Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Критические методы анализа фильма и теории кино

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

Белорусского государственного университета

_________________________С. В. Абламейко

_______________________________________

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

“МЕТОДИКА АНАЛИЗА КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯ”

 

специальности переподготовки

1-23 01 74 Литературно-художественное творчество

Г.

Составитель программы:

Д. Н. Гиргель, преподаватель кафедры технологий коммуникации Института журналистики Белорусского государственного университета

 

Рецензенты:

Л. И. Перегудова, главный редактор журнала «На экранах», доцент;

Л. П. Саенкова, зав. кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент

Рекомендована к утверждению:

 

Кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики БГУ

 

Протокол заседания от 28.04.2010 г. № 14

 

Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

 

Протокол заседания от 27.05.2010 г. № 5

 

Ответственный за редакцию: Гиргель Д.Н.

 

Ответственный за выпуск: Гиргель Д.Н.

 

 

Учебная программа «Методика анализа кинопроизведения»

( Лекций – 6 ч.)

 

Пояснительная записка

«С одной стороны кино своими крупными планами, акцентированием скрытых деталей привычных нам реквизитов, исследованием банальных ситуаций под гениальным руководством объектива умножает понимание неизбежностей, управляющих нашим бытием, с другой стороны оно приходит к тому, что обеспечивает нам oгромнoe и неожиданное свободное поле деятельности!», писал В. Беньямин.

Курс «Методика анализа кинопроизведения» рассчитан на то, чтобы познакомить слушателей с определенным инструментарием и стратегиями анализа фильма.

Кино играет одну из ключевых ролей в современной культуре. Вопрос о том, что такое кино, в чем специфика и границы этого феномена культуры, не теряет своей актуальности на протяжении всей истории существования нового искусства. В этом смысле уместно вспомнить слова американского историка и теоретика искусства Эрвина Панофского: «Если бы все серьезные лирические поэты, композиторы, художники и скульпторы были принуждены законом прекратить свою деятельность, относительно небольшая часть публики узнала бы об этом факте, и еще меньшая часть публики серьезно бы сожалела об этом. Если подобное случилось бы с фильмами, социальные последствия были бы катастрофическими».

Научить видеть является преимущественной задачей данного учебного курса. В повседневной практике просмотр фильма представляет собой один из способов развлечения. После просмотра «Криминального чтива» (1994) возможно, что зрители кратко обсудят определенные характеры, музыкальное сопровождение, отдельные понравившиеся сцены, но очень редко кто из зрителей захочет предложить анализ того, как декорации, построение сюжета, характеры, то есть элементы формы фильма взаимодействуют друг с другом с целью построения значения. Есть мнение о том, что любой вид анализа фильма может оказать препятствие в получении удовольствия от просмотра фильмов. В действительности способность анализировать фильм усиливает удовольствие от просмотра фильма.

Возникает вопрос, что именно следует анализировать в конкретном фильме. Освещение? Актерскую игру? Монтаж? Жан-Люк Годар в фильме «Имя Кармен» (1983) написал: «Плохо увидено, плохо сказано»: смотреть фильм следует с максимальным вниманием, так как это единственный способ начать анализировать фильм, в том числе и тот фильм, который может не нравится. Одна из задач курса – отвлечь слушателей от пассивного просмотра фильмов в режиме развлечения и переключить их внимание на активное видение фильмов.

Важно научить слушателей не только видеть, но и уметь корректно описывать то, что они видят на экране. Переход от эмоционального отношения к фильму к его рациональной оценке часто вызывает затруднения. Комментируя несколько лет назад свой опыт просмотра фильмов, французский теоретик кино Кристиан Метц, описал задачу, с которой сталкиваются студенты, изучающие кино: «Мы все понимаем фильмы, но как мы их объясняем?» Исходя из того, что понимание фильма изначально задано его формой – визуальным стилем, нарративными техниками, работой камеры и другими особенностями фильма – в данном учебном курсе уделяется большое внимание рассмотрению ключевых понятий и концептов киноведения, непосредственно связанных с анализом формы фильма. Таким образом, основная задача курса – научить слушателей грамотно анализировать кинопроизведения, пользуясь при этом современным языком киноведения.

Цель курса - представить студентам различные концепты и методы анализа фильма.

 

Задачи курса:

- развитие аналитических способностей студентов, таких как способность описывать, анализировать и критически оценивать фильмы;

- стремление подойти критически к сложившимся моделям интерпретации и анализа фильмов;

 

В результате изучения курса студенты должны знать:

- ключевые понятия и концепты киноведения;

- современные концепции и идеи ведущих теоретиков кино;

- основные методы анализа фильма.

 

В результате изучения курса студенты должны уметь:

- понимать и эффективно использовать концепты и методы анализа фильма;

- четко формулировать ключевые позиции методологических подходов к анализу фильма;

- осуществлять детальный анализ фильма;

- использовать детальный анализ для убедительной интерпретации фильма;

- использовать детальный анализ и интерпретацию фильма для критической и убедительной его оценки;

- осуществлять связи между кино и другими сферами культуры;

- проводить связи между различными стратегиями анализа фильма.

 

 

Примерный тематический план занятий по дисциплине

«МЕТОДИКА АНАЛИЗА КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯ»

Название темы Количество аудиторных лекций
1. Что такое анализ фильма? Инструменты анализа фильма  
2. Фильм как художественное целое  
3. Критические методы анализа фильма и теории кино  
  Всего  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Тема 1. Что такое анализ фильма? Инструменты анализа фильма.

Концепт формы фильма. «Форма» против «содержания». Форма и значение фильма. Принципы формы фильма. («Волшебник страны Оз» (реж. В. Флеминг, 1939) Нарратив как формальная система. Понятие кадра. Композиция кадра: рамка, глубина, движение. «Иван Грозный, часть первая» (реж. С. Эйзенштейн, 1945). Кинематографичность кадра. Продолжительность кадра. Длинный план. Функции длинного плана. Понятие мизансцены. Аспекты мизансцены: декорация, костюм и грим, освещение, движение, игра актеров. «Приключение» (реж. М. Антониони, 1959). Мизансцена и реализм. «Правила игры» (Ж. Ренуар, 1939). Нарративные функции мизансцены. «Наше гостеприимство» (реж. Б. Китон, 1923). Время в кинематографе. Кинематографическое пространство. Звук в кино. Возможности звука. Измерения звука в кино: ритм, точность, скорость. Функции звука в кино. Звуковые эффекты и нарратив, звуковые мотивы, музыка. Пространство в кино. Цвет в кино. «Имитация жизни» (реж. Д. Серк, 1959). Краткая история кинематографического изображения.

 

Тема 2. Фильм как художественное целое. Исторический обзор. Определение. Различные типы монтажа. Анализ монтажных принципов в разных фильмах отечественного и зарубежного производства. «Мальтийский сокол» (реж. Дж. Хьюстон, 1941. Стиль фильма как формальная система. Понятие стиля. Стиль и зритель. Анализ стиля фильма. «Я нанял убийцу» (реж. А. Каурисмяки, 1991), «Крестный отец» (реж. Ф. Ф. Коппола, 1972).

 

Тема 3. Критические методы анализа фильма и теории кино.

Ранняя теория кино. Советская теория кино: монтаж. Классические теории кино: реализм и формализм. Сравнительные модели анализа фильма: авторский и жанровый кинематограф. «Печать зла» (реж. О. Уэллс, 1958). Структурно-семиотический анализ фильма: проблема «языка» кино. Структуралистская семиотика кино. Фильм как текст. Текстуальный анализ фильма. «Птицы» (реж. А. Хичкок, 1963), «На север через северо-запад» (реж. А. Хичкок, 1959). Нарративный анализ фильма. Психоанализ и кино. «Психо» (реж. А. Хичкок, 1960). Психоаналитическая семиотика. Аппаратная теория (Жан-Луи Бодри) Идеологическое измерение фильма. Марксизм и кино. (Луи Альтюссер, Жан-Луи Комолли, Жан Нарбони, Стивен Хиз). «Триумф воли» (реж. Л. Рифеншталь). Феминистическая теория кино. Феминизм и фильм. Феминистский психоаналитический подход (Лаура Малви). Фильм и зритель. Фильм и история: проблема исторической рецепции кино. Кино и культурная идентичность. Зритель в кино. Герменевтика, рецептивная эстетика и интерпретация фильма. Новые направления в киноведении. Неоформализм. Культурологический анализ фильма. Фильм и философия. Феноменологический анализ фильма. Критические вопросы в современной кинотеории. Постмодернизм и новейшие медиа.

Литература

Основная:

 

 

Аронсон О. Метакино. М., 2003.

Базен А. Что такое кино? М., 1972.

Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства» М., 1968.

Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Барт Р. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С. М. Эйзенштейна // Строение фильма [: cб. статей] / сост. К. Разлогов. М., 1985.

Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система Моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003.

Бейли К. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998.

Беллур Р. Недосягаемый текст // Строение фильма. М., 1985.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996.

Бодри Ж.-Л. Идеологические эффекты базового кинематографического аппарата // Учебные материалы по специальности "Информация и коммуникация" в Белгосуниверситете (Минск, 1997)

Бодрийяр Ж. Город и ненависть// Логос. – 1997. - № 9. – C.107-117.

Булгакова О. Фабрика жестов. М., 2005.

Делез Ж. Кино. М., 2004.

Добротворский С. Кино на ощупь. – Спб., 2001.

Добротворский С. Кино: история пространства. Киноведческие записки. № 32. C. 64-91.

Жежеленко М., Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. М., 2006.

Жижек С. "Матрица", или Две стороны извращения // Искусство кино. 2000. № 6.

Зонтаг Сьюзен. Толща фильма // Искусство кино. 1991. № 8.

Ионин Л. Социология культуры. – М., 1996.

Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение.- 1996.- №22. – С.33-64.

Кино: политика и люди (30-е годы). М., 1995.

Кнабе Г. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя “Брюхо архитектора” // Вопросы философии. - 1997. - №5.- С.80-95.

Кракауэр З. Природа фильма или реабилитация реальности. М., 1974.

Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955). М., 1999.

Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин, 1973.

Пазолини П. Поэтическое кино // Строение фильма. М., 1984.

Первый век кино. Энциклопедия. М., 1996.

Плахов А. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Винница, 1999.

Режиссерская энциклопедия Кино США. М., 2000.

Рейзен О. Бродячие сюжеты в кино. М., 2005.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 1-3. М.,1958 - 61; Т.4. М.,1982.

Самутина Н. Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу//Логос – 2002 - №5-6.

Самутина Н. Современное европейское кино и идея культуры («прошлого»).- М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003. Оно же в кн.: Феномен прошлого. М., 2006.

Самутина Н. Фантастическое кино и проблема иного//Синий диван – 2004 - №4.

Словарь французского кино/ Под. ред. Ж-Л. Пассека. Минск, 1998.

Советская власть и медиа. Спб: Академический проект, 2006.

То, что вы всегда хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока. М., 2004.

Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996.

Тынянов Ю. Об основах кино // Поэтика кино. Л., 1927.

Фантастическое кино. Эпизод первый. М., 2006.

Хренов Н. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.

Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930. Рига, 1991.

Эйзенштейн С. Монтаж. М., 2000.

Эко У. "Касабланка", или Воскрешение богов // Киноведческие записки. 2000. № 45.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Спб., 1998.

Якобсон Р. Конец кино // Строение фильма. М., 1985.

Ямпольский М. «Кино и педагогика» // Киноведческие записки, № 41.

Ямпольский М. Видимый мир. М., 1993.

Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.

Ямпольский М. Язык-Тело-Случай. Кинематограф и поиски смысла. М., 2004.

 

Дополнительная:

 

Bordwell D., Staiger J., Thompson K. The Classical Hollywood Cinema: Film Style and Mode of Production to 1960.- L., 1985.

Bordwell, D./Thompson, K. Film Art. An Introduction. 5th ed. N-Y, 1997.

Card J. Confessions of Casablanca Cultist: An Enthusiast meets the Myth and its flaws. Ibid.

Cinema and the Invention of Modern Life/ Charney L., Schwartz V.R., eds.

Corrigan Т. Film and the culture of cult. In: The cult film experience. Beyond all Reason. Univ.of Texas press, 1991.

Dyer R. Heavenly Bodies: Film Stars and Society. – L.: BFI, 1986.

Film and Theory: An Anthology/Ed. By R.Stam and T.Miller. – Oxford: Blackwell Publishers, 2000.

Film Genre Reader.- Austin: Univ. of Texas Press, 1986.

Film Theory and criticism/Eds. Mast G., Cohen M., Baudry L. – Oxford, 1992.

Forbes J., Street S. European Cinema. An Introduction.- L., 2000.

Formations of Modernity. Cambridge, 1992.

Hayward S. Cinema Studies. The Key Concepts.- L., 2000

Higson A. The Concept of National Cinema//Screen.- 1989 -Vol.30, №4.- P.36-46.

Higson A. The Concept of National Cinema//Screen.- 1989 -Vol.30, №4.- P.36-46.

Hollywood and Europe. Economics, Culture, National Identity: 1945-95. BFI, 1998

Kristin Th. Neoformalist Film Analysis: One Approach, Many Methods // Breaking the Glass Amor. – Princeton Univ. Press, 1988.

Mulvey, L.. Visual pleasure and Narrative Cinema. – Screen, 16, no 3. (Autumn, 1975).

Popular European Cinema/Ed. by R.Dyer and J.Vincendeau. - L.; N.Y.: Routledge, 1992

Questions of third cinema/Eds. J.Pines, P.Willemen.- L, 1994.

Reinventing Film Studies/Ed.by C.Gledhill and L.Williams. – L.: Oxford Univ.Press, 2000.

Rosenstone R. Visions of the Past: the Challenge of Film to our Idea of History. Cambridge, 1995.

Screening Europe: Image and Identity in Contemporary European Cinema.- L.: BFI, 1992.

Shohat E., Stam R. Unthinking Eurocentrism. Multiculturalism and the media.- L., N-Y., 1994.

Sobchack V. Screening Space. The American Science Fiction Film. Rutgers Univ.Press, 1987.

Sorlin P. European Cinemas, European Societies, 1939-1990. -L.:Routledge, 1991.

The Oxford Guide to Film Studies/Eds.J.Hill, P.Ch.Gibson.- Oxford Univ. Press, 1998.

The Oxford History of World Cinema/Ed. G.Nowell-Smith. – Oxford, N-Y,1996.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Бытовое обслуживание | Визначте правильну відповідь

Date: 2015-06-11; view: 1503; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию