Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Задание 1. Прочитайте микротексты. Найдите в каждом из них тезис и аргументирующую часть. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов





 

В организме животных съеденная пища подвергается механической и химической переработке. Белки в желудке и тонком кишечнике расщепляются до аминокислот. Из кишечника они всасываются в кровь и поступают в ткани и клетки. Здесь же из аминокислот синтезируются белки, специфичные для каждого вида животного. На основании этого можно прийти к заключению, что именно в клетках и тканях происходит реакция ассимиляции питательных веществ.

Ключ: Ассимиляции питательных веществ происходит в клетках и тканях.

Задание 2. Сократите предложения, заменив подчеркнутые словосочетания одним словом.

Образец: Процесс обмена веществ непрерывно происходит во всех органах и тканях. → Обмен веществ непрерывно происходит во всех органах и тканях.

1) В живом организме постоянно происходит реакция синтезавеществ. 2) В основе явления раздражимостилежит способность белков клетки изменять структуру. 3) Кальций имеет важное значение для процессов сокращения и расслаблениямиокарда.4) В состоянии покоявнутренняя поверхность мембран заряжена отрицательно. 5) Мышечная ткань сердца обладает свойством автоматии.

Урок 3

► ЗАПОМНИТЕ!

Описание –микротекст, в котором дается характеристика объектов (предметов, процессов и т.д.). В таких микротекстах перечисляются качественные, количественные, структурные или функциональные признаки объекта. В описании основная информация не сосредоточена в одном предложении, а распределена по всему микротексту.

Чтобы записать информацию такого микротекста в форме тезиса, необходимо сделать следующее.

1. Найти текстовой субъект, т.е. слово или словосочетание, отвечающее на вопрос: О чем (о каком предмете, процессе и т.д.) говорится в этом микротексте? В нашем примере текстовой субъект – эритроциты. Текстовой субъект, как правило, называется в каждом предложении и может выражаться с помощью вторичных номинаций: эритроциты – эти клетки, они.

2. Найти текстовые предикаты, т.е. слова и словосочетания, отвечающие на вопрос: Что говорится о субъекте (этом предмете, процессе и т.д.)? В примере, который мы анализируем, текстовые предикаты следующие:

- имеют форму двояковогнутого диска;

- красный цвет;

- состоят из стромы и оболочки;

- отсутствие ядра;

- выполняют несколько функций: дыхательную, питательную, защитную.

3. Соединить текстовой субъект с текстовыми предикатами в одно предложение и произвести необходимые сокращения. Получится предложение-тезис, в котором содержится основная информация микротекста-описания.

 

Образец:

 

Микротекст-описание Тезис
Эритроциты – клетки, которые имеют форму двояковогнутого диска. Цвет эритроцитов – красный. Эти клетки состоят из стромы и оболочки. Их отличительная особенность заключается в отсутствии ядра. В организме эритроциты выполняют несколько функций. Важнейшие из них – дыхательная, питательная и защитная. Эритроциты – безъядерные клетки красного цвета, имеющие форму двояковогнутого диска, состоящие из стромы и оболочки и выполняющие в организме дыхательную, питательную, защитную функции.  

 

 

Задание 1. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов. Произведите необходимые трансформации языковых единиц.

(1) Желудок – это один из органов пищеварительной системы. Он имеет форму мешка. Его длина составляет около 21 – 25 см. Объем желудка достигает 3 литров. Этот орган располагается в эпигастральной области. Он состоит из следующих основных частей: входного отверстия, места выхода, привратника, куполообразной части, тела.

(2) Поступающая в желудок пища подвергается действию желудочного сока. В результате этого она превращается в полужидкий химус. В желудке химус, благодаря сокращениям гладкой мускулатуры стенок желудка, хорошо перемешивается и равномерно поступает в следующие отделы пищеварительного тракта. На этом основании можно сделать вывод, что желудок играет важную роль в процессе пищеварения.

Ключ: (1) Желудок – орган пищеварительной системы мешковидной формы, длиной 21-25 см, объемом до 3 литров, располагающийся в эпигастральной области и состоящий из входного отверстия, места выхода, привратника, куполообразной части, тела.

(2) Желудок играет важную роль в пищеварении.

Задание 2. Сократите предложения, заменив выделенные слова причастием. Обращайте внимание на форму причастия.

А. Образец: Соединения, которые поступают с пищей, отличаются от веществ организма. → Соединения,поступающие с пищей, отличаются от веществ организма.

1) Основой метаболизма являются свойства живых организмов, которые отличаютих от неживой природы. 2) Метаболизм – процесс, который лежит в основе жизни. 3) Вещества, которые образуются при диссимиляции, подвергаются преобразованиям. ……………

Б. Образец: Резорбция – результат деятельности клеток-разрушителей, которые получили название остеокластов. → Резорбция – результат деятельности клеток-разрушителей, получивших название остеокластов.

1) Вещества, которые попали в организм, подвергаются изменениям и превращениям. 2) Студент, который сдал зачет вовремя, будет допущен к экзамену. 3) Кровь, которая поступила в камеры сердца, в результате сокращения миокарда перетекает в желудочки.

 

В. Образец: У штангистов позвонки становятся похожими на клин, который сужен кпереди. → У штангистов позвонки становятся похожими на клин, суженный кпереди.

1) Изменения, которые вызваны особенностями профессиональной деятельности, наблюдаются во всем скелете. 2) Вещества, которые были усвоеныорганизмом, подвергаются разрушению. 3) Молекула, которая была разрушена, мгновенно заменяется новой.

 

Г. Образец: Диагноз, который врач поставил предварительно, был подтвержден результатами анализов. → Диагноз, поставленный врачом предварительно, был подтвержден результатами анализов.

1) Элементы, которыеврачобнаружил при анализе крови, свидетельствуют о воспалении. 2) По форме, которую приобреликости взрослого человека, довольно точно определяется его профессия. 3) В сосуде, который закрылтромб, нарушается кровоток. …………..

Урок 4

► ЗАПОМНИТЕ!

Повествование – это микротекст, в котором дается описание процесса. Цель повествования – последовательная «регистрация» отдельных стадий (этапов, фаз) развертывания процесса во времени. В таком микротексте основная информация не сосредоточена в одном предложении, она распределена по всему микротексту. Текстовой субъект обычно называется только в первом предложении. Для микротекстов-повествований типичны предикаты со значением действия, процесса.

Чтобы записать информацию такого микротекста в форме тезиса, необходимо сделать следующее.

1. Найти текстовой субъект, т.е. слово или словосочетание, отвечающее на вопрос: О чем (о каком процессе) говорится в микротексте? В нашем примере текстовой субъект – механизм акта внешнего дыхания.

2. Найти текстовые предикаты, т.е. слова и словосочетания, отвечающие на вопрос: Что говорится о субъекте (об этом процессе)? В нашем примере это слова и словосочетания, называющие последовательность процессов: сокращение наружных межреберных мышц → приподнимание ребер → расширение грудной полости → всасывание свежего воздуха → уменьшение давления в плевральной полости → поступление воздуха в альвеолы → расслабление межреберных мышц и уменьшение объема грудной полости → спадение легких и выдавливание воздуха → вентиляция легких (поступление кислорода и выведение углекислого газа.

3. Соединить текстовой субъект с текстовыми предикатами. Произвести необходимые сокращения. У вас получится предложение-тезис, которое содержит главную информацию микротекста-повествования.

 

Образец:

Микротекст-повествование Тезис
Механизм акта внешнего дыхания заключается в следующем. Сокращаются наружные межреберные мышцы, в результате чего приподнимаются ребра. После этого грудная полость расширяется, и в легкие всасывается свежий воздух. В плевральной полости уменьшается давление, благодаря чему наружный воздух поступает в альвеолы. Затем межреберные мышцы расслабляются, и уменьшается объем грудной полости. Легкие спадаются и выдавливают воздух, насыщенный углекислотой и водными парами. В результате этого происходит непрерывная вентиляция легких: поступление кислорода и выведение избыточного количества углекислого газа. Механизм акта дыхания заключается в сокращении наружных межреберных мышц и приподнимании ребер, последующем расширении грудной полости и всасывании воздуха, поступлении воздуха в альвеолы в результате уменьшения давления в плевральной полости; расслаблении межреберных мышц и уменьшении объема грудной полости, спадении легких и выдавливании воздуха, вентиляции легких (поступлении кислорода и выведении углекислого газа).  

 

 

Задание 1. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов.

Удлинение костей происходит таким образом. Клетки хрящевой ткани, покрывающей концы костей, делятся. В толще хрящевой модели кости появляется одна или несколько точек окостенения. Точки окостенения увеличиваются в размерах и соединяются друг с другом. Хрящевая пластинка замещается костной тканью.

Ключ: Механизм удлинения костей заключается в делении клеток хрящевой ткани, появлении в толще хрящевой модели кости точек окостенения, их увеличении и соединении друг с другом, замещении хрящевой пластинки костной тканью.

Задание 2. Сократите предложения, заменив подчеркнутые слова деепричастным оборотом. Обратите внимание, что такая трансформация возможна при наличии единого субъекта и одновременности действий.

 

Образец: (Когда / в то время когда / если) вещества разрушаются, они освобождают энергию. → Разрушаясь, вещества освобождают энергию.

1) Когда У. Гарвей изучал кровообращение, он установил, что оно постоянно идет в организме. 2) В то время когда сердце сокращается, оно выталкивает кровь в сосуды. 3) Если человек укрепляет мышцы и связки с помощью упражнений, он становится выше на 1-2см.

Задание 3. Сократите предложения, заменив выделенные слова деепричастными оборотами. Обратите внимание, что такая трансформация возможна при наличии единого субъекта и последовательности действий.

Образец: После того как ученый изучил сущность явления, он открыл новый закон. → Изучив сущность явления, ученый открыл новый закон.

1) Сначала кровь проходит по сосудам, потом она поступает в сердце. 2) Пульсовая волна образуется в аорте, затем она распространяется по кровеносной системе. 3) Ученые начали применять стерилизацию в медицине, после того как выяснили патогенную роль некоторых микроорганизмов.

 

 

Урок 5

► ЗАПОМНИТЕ!

Объяснение – микротекст, в котором разъясняется, уточняется или конкретизируется какое-либо утверждение (тезис). Выделяют два основных типа таких микротекстов. Первый типимеет такую структуру: сначала приводится тезис (1), затем следует поясняющая часть (2). Чтобы записать информацию такого микротекста в форме тезиса, необходимо:

1. Найти поясняющую часть. В этом вам помогут специальные слова-указатели:

Это значит (обозначает), что…

Другими (иными) словами, …

Иначе говоря,…

 

2. Исключить эту часть микротекста из анализа.

3. В оставшейся части микротекста – тезисе – произвести необходимые сокращения.

Образец:

Микротекст-объяснение Тезис
(1) Главное преимущество индивидуального подхода к лечению маленьких пациентов заключается в том, что врач сможет разрабатывать дифференцированный подход к профилактике различных заболеваний. (2) Это значит, что врач сможет составить и целенаправленно проводить профилактические мероприятия для снижения риска развития заболевания во все периоды жизни человека, вплоть до пожилого возраста. Главное преимущество индивидуального подхода к лечению заключается в возможности дифференцированного подхода к профилактике заболеваний.

 

Задание 1. Прочитайте микротексты. Найдите в каждом из них тезис и поясняющую часть. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов.

 

Лимфатическая система выполняет в организме дренажные функции. Это значит, что она доставляет профильтрованную жидкость из кровеносных капилляров в межтканевые пространства. Перевязка лимфатических сосудов ведет к немедленному отеку – скоплению жидкости – в тканях, от которых она берет начало.

 

Ключ: Лимфатическая система выполняет в организме дренажные функции.

 

Задание 2. Сократите сложные предложения, в которых выражены отношения цели.

Образец: (Для того) чтобы поставить правильный диагноз,необходимо провести обследование больного.Для постановки правильного диагноза необходимо провести обследование больного.

1) Для того чтобы снизить риск развития заболевания, необходимы профилактические меры. 2) Чтобы синтезировать нуклеиновые кислоты, организму необходимы фолиевая кислота и витамин В12. 3) Для того чтобы выбрать правильную тактику лечения ребёнка, врач должен учитывать особенности его развития, наследственные факторы, условия, в которых ребёнок растёт.

Задание 3. Сократите сложные предложения, в которых выражены причинно-следственные отношения.

►Обратите внимание! Если в предложении единый логический субъект, то обычно используют способ сокращения (А) – замену деепричастным оборотом, а если в предложении два логических субъекта, то используют способ сокращения (Б) – замену предложно-падежной конструкцией.

 

(А) Образец: Врач смог помочь больному, потому что выбрал правильную тактику лечения. → Врач смог помочь больному, выбрав правильную тактику лечения.

1) Учёные начали применять стерилизацию в медицине, потому что выяснили патогенную роль некоторых микроорганизмов. 2) Врач поставил правильный диагноз, потому что тщательно собрал анамнез. 3) Врач смог предупредить осложнение болезни, потому что подобрал эффективный препарат.

 

(Б) Образец: Врачи научились лечить это опасное заболевание, благодаря тому что был создан новый лекарственный препарат. → Врачи научились лечить это опасное заболевание благодаря созданию нового лекарственного препарата.

1) Транспорт кислорода усиливается в результате того, что ускоряется кровоток и повышается кислородная емкость крови. 2) Благодаря тому что был изобретён метод микропункции, учёные получили возможность изучать роль нефронов. 3) Человек утратил способность читать из-за того, что был повреждён зрительный центр.

 

 

Урок 6

► ЗАПОМНИТЕ!

Как вам уже известно (см. урок 5), микротекст-объяснениеимеет такую структуру: вначале приводится тезис, затем следует поясняющая часть. Поясняющая часть может представлять собой пример-иллюстрацию. Для того, чтобы записать информацию такого микротекста в форме тезиса, необходимо:

 

1. Найти пример-иллюстрацию. В этом вам помогут следующие слова:


Так,…

(Так), например,…

К примеру, …

Можно привести следующие (такие) примеры…

Примером чего? служит что?

Поясним что? примерами и т.п.

2. Исключить эту часть текста из анализа.

3. Произвести в тезисе необходимые сокращения.

 

Образец:

Микротекст-объяснение Тезис
Гипертонию можно признать одним из наиболее распространённых заболеваний. Например, в России в среднем каждый четырнадцатый мужчина (7,1%) в возрасте 20-29 лет страдает гипертонической болезнью. В возрасте 30-39 лет – каждый шестой (16,3%), 40-49 лет – каждый четвертый (26,9%), а в возрасте 50-54 лет этим заболеванием страдает уже каждый третий мужчина, что составляет 34, 4 %. Каждая четырнадцатая женщина в возрасте 30-39 лет страдает гипертонической болезнью, что часто приводит к неблагоприятному исходу беременности и родов. Гипертония – одно из наиболее распространённых заболеваний.

 

 

Задание 1. Прочитайте микротексты. Определите их тип. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов.

Ученые обнаружили, что в организме функционирует целый ряд специальных механизмов, которые обеспечивают его приспособление к условиям среды. Например, учащение сердцебиения при физической нагрузке, усиление потоотделения при повышении температуры окружающей среды, усиление мочеотделения при приёме большого количества жидкости.

Ключ: В организме функционируют специальные механизмы, обеспечивающие приспособление к условиям среды.

 

 

Задание 2. Используя образцы, сократите сложные предложения, в которых выражены отношения условия. Обратите внимание, что замена деепричастным оборотом возможна только при наличии единого логического субъекта.

Образец: (В том случае) если / когда организм утрачивает иммунитет, (то)он теряет способность опознавать болезнетворные агенты при повторной встрече.

а) При утрате иммунитета организм теряет способность опознавать болезнетворные агенты при повторной встрече.

б) Утрачивая иммунитет, организм теряет способность опознавать болезнетворные агенты при повторной встрече.

 

1) В том случае если человек регулярно употребляет продукты с повышенным содержанием соли, повышается риск развития гипертонии. 2) Если человек постоянно принимает алкоголь, то его артериальное давление повышается. 3) Когда человек систематически занимается спортом, происходит укрепление сердечной мышцы.

 

 

Задание 3. Используя образец, сократите сложные предложения, в которых выражены отношения пропорциональной условной зависимости.

Образец: Чем больше доза алкоголя, тем выше артериальное давление. С увеличением дозы алкоголя повышается артериальное давление.

 

1) Чем выше мотивация студента, тем лучше он запоминает новый материал. 2) Чем сложнее строение организма, тем сложнее формы проявления раздражимости. 3) Чем чаще сокращения миокарда, тем выше давление крови.

 

 

Урок 7

► ЗАПОМНИТЕ!

Самый частотный тип микротекста, который встречается в учебниках, статьях, монографиях – определение термина / понятия. Основные разновидности таких микротекстов: явное и неявноеопределение. Найти явное определение (определение 1) Вам поможет его особая структура: такое определение обязательно включает термин (1), родовой признак (2), видовой признак (3), а также специфические модели предложений:

 

Под чем? понимается / подразумевается что?

Чем? называется что?

Что? носит / получило название чего?

Что? – это что? и т.п.

В явное определение включены самые важные – существенные – признаки понятия, поэтому ни один из этих признаков нельзя исключить. Сократить такой микротекст можно только за счет исключения семантически избыточных слов (например, процесс метаболизма → метаболизм), замены придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами и других трансформаций языковых единиц.

 

Образец:

Микротекст-определение 1 Тезис
Под здоровьем в современной науке понимается такое состояние организма, при котором происходит его оптимальная адаптация к окружающей среде. Здоровье – состояние оптимальной адаптации организма к окружающей среде.

Задание 1. Прочитайте микротексты. Определите их тип. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов.

 

Под адаптационными механизмами в настоящее время понимаются механизмы, которые приспосабливают организм к нормальному функционированию, когда изменяется внешняя или внутренняя среда.

Ключ: Адаптационные механизмы – механизмы, приспосабливающие организм к нормальному функционированию при изменении внешней или внутренней среды.

 

 

Урок 8

 

► ЗАПОМНИТЕ!

Второй тип микротекста-определения (определение 2) – неявное определение. Оно очень похоже на микротекст-описание: в нем указываются признаки класса объектов. Но неявное определение обычно завершается предложением, построенным по одной из специфических моделей определения. Для того чтобы выразить информацию такого микротекста в форме тезиса, необходимо «реконструировать», «восстановить» определение в его классической форме:

1. Найти слово или словочетание-термин (в нашем примере это компенсаторная гипертрофия).

2. Определить слово или словосочетание, называющие родовой признак понятия (явление \ увеличение органа или ткани).

3. Определить слово или словосочетание, называющие видовой признак (наблюдается при повышении физиологической нагрузки).

4. Составить из этих слов и словосочетаний повествовательное предложение по самой ёмкой, «экономичной» модели определения, произведя необходимые трансформации языковых единиц (в нашем примере это выбор наиболее информативного наименования родового признака: явление или увеличение органа или ткани, сокращение семантически избыточного предиката в названии видового признака – наблюдается).

Образец:

Микротекст-определение 2 Тезис
При повышении физиологической нагрузки наблюдается такое явление, когда происходит увеличение органа или ткани. Это явление получило название компенсаторной гипертрофии. Компенсаторная гипертрофия – увеличение органа или ткани при повышении физиологической нагрузки.

 

 

Задание 1. Прочитайте микротексты. Определите их типы. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов.

(1) В организме человека и других животных существует специальная система, функция которой заключается в том, что восстанавливается целостность путей циркуляции крови. Она носит название системы свертывания крови. С явлением свертывания хорошо знаком каждый. Мы приведем самые простые примеры. Вспомним, как иногда неосторожно повреждаем кожу на руке. Там немедленно появляется капелька крови. И мы с нетерпением ждем, чтобы кровь поскорее свернулась, и тем самым прекратила кровотечение.

(2) Если бы не было этого замечательного механизма, человек умирал бы от малейшей царапины. Это всегда грозит людям, страдающим гемофилией, болезнью, при которой кровь теряет способность свертываться. Свертывание способствует закрытию кровоточащих сосудов. Поэтому мы можем сделать вывод, что оно имеет огромное биологическое значение.

 

Ключ: (1) Система свертывания крови – система, функция которой – восстановление целостности путей циркуляции крови.

(2) Свертывание крови имеет огромное биологическое значение.

 








Date: 2015-06-11; view: 1133; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.023 sec.) - Пожаловаться на публикацию