Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скальпель на иконе





 

Для хирурга не должно быть «случая»,
а только живой страдающий человек

(В.Ф. Войно-Ясенецкий)

 

 

11 июня (29 мая по старому стилю) Русская Православная Церковь чтит память святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, выдающегося врача. Весьма примечателен тот факт, что день медицинского работника, отмечающийся традиционно каждый год в третье воскресенье июня (в этом году 15 июня) и день памяти святителя Луки располагаются в календаре совсем рядом. Этот факт вовсе не случаен. Если ознакомиться с жизнью и творчеством святителя, все становится ясным само собой — архиепископ Лука явил собой пример искреннего, жертвенного служения Богу, Церкви, людям и медицинской науке.

Есть люди, блиставшие при жизни, которые, уходя в мир иной, можно сказать, уносят с собой результаты прижизненных деяний. Память о них быстро рассеивается волнами лет. Значение и роль других людей в истории человечества начинает оцениваться лишь в перспективе времени. К таким относится В. Ф. Войно-Ясенецкий — доктор медицины и теологии, член Всемирного Совета Мира, профессор хирургии и первоклассный хирург, лауреат Сталинской премии I степени. Главным трудом его жизни следует считать классическую монографию «Очерки гнойной хирургии», изданную в 1934 году, которая остается настольной книгой хирургов и поныне.

Сложна, необычна, во многом очень драматична судьба святителя Луки. Вместе с тем при всей необычности судьба эта несет в себе необычайные приметы его времени, тесно связана с ритмами движения русской, а затем советской общественной жизни первых шестидесяти лет XX века. Равным образом судьба ученого, знаменитого хирурга, мыслителя и журналиста не только органически соотносится, но и весьма необычно переплетается с его судьбой священнослужителя, архиепископа, действительного члена Священного Синода. И в этих хитросплетениях судьбы его личная жизнь несет на себе печать подвижничества, самоотречения, противоречивых порывов.

Прожил Валентин Феликсович долгую жизнь. Родился он в 1877 году почти одновременно с рядом выдающихся событий общественной жизни, науки, искусства, медицины, хирургии. Умер в 1961 году, в год первого космического полета с человеком на борту, революционных достижений в математике, физике, химии, биологии, медицине.

Как видно, в хронологических рамках его жизни проходят все самые значительные события новейшей истории человечества. Здесь три революции, две мировые войны, русско-японская, гражданская и Отечественная войны, освоение атома и космического пространства, ломка философских представлений о мире, насильственное насаждение атеизма на одной шестой части суши. Все это формировало неповторимость душевного мира, психологических установок, нравственного и социального облика Валентина Феликсовича. Его жизнь — студента, хирурга, земского и уездного врача, доктора медицины и архиепископа — протекала у всех на виду и фактически в наше время. Тем не менее, некоторые моменты его судьбы окутаны покровом густой, почти непроницаемой тайны, до конца не раскрытой еще и сейчас и окрасившей ее в глубоко трагические тона.

Около полувека отделяет нас от святителя Луки. Отметим, что за это время медицина обогатилась фундаментальными открытиями в области патофизиологии воспалительного процесса, бактериологии, иммунологии, трансфузиологии; внедрены новые методы диагностики (ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, ангиография, радиоизотопное сканирование и т.д.), разработаны способы интра- и экстракорпоральной детоксикации, фотомодификации крови; синтезированы активные средства антибактериальной терапии. В период же хирургической работы В. Ф. Войно-Ясенецкого не было эффективных антибактериальных, противовоспалительных и некролитических средств, стимуляторов регенерации, иммуномодуляторов и антиоксидантов. Аппараты лазерного и ультразвукового излучения, вакуумной обработки, криохирургическая техника и гнотобиологические изоляторы появились значительно позже. Успех лечения гнойных процессов и исход болезни определялись эффективностью хирургической операции. В монографии «Очерки гнойной хирургии» В. Ф. Войно-Ясенецкий разработал научную топографо-анатомическую концепцию хирургического метода лечения. Великий хирург, никогда не устававший учиться, искать новое, с гордостью за своих потомков вошел бы сегодняшнюю лабораторию или операционную. Эта гордость была тем более законна, что в хирургии восторжествовали идеи, за которые он самоотверженно боролся всю жизнь.

«Чрезвычайно тяжелый путь сельского хирурга-самоучки, который мне пришлось пройти, научил меня весьма многому, чем хотелось бы теперь, на склоне моей хирургической деятельности, поделиться с молодыми товарищами, чтобы облегчить их трудные задачи», — писал В. Ф. Войно-Ясенецкий в предисловии к первому изданию своей уникальной монографии. Это действительно классический, фундаментальный труд, охватывающий практически все аспекты гнойной хирургии.

«Очерки гнойной хирургии» написаны с большой любовью к страдающему человеку и к читателю. Есть в книге строки, подтверждающие, с каким трепетным подлинно христианским вниманием относился святитель Лука к больному: «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните весьма важную задачу подкрепить сердце камфарой или дигаленом, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках, резиновых перчатках — усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».

Валентин Феликсович учил своих помощников «человеческой хирургии»: с каждым больным и раненым он как бы вступал в личные отношения, помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. «Тяжело переживаю смерть больных после операции, — писал он сыну. — Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили… Переношу их все тяжелее и тяжелее…». Ученица А. И. Беньяминович вспоминает: «Мы знали: каждая смерть, в которой он считал себя повинным, доставляла ему глубокие страдания».

Широко известны слова святителя: «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек». Проявления равнодушия к врачебному долгу возмущали Валентина Феликсовича, бывали сопряжены с глубокими душевными страданиями. Бывшая медицинская сестра Ташкентской городской больницы М. Г. Нежанская говорила об этом: «В делах, требующих нравственного решения, Валентин Феликсович вел себя так, будто вокруг никого не было. Он всегда стоял перед своей совестью один. И суд, которым он судил себя, был строже любого трибунала…».

Не только замечательные открытия позволяют современным врачам называть Войно-Ясенецкого своим учителем. Но и его подвижническое трудолюбие, твердость и несгибаемость в убеждениях, неутомимость в поиске, умение отстаивать свои взгляды, безупречная научная принципиальность и честность. Имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого — врача телесного и духовного — воистину свято для отечественной и мировой хирургии. Между двумя датами — 1877 год и год 1961 — жизнь блестящего хирурга, святителя, патриота, жизнь, которой можно только позавидовать…

Сократ когда-то сказал, что самое сложное искусство жизни — это искусство учить, искусство лечить и искусство судить людей. Искусство врачевания и мудро, и гуманно, и многотрудно. Мудро потому, что требует ума и человеческой доброты. Гуманно потому, что все ценности врачевания направлены на благо человека, на сохранение его жизни и здоровья. Многотрудно потому, что врачевание — не шаблон, не стандарт, а сложнообозримый спектр индивидуальных вариантов течения болезней. Так как каждый человек уникален — и телом, и душой.

Да, с древних времен врачевание признавалось обществом как самая почетная и важная профессия. Творить милосердие, помогать страждущим, спасать от ран на поле брани, предупреждать недуги, врачевать душу — не то ли это самое святое и важное для человека занятие, принадлежностью к которому мы вправе гордиться?! Но не менее великая задача медицины — это нравственное воспитание человека.

Это был подвиг Валентина Феликсовича: украсить науку своим служением, дарить людям избавление от телесных страданий, новые и новые открытия, любого из которых другому хватило бы и на прижизненную славу, и на бессмертие в будущем. Но не меньший подвиг — найти в себе мужество расстаться со всем этим. Расстаться во имя высокой цели. Не просто уйти из прошлого, а избрать новое поприще, неизведанное, таящее опасности, требующее нечеловеческого напряжения сил и жертвенности. Не только лечить больных людей — лечить общество. Стать священником, проповедником, святителем, воспитателем. Учить и воспитывать не специалистов — хирургов, анатомов, патологов — а души людей.

На долю В. Ф. Войно-Ясенецкого выпало то, что пережил любой русский православный священник в начале ушедшего столетия: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки, клевету. Пройдя весь этот ад, он остался верен исповеданию истины, и, где бы он ни был — за операционным столом, в застенках, на кафедре — всегда был носителем слова истины. «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу», — писал Валентин Феликсович. В этих словах — весь жизненный путь настоящего подвижника нашего времени, путь Святителя и Врача.

Если сравнить жизнеописания святителя Луки Крымского и, например, его современницы, известной святой, блаженной старицы Матроны Московской, то можно увидеть, что оба этих подвижника земли Русской устроили свой путь ко Христу совершенно различно. Святитель Лука своей жизнью доказал, что знание и вера не могут существовать отдельно друг от друга, дополняют друг друга и никогда не противоречат друг другу. Кроме того, что только их синтез и неразрывная связь открывают возможность творческой жизни. Блаженная же Матрона, по воспоминаниям дочери ее односельчанки Е. М. Ждановой, «была неграмотной, а все знала». Мы видим: каждого из нас Господь ведет к Себе по-разному…. Нет единого способа следования за Христом. Жизненный путь каждого человека насыщен взлетами и падениями, радостями и скорбями, наградами и испытаниями. И каким бы тернистым ему ни казался этот путь, он должен направлять его к Богу и Церкви, как это сделали святитель Лука и блаженная Матрона.

Сейчас человек подчиняет себе природу, расщепляет атом, покоряет космос. Но тот же человек делает далеко не все, чтобы быть ближе к Богу: щадить других, воплощать в жизнь прекрасные слова о должном в человеческих отношениях, лучше понимать друг друга. Становятся синонимами утонченность и ханжество, рационализм и расчетливость, улыбчивость и жестокость. Расширяется трещина между технократизмом и душевностью, между разумом и сердцем. Вокруг накопилось очень много несправедливости, страха, ненависти, отчаяния и зла. Все это способствует возникновению болезней и сокращает человеческую жизнь. Быть «адвокатами» человека — вот что завещает нам Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, жизнь и подвиг которого несут свет мудрости, душевности и человеколюбия, доброты, милосердия, прощения и любви.

Идет третье тысячелетие от Рождества Христова в мировой истории. Я свято верю, что духовными и творческими ориентирами для всех нас должны быть гуманизм, самоотверженность, интеллигентность, бескорыстие и высокий профессионализм, несмотря на насмешки, клеветнические поползновения и указания на «немодное поведение», которыми, к сожалению, общество часто отвечает на наши добродетели! В 1925 году академик И. П. Павлов писал святителю Луке в далекий Туруханск: «В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих, чувствующих — по-человечески, остается одна жизненная опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга».

Именно это мы должны помнить, если хотим, чтобы Господь вспомнил про нас!

Именно к этому призывает всех нас сегодня мой любимый святой, великий святитель-хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий: «Всех вас, всех уверовавших в Него зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути…».

Уважаемые работники здравоохранения Республики Алтай! Вы взяли на себя бремя Христово и иго Его — прилагаете все свои знания, умения и добрые качества к делу спасения человеческой жизни, делу врачевания! Вы — «адвокаты» человека, вы — те, кому Господь доверил человеческую душу и живое человеческое тело, вручив талант лечебного искусства! Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником! Доброго здравия, помощи Божией и во всем благого поспешения всем вам! Низкий вам поклон!

 

Е. В. Кайгородов,
кандидат физико-математических наук,
Горно-Алтайский государственный университет

 

Date: 2015-07-01; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию