимодействия, порождающий либо стремление к лидерству, превосходству над другими, либо стремление к уединению, разрыву или ослаблению привычных связей и отношений. 3.Основные принципы работы с одаренными детьми. К принципам работы с одаренными детьми относятся: 1.Реализация личностно-ориентированного подхода в целях развития творческих способностей детей. 2.Использование системы развивающего образования на основе исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности. 3.Педагогическое сопровождение формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей обучающихся в системе образовательного взаимодействия, направленное на обеспечение социальной адаптации одаренного ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие составляющих его таланта, одаренности, противодействие нивелирующим ее обстоятельствам. 4.Развитие обучающихся средствами всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательной мотивации, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности. 5.Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей. 6.Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности. 7.Увеличение роли внеурочной деятельности. 8.Индивидуализация и дифференциация обучения. 4.Методы и формы работы с одаренными детьми. Методы работы с одаренными обучающимися, позволяющие педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию: -проектные и научно-исследовательские методы; -игровые методы. Формы работы с одаренными детьми: 1.Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А — базовый, В — высокий, С — повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. У каждого педагога накоплен обширный материал разноуровневых заданий. 2.Факультативные и элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение факультативных и элективных курсов предполагает знакомство обучающихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов и у ребенка формируется представление, что бы он хотел изучать более глубоко. 3.Проектно-исследовательская деятельность, которая осуществляется как на уроке, так и во внеурочное время. Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. 4.Обучение по индивидуальным программам. При составлении таких программ используются стратегии ускорения — обучение с опережением, и обогащения. Различают «вертикальное» и «горизонтальное» обогащение. «Вертикальное» обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и его иногда называют ускорением. «Горизонтальное» обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний, при этом эффективно развивается мышление, креативность, умение работать самостоятельно. 5.Проведение дополнительных занятий с обучающимися: кружки по интересам; спортивные секции; конкурсы; интеллектуальные марафоны; научно-практические конференции. 6.Активное участие детей в городских, районных, республиканских, всероссийских конкурсах. Педагог, работающий с одаренными детьми, должен обладать такими качествами, как: -высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом; -способность к исследовательской и творческой деятельности; -постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей; -общая эрудированность; -владение современными педагогическими технологиями развития личности; -высокий уровень психолого-педагогической подготовки.
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы: 1.В чем состоит сущность понятия «одаренность»? 2.Выделите признаки ранней одаренности детей. 3.Обоснуйте основные принципы работы с одаренными детьми. 4.Какие существуют формы и методы работы с одаренными детьми? 5.Какова специфика применения индивидуально-дифференцированного подхода на уроке физической культуры к спортивно одаренным обучающимся?
Практическая работа: Практическая работа № 87. «Создание алгоритма индивидуальной работы педагога физической культуры со спортивно одаренными (или слабоуспевающими) детьми».
Составьте алгоритм индивидуальной работы педагога физической культуры со спортивно одаренными (или слабоуспевающими) детьми, пользуясь схемой: Слабоуспевающие дети: -формирование интереса к предмету; -дополнительные занятия по ликвидации пробелов; -текущие, временно облегченные задания; -творческие задания, вызывающие интерес; -частое повторение объяснений педагога; -работа сильных обучающихся со слабыми. Одаренные дети: -выявление структуры интересов; -определение структуры способностей; -выявление когнитивных особенностей, особенностей познавательной деятельности ребенка; -разработка индивидуальной программы изучения предмета; -формирование оптимальных отношений с классиком; -формирование адекватной самооценки.
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа №7. «Реферат». Напишите реферат на одну из тем, представленных преподавателем. Выбрав тему реферата, зарегистрируйте ее у преподавателя. Литературу по теме необходимо взять в кабинете педагогики или подобрать самостоятельно в библиотеке. Количество информационных источников должно быть не менее восьми. Список литературы оформляется по правилам библиографии. Реферат обязательно должен иметь план, который содержит три главы, введение и заключение. Обучающийся самостоятельно раскрывает содержание всех вопросов, предусмотренных планом, на основании описания, анализа и обобщения данных, полученных при использовании литературных источников, формулирует выводы, вытекающие из содержания реферата. Реферат выполняется на компьютере, печатается на белой бумаге формата А4. Полностью оформленный реферат включает в себя: -титульный лист; -содержание работы с указанием страниц каждого раздела; -содержание реферата в соответствии с разделами плана (при наличии цитат в тексте необходимы ссылки на использованный источник); -выводы, список использованной литературы.
ЛИТЕРАТУРА Основная литература:
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29. 12. 2012. — Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 208 с. 2.Бекасова, С.Н. Основы научно-методической деятельности: учеб. пособие / С.Н. Бекасова; Т. Е. Баева; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб.: [Б. и.], 2009. — 253 с. 3.Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — М.: Академия, 2009. — 496 с. — (Высш. проф. образование). 4.История педагогики и образования: учебник / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 7-е изд., перераб. — М.: Академия, 2013. — 432 с. — (Бакалавриат). 5.Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 696 с. — (Бакалавр. Базовый курс). 6. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — 9-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2009. — 576 с. — (Высш. проф. образование).
Дополнительная литература:
1.Агапова, О.В. Биографический метод в социально-педагогическом исследовании: учеб. пособие / О.В. Агапова, С.Г. Вершловский; СПб АППО. — СПб.: [Б. и.], 2010. — 52 с. — (Школа молодого исследователя). 2.Анисимов, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2006. — 574 с. 3.Антонова, Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: учеб. пособие / Л.Г. Антонова. — М.: Флинта; Наука, 1998. — 88 с.). 4.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с. 5.Богуславский, М.В. XX век Российского образования / М.В. Богуславский. — М.: ПЕР СЭ. — 2002. — 336 с. 6.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с. — (Учебник нового века). 7.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2011. — 624 с. — (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). 8.Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебник / С.Ю. Бородулина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 352 с. — (Учебники, учебные пособия). 9.Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008. — 288 с. — (Профессионализм педагога). 10.Бьюзен, Т. 10 способов как стать гением / Т. Бьюзен; пер. с англ. — М.: АСТ, 2002. — 253 с. 11.Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 128 с. — (50 способов). 12.Гилленбранд, К. Коррекционное педагогическое обучение трудных подростков / К. Гилленбранд, Н.М. Назарова; ред. Н.М. Назарова. — 3-е изд. — М.: Академия, 2008. — 240 с. (Высш. проф. образование). 13.Гликман, И.З. Воспитатика: учебник / И.З. Гликман; В 2-х ч. Ч.1 — 2. — М.: НИИ школьных технологий, 2009. 14.Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: практикум: учеб.-метод. пособие / В.П. Глухов. — 2-е изд. — М.: Изд-во В. Секачев, 2013. — 312 с. 15.Дрейкурс, Р. Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания / Р. Дрейкурс, В. Золц; пер. с англ. Л.В. Ткач. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011. — 296. — (Авторитетные детские психологи). 16.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2001. — 208 с. — (Высшее образование). 17.Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008. — 224 с. — (Высшее проф. образование). 18.Кирьянов, В.И. Курсовая работа: методика написания, правила оформления и порядок защиты: учеб.-метод. пособие / В.И. Кирьянов, Н.А. Николенко, С.А. Панкратов; Волгогр. гос. ун-т. — Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. — 126 с. 19.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 352 с. 20.Корнеева, Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности / Е.Н. Корнеева. — Ярославль: Академия развития, 2007. — 144 с. — (Практ. психология в школе). 21.Корнетов, Г.Б. Педагогика: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов; УРАО. — М.: Изд-во УРАО, 2003. — 184 с. 22.Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Академия, 2006. — 400 с. 23.Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008. — 352 с. — (Высш. проф. образование). 24.Курсовая работа по педагогике: метод. пособие / авт.-сост. Н.Л. Коршунова, Е.А. Суринова, И.Н. Шабля; Дальневост. фед. ун-т. — Уссурийск: Изд-во Дальневост. фед. ун-та, 2011. — 95 с. 25.Курсовая работа по педагогике: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: С. А. Лицерова; Тюмен. гос. ин-т искусств и культуры; Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1999. — 88 с. 26.Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л.И. Маленкова; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2002. — 480 с. 27.Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2005. — 432 с. 28.Педагогика: теории, системы, технологии: учебник / под ред. С.А. Смирнова. — 6-е изд., перераб. — М.: Академия, 2006. — 512 с. 29.Педагогика высшей школы: учеб. пособие / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, Н.Э. Пфейфер, Л.А. Шкутина. — Новосибирск; Караганды: Изд-во КарГУ, 2005. — 228 с. 30.Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. — М.: Сфера, 2008. — 128 с. — (Учеб. пособие). 31.Педагогический словарь: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. — М.: Академия, 2008. — 352 c. 32.Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с. 33.Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебник / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 350 с. — (Для средних специальных учебных заведений). 34. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 696 с. — (Бакалавр. Базовый курс). 35.Полушкина, И.В. Курсовая работа: подготовка и оформление: учеб.-метод. пособие / И.В. Полушкина; ТГУ. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2011. 36.Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие / С.Д. Поляков. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 144 с. — (Б-ка руководителя образовательного учреждения). 37.Прокопьев, И.И. Педагогика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Минск: Тетра Системс, 2002. — 542 с. 38.Пуйман, С.А. Педагогика: учеб. пособие / С.А. Пуйман. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — 256 с. 39.Пушкина, Н.М. Коррекционная педагогика: учеб.-метод. пособие / Н.М. Пушкина; Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т, — Казань: Изд-во ТГГПУ, 2005. — 87 c. 40.Романова, А.В. Педагогика (практические занятия): учеб.-метод. пособие / А.В. Романова, О.И. Дранюк; СПБ ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб.: [Б. и.], 2008. — 146 с. 41.Светлова, М. Воспитание по-новому / М. Светлова. — СПб.: Весь, 2014. — 336 с. — (Светлые книги). 42.Седова, Н.Е. Основы практической педагогики: учеб. пособие / Н.Е. Седова. — М.: Сфера, 2008. — 192 с. — (Учеб. пособие). 43.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т.1-2 / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — (Энциклопедия образовательных технологий). 44.Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 336 с. — (Высш. образование). 45.Семенова, Т.А. Технология выполнения научно-исследовательской работы по методике физического воспитания детей дошкольного возраста: курсовая работа, выпускная квалификационная работа, магистерская диссертация: учеб.-метод. пособие / Т.А. Семенова. — М.: Спутник+, 2012. — 134 с. 46.Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В.И. Смирнов. — 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с. 47.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. — 2-е изд., стереотип. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с. 48.Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 928 с. 49.Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология / Е. А. Сорокоумова. — М., СПб.: Питер, 2009. — 176 с. — (Краткий курс). 50.Степаненков, Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Изд-во В.М. Скакун, 2001. — 448 с. 51.Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник / А. В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — 2001. — 544 с. — (Учебник нового века). 52.Шалатов, В.В. Курсовая работа: подготовка, оформление, защита: метод. рек. / В.В. Шалатов. — Москва: Спутник+, 2010. — 156 с. 53. Щуркова, Н.Е. Педагог нового воспитания / Н.Е. Щуркова. — М.: Аркти, 2014. — 264 с. 54.Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. — М.: Пед. общество России, 2002. — 224 с. — (Образование XXI века). 55.Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. –366 с. — (Учеб. пособие).
|