Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-эволюционный аспект литературной жизни





Литературная традиция. Взаимодействие традиционного с новаторским как движущая сила эстетического развития. Факторы литературной эволюции.

Проблема клас­сической и массовой литературы.

Творческая история произведения и литературная биография ху­дожника как предмет литературоведения.

 

Основная литература

1. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном кон­тексте. (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лот­ман Ю.М. Избранные статьи. – Таллинн, 1992. – Т. 1. – С. 365 – 376.

2. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн, 1992. – Т. 1. – С. 203 – 215.

3. Розанов И.Н. Ритм эпох. Опыт теории литературных отталкиваний // Розанов И.Н. Литературные репутации. – М., 1928. Или: Введение в литерату­роведение. Хрестоматия. – М., 1988. – С. 444 – 448.

4. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 270 – 281. Или: Тынянов Ю.Н. Литературный факт. – М., 1993. – С. 137 – 148.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. (Разделы: Функционирование литературы. Закономерности развития литературы) – С. 106 – 142, 345 – 373.

 

Дополнительная литература

1. Маркович В. М. Повести Белкина и литературный контекст // Пушкин. Исследования и материалы. – Л., 1989. Т. ХIII. – С. 63 – 88.

2. Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968. – С. 23 – 121.

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Произведение. Цикл. Фрагмент (на материале "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева)

 

Понятия: литературное произведение, текст, рама текста, фрагмент, цикл, контекст цикла, лирическая миниатюра, стихотворение в прозе, тема.

 

Вопросы и задания:

 

  1. Дайте определения понятиям "текст" и "произведение" (Ю.М. Лотман, В.Е. Хализев). В чем различие этих понятий и как они связаны между собой?
  2. Дайте определение понятия "цикл", назовите возможные принципы циклизации и обязательные признаки авторских циклов.
  3. Дайте определение понятия "фрагмента" как литературного жанра (истоки, художественная философия и эстетика жанра).
  4. Охарактеризуйте принципы циклизации "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева (место цикла в творческой биографии Тургенева (время создания, публикации, проблема заглавия), рамочный текст, жаровая специфика (лирическая миниатюра, стихотворение в прозе), эмоциональные и смысловые доминанты цикла (Е.Ю. Геймбух), тематическое своеобразие цикла ("Услышишь суд глупца…", "Конец света", "Воробей", "Сфинкс", "Как хороши, как свежи были розы…", "Стой!", "Мы еще повоюем!", "Без гнезда").

 

 

Обязательная литература:

1. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. (Раздел "Произведение как целое") – С. 82 – 133.

2. Геймбух Е.Ю. Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева // Русский язык в школе. – 1998. – № 5. – С. 49 – 56.

3. Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. – Новосибирск, 2001. (Гл.1. Циклизация литературных произведений: к проблеме понимания) – С.14 – 35. Или: Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. – Красноярск, 1988. (Гл. 1. К истории понятия "лирический цикл" и проблеме его литературоведческого истолкования) – С. 6 – 24.

4. Пустовойт П.Г. Поздний Тургенев: гармония скорбящей лиры // Филологические науки. – 2001. – № 5 – С. 3 – 12.

5. Стихотворение в прозе (М.Л. Гаспаров) // КЛЭ (Краткая литературная энциклопедия), Т.7. или Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

6. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. (Любое издание)

7. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 40 – 53, 240 – 241.

 

Дополнительная литература

1. Сухова Н.П. Фрагмент и цикл в лирике Фета // Сухова Н.П. Мастера русской лирики. – М., 1982. – С. 73 – 82.

2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004. – С. 22 (Лотман Ю.М., Хализев В.Е.).

 

Занятие 2. Стихосложение. Стиховой метр и ритм

Понятия: стих, проза, ритм, метр, метрическая система стихосложения, силлабическая система стихосложения, тоническая система стихосложения, силлабо-тоническая система стихосложения, просодия, размер, икт, междуиктовый интервал, пропуск метрического ударения, внеметрическое ударение, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, анакруза, клаузула, дольник, тактовик, акцентный стих, верлибр.

 

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте специфику стихотворной и прозаической речи. Дайте понятие ритма. В чем основные отличия ритма стиха от ритма прозы.
  2. Охарактеризуйте метрическую, силлабическую и тоническую системы стихосложения. Как связаны между собой система стихосложения и особенности языка? Что такое просодия? Охарактеризуйте просодию русского языка.
  3. Как происходило формирование русского классического стиха (силлабо-тонической системы) (русский силлабический стих (происхождение, представители), реформа Тредиаковского - Ломоносова)?
  4. Перечислите и опишите силлабо-тонические размеры. Приведите примеры.
  5. Охарактеризуйте проблему соотношения стихотворного метра и ритма в русской силлабо-тонике. Определите значения понятий "метр", "размер", "икт", "междуиктовый интервал", "пропуск метрического ударения", "внеметрическое ударение", "анакруза". Назовите метрические определители силлабо-тонического стиха.
  6. Дайте определения дольника, тактовика, акцентного стиха. Приведите примеры.

Обязательная литература:

1. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие. – Л., 1972. (или последующие издания) Или: Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – М., 2002. – С.6-49.

 

Дополнительная литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 352-381.

2. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 1984.

3. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1980. – С. 8-234.

4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. (Или другие словари литературоведческих понятий и терминов).

5. Тимофеев Л.И. Очерки истории и теории русского стиха. – М., 1956.

6. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. – М., 1980.

7. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. – М., 1993. – С. 23- 120.

8. Федотов О.И. Основы теории литературы. Т.2. Стихосложение и литературный процесс. – М., 2003.

 

Занятие 3. Фоника. Строфика. Интонационно-ритмический строй стихотворной речи

 

Понятия: рифма, ее разновидности, ассонанс, аллитерация, строфа, ее разновидности, сонет, анжанбеман (перенос), напевный стих, говорной стих.

Вопросы и задания:

1. Определите значение понятия "рифма". Что такое "точная рифма", "богатая рифма", "достаточная рифма", "неточная рифма", "глубокая рифма"? Какие рифмы называют "банальными" и "оригинальными"?

2. Что такое "ассонанс", "аллитерация", "внутренняя рифма"? Каковы функции звуковых повторов внутри стиха?

3. Что такое "строфа", каковы ее признаки? Назовите основные типы рифмовки.

4. Дайте характеристику "одической строфы", "балладной строфы", "онегинской строфы". Что такое "сонет"?

5. Что такое "интонация"? Дайте понятие "переноса" (анжанбеман), каковы его функции? Охарактеризуйте "напевный стих", назовите его признаки. Каковы отличия куплетной и романсной формы напевного стиха? Что такое "говорной стих"? Каковы особенности разговорной и ораторской форм говорного стиха?

 

Обязательная литература:

1. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие. – Л., 1972. (или последующие издания).

Дополнительная литература:

1. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 1984.

2. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1980. – С. 8-234.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. (Или другие словари литературоведческих понятий и терминов.

4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. – Л., 1972.

5. Тимофеев Л.И. Очерки истории и теории русского стиха. – М., 1956.

6. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. – М., 1993. – С. 23- 120.

7. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – Л., 1969. – С. 327-541.

 

 

Занятие 4. Анализ композиции лирического произведения (на материале лирики А.Фета)

 

Понятия: лирика, лирическое переживание, лирический субъект, "голос автора", лирическое "я", лирический герой, ролевая лирика, автопсихологическая лирика, лирический сюжет, зачин, концовка.

Вопросы и задания:

I. 1.Охарактеризуйте специфику лирики как литературного рода. Что такое "лирическое переживание" и в чем его отличие от непосредственно жизненных переживаний.

2.Каковы особенности семантической структуры лирического стихотворения (Т.И. Сильман). Опишите основные типы композиции лирического стихотворения (В.Е. Холшевников)

3. Определите значение понятий "лирический субъект", "голос автора", "лирическое "я", "лирический герой", "ролевая лирика", "автопсихологическая лирика"(Л.Я. Гинзбург, Б.О. Корман, С.Н. Бройтман)

II. Анализ стихотворения А.Фета "Шепот, робкое дыханье…"

1. Определите тему стихотворения, его эмоциональную окраску. Охарактеризуйте особенности мироощущения Фета.

  1. Охарактеризуйте внешнюю композицию (архитектонику) стиха.
  2. Охарактеризуйте внутреннюю композицию произведения (как осуществляется движение лирической темы, проследите динамику любовной эмоции и динамику внешних впечатлений, охарактеризуйте специфику художественного времени)
  3. Определите тип лирического субъекта в данном произведении (Б.О. Корман о лирическом субъекте поэзии А. Фета), охарактеризуйте образный строй стихотворения.
  4. Охарактеризуйте особенности поэтического языка и ритмической организации стихотворения.

 

Обязательная литература:

1. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004 (Разделы: "Лирика" (В.Е. Хализев), "Лирический субъект" (С.Н. Бройтман), – С. 153-161, 310-322.

2. Гинзбург Л.Я. О Лирике. – Л, 1974. Гл. "Проблема личности".

3. Корман О.Б. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1978. (Гл. II. "Субъектные формы выражения авторского сознания") – С. 42-116.

4. Фет А.А. Стихотворения (любое издание)

5. Холшевников В. Е. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения. – Л., 1985. – С. 5 – 49.

 

Дополнительная литература

1. Сильман Т. И. Семантическая структура лирического стихотворения // Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977. – С. 5 – 45.

2. Сухова Н.П. Мастера русской лирики. – М., 1982. ("Фрагмент и цикл в лирике Фета" – С. 73-82; А.А. Фет "Шепот, робкое дыханье…" (из раздела "Поэтика одного стихотворения") – С. 102-106).

 

 

Занятие 5. Композиция эпико-повествовательного произведения (на примере повести А.С. Пушкина "Гробовщик")

Понятия: э пос, композиция, аспекты (уровни) композиции, сюжет, компоненты сюжета, фабула, конфликт, автор, повествователь, рассказчик, композиционно-речевые формы: повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог.

Вопросы и задания:

I. 1.Охарактеризуйте специфику эпоса как литературного рода. Определите значение понятий "повествование", "повествователь", "рассказчик".

2. Определите значения терминов "сюжет" и "фабула", каково их соотношение. Сюжет и тема литературного произведения. Сюжет и конфликт.

3. Дайте понятие композиции, назовите и охарактеризуйте аспекты (уровни) композиции. Речевая композиция произведения.

II. Анализ композиции повести А.С. Пушкина «Гробовщик»

  1. Композиция и фабула. Композиция и сюжет.
  2. Субъект изображения в "Гробовщике". Особенности повествовательной структуры повести.

 

Обязательная литература:

1. Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С. 35-68. Или: Контекст. – М., 1974.

2. Введение в литературоведение /Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. (Разделы: "Эпос", "Субъект изображения" (в эпосе), "Композиция") – С. 142-147, 300-310, 322-389.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

4. Пушкин А.С. "Гробовщик" (Любое издание)

5. Федотов О.И. Основы теории литературы. Ч. 1. – М., 2003. (Гл.6, 13 "Сюжет и фабула литературно-художественного произведения", "Композиция литературно-художественного произведения") – С. 57-90, 253-255.

6. Эйхенбаум Б. Болдинские побасенки Пушкина // Б.Эйхенбаум О литературе. – М., 1987.

 

Дополнительная литература

1. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 1964.

 

Занятие 6. Композиция драматического произведения (на примере комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Понятия: драма (как род литературы), драматический текст, основной и второ­степенный драматический текст, ремарка, афиша, реплика, действие, внешнее и внутреннее действие, интрига, система персонажей, внесценические персонажи, амплуа.

Вопросы и задания:

I. 1. Охарактеризуйте специфику драмы как литературного рода.

2. Определите значение понятий "интрига", "развитие дей­ствия", "основной текст", "побочный текст".

II. Анализ композиции комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

1. Система персонажей в пьесе (главные, второстепенные, внесценические; сюжетная связь и соотношение характеров как системообразующие принципы).

2. Экспозиция, ее функции.

3. Анализ развития действия в пьесе:

– завязка действия: завязка любовной интриги, завязка общественного конфликта;

– развитие действия: ключевые сцены в развитии любовной и общественной линий; взаимосвязь общественной и любовной линий в пьесе (Ю.Н. Тынянов "Сюжет "Горя от ума");

– сюжетные паузы, их функция;

– кульминация;

– развязка;

– концовка.

4. Монологи и диалоги в драматическом произведении. Авторский текст.

 

Обязательная литература:

1. Введение в литературоведение /Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. (Разделы "Драма", "Персонаж") – С. 147-153, 197-217.

2. Владимиров С. В. Действие в драме. – Л., 1972.

3. Грибоедов А.С. "Горе от ума" (любое издание).

4. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 135-164.

5. Па­ви Патрис Словарь театра. – М., 1991 (Статьи: Действие словесное. Интрига. Экспозиция. Развитие дей­ствия. Развязка. Текст драматургический. Текст основной. Второстепенный текст. Связки сценические).

6. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С347-379.

7. Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 6 – 27.

 

Date: 2015-07-02; view: 631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию