Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Десятое занятиесем.17 апреля Лакофф «Женщины, огонь и опасные вещи» Выготский: стадии овладения детей понятиями. В 12 лет происходит перелом и начинается использование настоящими понятиями (а не псевдо). Псевдо: мороз – это когда холодно. Настоящее: мороз – это вид погоды, когда холодно. Настоящее от псевдо отличается тем, что оно встроено в общую классификацию. В 12 лет мы переходим к классической схеме категоризации. Категоризация – выделение классов на основании вида специфического общего признака. Классическая когнитивная теория говорит, что человек способен разделять мир так. Новизна рассказанная у Лакоффа: Витгенштейн: заметил, что вот мы выделяем класс «игр», но даже не можем дать ему конкретные границы. Никакого перехода в 12 лет не происходит, а так на стадии псевдо понятий и остаются. Рош: замечает, что в кл-й когнитивной концепции мы не можем выделить более или менее принадлежащие этому признаку (более птица-менее птица). Нечто
Живое существо Млекопитающее животное
Собака
Ретривер Золотой ретривер
Сука золотого ретривера В классической концепции здесь нет выделенного уровня. А Рош говорит, что уровень «собака» является базовым. Для базового уровня характерно, что когда задаётся вопрос, в первую очередь говорится он – признак частоты использования («Что там в дали?» ты не ответишь «млекопитающее животное», а ответишь «собака»). Следующие признак: эти слова короче, чем другие; дети обучаются им быстрее. Базовое слово зависит и от местности (у городских – «дерево», у деревенских – «дуб»). Прототип: (например, прототип птицы у Лакоффа – малиновка) то, что чаще всего встречается нам. Нечеткое множество: существуют такие элементы, что чёткое определение их принадлежности невозможно и тогда мы вводим градуальное значение (например, «человек является высоким на 90%). Потом Рош решила, что если человек так выделяет, не значит, что сами множества нечеткие. Сам ли человек выделяет такие множества или это как-то совпадает с тем, как устроен этот мир? Идёт пример: категоризация животных и растений у племени индейцев на базовом уровне (род) совпадает с категоризацией биологии и зоологии: Растение
Дерево Дуб (род)
Дуб остролистный (вид) Дуб остролистный …. Почему именно на уровне рода, а не вида? Потому что чаще всего в одной местности преобладает один вид. Категоризация цвета: Л. говорит, что категоризация цвета различна у различных народов (может быть два, три, семь и т.д.) но даже если в языке нет названия какому-либо базовому цвету, то всё равно все народы различают базовые цвета. Остин «Значение слова» Значение слова – конкретный предмет. Значение предложения – знак факта. Не существует значения слова вообще, как и квадратного корня вообще. Остин «Перформативы-констативы» Констативное предложение: о нём есть оценки истина/ложь. Перформативное предложение самим собой осуществляет действие (например, «я задаю вам читать…») д/з: семинар 4.2. весь!
|