Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации при изучении отдельных тем курса





В теме 1 «Предмет и система курса гражданского процессуального права», изучая понятие гражданского процессуального права как отрасли права, следует уяснить соотношение гражданского про­цессуального права и арбитражного процессуального права, а так­же место норм, регулирующих отношения в сфере исполнительно­го производства. Не менее важно понять, в чем состоит приоритет судебной формы зашиты права в сравнении с общественной и ад­министративной формами защиты и в этой связи роль и значение гражданской процессуальной формы. Надо обратить внимание и на соотношение таких понятий, как гражданское процессуальное право и гражданский процесс. Их нередко употребляют в одном значении, однако в действительности их содержание различно.

С принятием ГПК 2002 г. еще более обострился спор относи­тельно видов гражданского судопроизводства: стоит ли их выде­лять и сколько таких видов предусматривает ГПК. Определитесь в этом вопросе.

При изучении принципов гражданского процессуального права обратите внимание не только на определение понятия и содержа­ние принципов, но и на их значение как для законодателя, так и для правоприменителя. Рассматривая организационно-функцио­нальные принципы правосудия, надо выделить и уяснить гарантии их реализации. Применительно к принципам, определяющим процессуальную деятельность, следует обращать внимание на пре­дусмотренные законом исключения из них, например, из принци­пов непосредственности, непрерывности. Особенно важно пра­вильно понять содержание, проявление и значение наиболее спе­цифичных принципов гражданского процесса: диспозитивности, состязательности и объективной (судебной) истины. Реформа гражданского судопроизводства весьма существенно отразилась на них, проявившись в расширении диспозитивности и состяза­тельности, а также наполнении новым содержанием принципа объективной истины. Все эти моменты требуют четкого уяснения.

В теме «Гражданские процессуальные правоотношения и их субъ­екты» прежде всего следует обратить внимание на характерные признаки гражданского процессуального правоотношения, а за­тем установить различия между главным, дополнительным и слу-жебно-вспомогательным правоотношениями. Рассматривая воп­рос о субъектах процессуального правоотношения, важно уяснить их классификацию. Полезно продумать и нарисовать схему, кото­рая бы отражала предложенное деление субъектов.

Тема «Лица, участвующие в деле» является логическим продол­жением предыдущей темы, поскольку участвующие в деле лица — это основные (наряду с судом) субъекты гражданского процессу­ального правоотношения. Круг участников процесса шире, чем круг лиц, участвующих в деле. Надо точно знать, кто относится к лицам, участвующим в деле, какие существенные признаки им всем присущи, а также какими они обладают общими процессу­альными правами и обязанностями. Следует обратить внимание и на то, что в зависимости от характера юридического интереса к ис­ходу процесса всех лиц, участвующих в деле, можно в свою очередь подразделить на две группы:

—лица, имеющие личный материально-правовой и процессу­альный интерес;

—лица, имеющие общественный, государственный, т.е. только процессуальный интерес.

Надо понять смысл и практическое значение такого деления. Не менее важно уяснить характеристики каждого субъекта, входящего в состав лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заяв­ляющих и не заявляющих самостоятельные требования относи­тельно предмета спора, прокурора, государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, организаций и граждан, защища­ющих чужие интересы. Здесь наиболее сложными вопросами яв­ляются, во-первых, процессуальное соучастие, во-вторых, процес­суальное положение участников, защищающих чужие интересы.

Изучив основания процессуального соучастия, определив отли­чие соучастия от других видов множественности лиц в процессе, нужно уяснить критерии деления соучастия на обязательное и фа­культативное и практическое значение такой классификации.

Расширение действия принципа диспозитивности, нашедшее свое отражение в новом ГПК, привело к существенному уменьше­нию роли в процессе прокурора, государственных органов, орга­нов местного самоуправления и других лиц, защищающих чужие интересы. В отличие от ГПК 1964 г. в Кодексе 2002 г. установлено, что и предъявление прокурором иска, и вступление его в процесс с целью дачи заключения допустимо лишь в случаях, предусмотрен­ных ГПК и другими федеральными законами. Поскольку порядок вступления прокурора в процесс, объем его процессуальных прав и обязанностей зависят от формы его участия в деле, надо четко уяс­нить различие между этими двумя формами.

Применительно к органам и лицам, защищающим чужие инте­ресы, следует учитывать, что в двух формах могут участвовать в де­ле только государственные органы и органы местного самоуправ­ления. Надо найти объяснение этому и запомнить некоторые кате­гории дел, в которых органы дают заключение по делу.

Изучая тему «Представительство в суде», нужно учитывать, что представительство является сложным межотраслевым институтом, поэтому следует обратиться не только к нормам процессуального права, но и к соответствующим положениям ГК, СК, Трудового ко­декса, Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и др. для уяснения правовой природы судебного представительства. Рассмат­ривая виды судебного представительства, постарайтесь понять, в чем практическое значение предложенной классификации.

В теме «Подведомственность гражданских дел» надо обратить внимание, во-первых, на то, что законодателем по-разному зак­репляется подведомственность общему суду исковых и неисковых дел, а, во-вторых, на критерии разграничения подведомственнос­ти гражданских дел между общими и арбитражными судами.

Изучая тему «Подсудность», обратите внимание на то, сколь зна­чимо, с практической точки зрения, правильное решение этого воп­роса по конкретным делам. В этой связи уместно рассмотреть пози­цию Конституционного Суда РФ относительно значения подсуднос­ти, сформулированную им в определении от 3 июля 2007 г. № 623-0-П. Также учтите, что Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 147-ФЗ изменена родовая подсудность дел мирового судьи.

Глава о судебных расходах в учебнике 2004 г. в определенной части устарела, поскольку не отражает весьма существенных изме­нений, которые были внесены в одноименную главу ГПК Феде­ральным законом от 29.12.2004. Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок ее возврата или зачета, основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государ­ственной пошлины и ряд других вопросов, касающихся государ­ственной пошлины, регулирует в настоящее время Налоговый ко­декс РФ. Что же касается издержек, связанных с рассмотрением дела, то их регулирование осталось прежним.

Тема «Судебные доказательства» состоит из двух частей и вклю­чает общее учение о доказательствах и характеристику отдельных видов доказательств. Теория доказательств очень подробно разра­батывалась в уголовном процессе, поэтому вполне уместно вспом­нить материал, изученный в курсе уголовного процессуального права, и сравнить с аналогичными понятиями и институтами гражданского процессуального права. Важнейшим понятием до­казательственного права является предмет доказывания. Надо уяс­нить его содержание и отграничение от доказательств, а также на­учиться определять его по конкретным делам, обратившись к при­мерам из судебной практики.

Тема «Иск. Возбуждение гражданского дела» является одной из важнейших в курсе гражданского процессуального права. При ее рассмотрении следует учитывать, что основные понятия в учебни­ке под ред. М.С. Шакарян изложены, исходя из учения М.А. Гур-вича об иске и праве на иск. Есть и иные точки зрения на понятие иска, его элементов, виды исков, право на иск. С ними можно оз­накомиться, обратившись к другим рекомендованным учебникам либо дополнительной литературе.

Умение определять элементы конкретного иска важно с прак­тической точки зрения, так как от этого зависит правильное реше­ние целого ряда процессуально-правовых вопросов, например, о тождестве исков. Поэтому следует поупражняться в определении предмета и основания иска, обратившись к сборникам задач, практикумам, либо к реальным примерам из судебной практики.

Уясняя смысл и содержание предпосылок права на предъявле­ние иска (возбуждение дела), следует соотнести их с соответствую­щими пунктами ст. 134 ГПК и учесть, что такая предпосылка, как юридическая заинтересованность заявителя, по-разному оценива­ется в литературе, в том числе и как противоречащая конституци­онному праву на судебную защиту. Надо постараться составить свое мнение на этот счет.

Поскольку альтернативой возбуждению дела может быть отказ в принятии заявления, возвращение заявления и оставление заяв­ления без движения, следует четко уяснить различия в этих инсти­тутах и запомнить соответствующие каждому из них основания.

В главе о подготовке дела к судебному разбирательству следует обратить внимание на институт предварительного судебного засе­дания, выяснив его цели, порядок назначения и проведения, уста­новив случаи возможного вынесения решения на этом этапе.

Изучая тему «Судебное разбирательство», надо учесть, что судеб­ное заседание, в рамках которого происходит судебное разбира­тельство, начатое в определенный день и час, может завершиться:

—вынесением решения;

—прекращением производства по делу;

—оставлением заявления без рассмотрения;

—приостановлением производства по делу;

—отложением разбирательства дела.

При этом первые три способа окончания судебного разбира­тельства совпадают с окончанием производства в суде первой инс­танции. Следует выявить различия между всеми названными здесь институтами.

Изучая тему «Постановления суда первой инстанции», следует учесть, что одноименная глава в учебнике под ред. М.С. Шакарян отразила позицию кафедры гражданского процесса МГЮА по по­воду содержания данного понятия: в него традиционно включены решения (в том числе заочные) и определения. О судебном прика­зе идет речь в другой главе «Приказное производство», а сам судеб­ный приказ обособлен, не поставлен в один ряд с решениями и оп­ределениями, поскольку только они могут быть признаны актами правосудия.

Изучая данную тему, следует обратиться к постановлению № 23 Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 12 декаб­ря 2003 г., однако оценить его с известной долей критики, пос­кольку роль и значение судебного приказа в нем явно преувеличе­ны и искажены. В частности, нельзя согласиться с тем, что судеб­ный приказ обладает свойством преюдициальное™.

Также в рамках названной темы надлежит уяснить различие по­нятий: требования, предъявляемые к судебному решению; свой­ства законной силы судебного решения. Нередко они студентами смешиваются, что недопустимо.

Главное в теме «Заочное производство» — установить его отли­чие от «обычного» производства по делу, обратив при этом внима­ние на специфическую процедуру обжалования и отмены заочно­го решения.

Изучая приказное производство, следует учитывать практичес­кую востребованность судебного приказа. Тем более досадно, что нормы главы «Приказное производство» в ГПК имеют значитель­ное число изъянов и противоречий, на которые обращается внима­ние в одноименной главе учебника. Вместе с тем, надо обратить внимание, что и судебный приказ, и приказное производство в ли­тературе, в том числе учебной, получили различное толкование и оценку.

 

Дела из публичных правоотношений представляют собой первую группу неисковых дел, предусмотренных в ГПК. Вместе с тем, в учебнике под ред М.С. Шакарян правовая природа этих дел изло­жена так, что грань между исковыми и делами из публичных отно­шений стирается, а производства сближаются. Эта точка зрения имеет как много сторонников, так и противников.

Категории дел из публичных правоотношений, проанализиро­ванные в главе 17 учебника под ред. М.С. Шакарян, сегодня очень востребованы на практике, поэтому надо составить четкое предс­тавление о порядке их возбуждения и рассмотрения. При этом надлежит учесть, что в главу 26 ГПК «Производство по делам о за­щите избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан РФ» законом от 21.07.2005 были внесены изменения и допол­нения.

Тема «Особое производство», в рамках которого объединены 11 различных категорий дел, предполагает уяснение весьма сущест­венных отличий этого производства от производства по иску. На­до уяснить не только первооснову различия — отсутствие в особом производстве спора о праве, но и другие общие признаки, свой­ственные всем делам особого производства и отличающие их от исковых дел.

Изучая раздел «Производство в суде второй инстанции», нужно учитывать, что действующая система пересмотра судебных актов в общих судах предусматривает два различных порядка проверки за­конности и обоснованности судебных актов, не вступивших в закон­ную силу: апелляционный — для решений и определений мировых судей; кассационный — для решений и определений районных су­дов, судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ, вынесенных в первой инстанции.

Надо сопоставить апелляционный и кассационный порядок и уяснить, что в них общее и в чем различия по объекту обжалова­ния; по субъектам права обжалования; по срокам и порядку обжа­лования; по правилам рассмотрения; по полномочиям суда второй инстанции; по основаниям к отмене, изменению или вынесению нового решения.

Изучая тему «Пересмотр судебных решений и определений, всту­пивших в законную силу», следует учесть, что именно этот раздел в ГПК 2002 года подвергся наиболее существенным изменениям. (См.: Федеральные законы от 28.07.2004 №94-ФЗ и от 04.12.2007 № 330-ФЗ). Эти изменения коснулись и производства в суде над­зорной инстанции и пересмотра по вновь открывшимся обстоя­тельствам.

Регулирование стадии производства в порядке надзора в ее ны­нешнем виде вызывает немало критических замечаний и в доктри­не, и в практике. Надо постараться понять, основательна ли эта критика и нуждается ли стадия пересмотра в порядке надзора в дальнейших изменениях.

Обратите внимание на важнейшие характеристики производ­ства в суде надзорной инстанции: субъектов, управомоченных на обращение в суд, сроки на подачу жалобы (представления), объек­ты обжалования и порядок «движения дела». Надо четко уяснить последовательность действий суда надзорной инстанции после по­лучения жалобы или представления прокурора и понять, что дале­ко не всегда подача жалобы (представления) приводит к рассмот­рению дела судебно-надзорным органом (Президиумом суда субъ­екта РФ, судебной коллегией Верховного Суда РФ, Президиумом Верховного Суда РФ). Также следует обратить внимание на полно­мочия суда надзорной инстанции и основания к отмене решений (определений, постановлений) в порядке надзора.

Вступившие в законную силу решения могут быть пересмотре­ны не только в порядке надзора, но и по вновь открывшимся обсто­ятельствам. Следует научиться отличать вновь открывшиеся обс­тоятельства от новых обстоятельств и новых доказательств. Также надо уяснить порядок производства по пересмотру.

Сложности в изучении вопросов исполнительного производства состоят в том, что оно регламентируется одновременно ГПК, АПК, законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» (См. Федеральный закон от 02.10.2007. № 229-ФЗ). При этом в ГПК или АПК нашли отражение только те нормы, ко­торые определяют роль суда в исполнительном производстве. Однако студент должен получить более полное и разностороннее представление о порядке принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, опираясь прежде всего на закон «Об исполнительном производстве». Чтобы не выпустить из внимания значимые положения, целесообразно обратиться к программе кур­са или вопросам для самоконтроля.

Изучая арбитражный процесс, следует учитывать его «генетичес­кое» единство с гражданским процессом. Именно поэтому, опира­ясь на знания, полученные по гражданскому процессуальному праву (о принципах, субъектах, доказывании, праве на предъявле­ние иска, судебных постановлениях и т.д.), надо обратить внима­ние именно на особенности арбитражного процесса, проявляю­щиеся в возбуждении, рассмотрении и пересмотре дел в арбитраж­ных судах.

Утвержденная в 2007 году программа курса «Гражданское про­цессуальное право» включает новую тему: «Порядок обращения и производства в Европейском Суде по правам человека». Сложности в ее изучении состоят в том, что далеко не все учебники по граждан­скому процессу, в том числе и рекомендованные в настоящем Сборнике, включают в себя соответствующий материал. Изучить эту тему можно по учебникам: «Гражданский процесс» под ред. М.К. Треушникова. М., 2007, или «Гражданское процессуальное право» под ред. Л.В. Тумановой. М.: ТК «Велби», изд-во «Прос­пект», 2008.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Date: 2015-07-02; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию