Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезисы, выносимые на защиту





1) Одиночество имеет определённую специфику на разных этапах процесса

индивидуализации, поэтому можно выделить несколько ≪идеальных

типов≫ одиночества: элитарное одиночество; одиночество отчаяния; стандартизированное

одиночество; персоналистическое (нарциссическое) одиночество;

десоциализированное одиночество.

2) Широкое распространение одиночества в современных обществах

имеет культурные и социальные предпосылки, сформировавшиеся в процессе

модернизации, в первую очередь, западных обществ и получившие позже

распространение и за их пределами.

К культурным предпосылкам следует отнести специфическое антропоцентрическое

мировоззрение, выразившееся, в частности, в западной философии,

особенно в экзистенциализме.

К социальным предпосылкам следует отнести структурные изменения

общества, связанные с развитием капиталистической экономики, индустриализацией,

урбанизацией, формированием массового общества.

3) В традиционных обществах одиночество не имело широкого распространения,

хотя существовали практики целенаправленного уединения, связанные,

как правило, с достижением религиозных целей.

Одиночество как динамический социокультурный и психологический

феномен, приобретает особую значимость и широкое распространение в эпоху

современности в связи с развивающимся процессом индивидуализации и

глубокими культурными изменениями, обусловленными распадом целостной

картины мира и формированием антропоцентрического мировоззрения, чреватого

субъективизмом и релятивизмом. Изменение мировоззренческих ориентиров

находит своё наглядное выражение в западной философии Нового

времени.

4) Анализ развития проблематики западной философии демонстрирует

постепенное нарастание значимости проблематики одиночества. Своего апогея

интерес к данной теме достигает в экзистенциальной.философии, для^ко-

торой одиночество становится сущностной характеристикой человека.

Таким образом, экзистенциальная проблема современного человека,

обусловленная специфической ситуацией эпохи, превращается философами-

экзистенциалистами в антропологическую универсалию, в чём можно увидеть

культурную и социальную ограниченность данного философского направления.

5) Одиночество отличается от уединения - добровольного ограничения

социальных контактов, сопряжённого с реализацией определённого смысла

(например, достижение религиозного спасения или самосовершенствование).

Таким образом, ключевым фактором, определяющим мучительность

переживания одиночества, является не ограничение социальных контактов

само по себе, а отсутствие смысла существования.

6) Одиночество можно определить как присущий преимущественно современным

обществам динамичный комплексный феномен, имеющий психологический,

социальный и культурный аспекты и выражающийся в пере-

живании человеком отчуждённости от общества, порождённой искажением

межличностной коммуникации и ценностно-смысловой неопределённостью.

[в утопии не должно быть одиночества, но должна быть возможность уединения?]

В рамках психоаналитического подхода проблеме одиночества много

внимания уделял Г. Зилбург, предпринявший, вероятно, первый психологический

анализ одиночества. Он различает уединённость и одиночество как

≪нормальное≫ и ≪преходящее умонастроение≫, возникающее в результате отсутствия

конкретного ≪кого-то≫ (уединение), и негативное состояние - непреодолимое,

постоянное ощущение (одиночество).

По Зилбургу, одиночество соотносится с патологическими чертами характера:

нарциссизмом, манией величия и враждебностью, инфантильно преувеличенным

представлением о собственном всемогуществе, эгоцентризмом.

Одинокий индивид, по мнению Зилбурга, способен проявлять скрытность

или открытую враждебность, направленную как вовнутрь, так и вовне.

Другой представитель психоаналитического подхода — Д. Салливан -

также усматривал корни одиночества взрослого человека в его детстве, в потребности

в человеческой близости, имеющую свою специфику на разных

этапах взросления. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребёнка

к контакту. В подростковом возрасте индивид испытывает потребность

в приятеле, с которым можно делиться самым сокровенным. У подростков,

испытавших трудности в контакте с родителями недостаёт социальных навыков,

чтобы наладить контакты со сверстниками. Это может приводить к одиночеству

В рамках человеко-центрического подхода, разработанного Карлом

Роджерсом, анализ одиночества базируется на понятии ≪Я-концепции≫ личности.

Здесь большое значение приобретает анализ социального фактора в

формировании предпосылок одиночества, хотя определяющее значение придаётся

всё же факторам личностным.

Роджерс полагает, что общество навязывает индивиду определённые

стандарты поведения, что ведёт к разрыву между внутренним Я индивида и

его социальным образом, связанным с исполнением социальных ролей. Исполнение

социальных ролей без внутреннего осознания и принятия их смысла

ведёт к отчуждённому и> бессмысленному существованию индивида. В то

же время индивид заинтересован в признании со стороны других людей и

опасается быть ими отвергнутым. Роджерс говорит об этом так: ≪Одиночество

... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по

той или иной причине оказываются - будучи лишёнными своей привычной

защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным

≪Я≫ и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром≫.

Согласно Роджерсу, именно боязнь быть отвергнутыми ≪держит людей

замкнутыми в своём одиночестве≫. Страх быть отвергнутым приводит к тому,

что человек придерживается своих социальных ролей и поэтому продолжает

испытывать опустошённость.

Роджерс не разделял убеждение психоаналитиков о детских корнях

одиночества. По его мнению, содержание опыта одиночества составляют текущие

социальные влияния, которые испытывает личность.

Занимающие сходную с Роджерсом позицию У. Садлер и Т. Джонсон

пишут: ≪Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни

глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его≫. Одиночество

понимается ими как индивидуальное и уникальное переживание. Но при всей

уникальности переживания одиночества есть общие элементы, характерные

для всех его проявлений. Это, например, специфическое чувство полной погружённости

в самого себя, а также специфическая тотальность - чувство

одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно,

охватывает бытие1 личности целиком.

Одиночество - это особая форма самовосприятия, форма самосознания.

Таким образом, у одиночества есть когнитивный аспект, связанный с самоосмыслением

личности. Человек обычно воспринимает себя в определённом

отношении к окружающему миру. Мы включены в обширную сеть взаимосвязей.

Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети.

Потому одиночество часто проявляется в желании включённости в какую-

либо группу, общность

Так, Боумен выдвинул гипотезу о трёх силах, ведущих к усилению

одиночества в современном обществе:

1) ослабление связей в первичной группе;

2) увеличение семейной мобильности;

3) увеличение социальной мобильности.

Рисмен, в частности, выделил несколько типов социального характера:

традиционный, изнутри-ориентированный, извне-ориентированный. Извне-

ориентированная личность может приобрести синдром обеспокоенности и

чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других

людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены современного

массового общества; являющиеся извне-ориентиованными личностями, образуют,

как заявляет Рисмен в своей^известной книге, ≪одинокую толпу≫.

Вейс выделил два типа одиночества:

• эмоциональное одиночество - результат отсутствия тесной интимной

привязанности. Эмоционально одинокий человек испытывает < беспокойство,

тревогу и опустошённость;

• социальное одиночество становится ответом на отсутствие тесных

дружеских связей или чувства групповой принадлежности к. какой-

либо общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство

социальной маргинальное™.

Анализ одиночества был предпринят и в рамках когнитивистского

подхода. Данный подход акцентирует роль познания как главного фактора,

опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества.

Э. Пепло, представительница данного подхода, применяет теорию атрибуции

(объяснения) и показывает, что познание причин одиночества влияет

на интенсивность переживания одиночества. Когнитивный подход предполагает,

что одиночество наступает в том случае, когда индивид осознаёт рассогласование

между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных

контактов.

В рамках экзистенциального подхода (И. Ялом), возникшего под влиянием

экзистенциальной философии, одиночество (изоляция) рассматривается

как данность человеческого существования, (экзистенции). Ялом* отмечает,

что это не некое ситуативное, временное состояние, но нечто фундаментальное,

присущее человеку - изоляция, отделённо сть от других созданий (≪пропасть

между собой и другими≫) и от мира (≪отделённость между индивидом

и миром≫). Ялом рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной

изоляции - прежде всего, конфронтацию со смертью и свободой.

Здесь Ялом развивает традиционные мотивы экзистенциального философствования

(об этом типе философствования мы будем подробно говорить

отдельно).

Представители экзистенциального подхода в психологии призывали

людей преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать.

Обобщая всё сказанное ранее, можно сделать вывод, что в отличие от

психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-

первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его

причины в онтологических условиях человеческого бытия.

Действительно, изолированность отдельного индивидуума от общества

есть данность, и причины этой изолированности лежат в условиях его бытия.

Действительно, эта данность не может рассматриваться как патология, ибо

только через изолированность можно определять понятие ≪отдельный≫ и отчасти

понятие ≪индивид≫. Не будь ≪изолированности≫, не было бы и отдельных

индивидов, разнообразия человеческих индивидуальностей.

Очевидно, что одиночество не синонимично уединению. Уединение

вполне можно понимать как добровольное ограничение социальных контактов,

связанное с необходимостью ≪побыть наедине с самим собой≫, сосредоточиться

на решении какой-то задачи, заняться творчеством и т. д. Именно

23

так понимали уединение, например, представители американской школы

трансцендентализма (Г. Торо).

По мнению трансценденталистов, внутреннее духовное богатство человеческой

личности ограничивается воздействием косной социальной среды.

Поэтому для раскрытия личности необходимо уединение. Генри Торо,

следуя этому принципу, прожил два с лишним года в лесной хижине и описал

этот опыт уединения в известной книге ≪Уолден, или Жизнь в лесу≫.

Проводя различие между одиночеством и уединением, Торо придавал

первому отрицательное, а второму положительное значение. Одиночество —

болезненное состояние оторванности человека от природы, от самого себя,

возникающее в толпе, среди беспорядочной и бессмысленной суеты. ≪Мы

часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат≫. ≪Мы

живём в тесноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько

теряем друг к другу уважение. Для подлинно важного и сердечного

общения такая частота не нужна≫16. Уединение же - благотворно. Оно предстаёт

как способ обретения гармонии с миром и самим собой. Человек не

одинок, когда он занимается каким-то интересным и полезным делом. Иными

словами, человек не одинок, когда его одиночество сопряжено со смыслом.

В этом случае надо говорить об уединении.

Следует отметить, что сознательное уединение издавна практиковалось

мудрецами и мистиками для удаления от мирской суеты и бесполезных забот.


Продолжая анализировать соотношение понятий одиночества и уединения,

можно отметить, что, например, Э. Фромм различал физическое и моральное

одиночество. Моральное одиночество — это обособление индивида,

сопряжённое с переживанием отсутствия смысла существования. Именно такое

одиночество переживается особенно тяжело. Одиночество же, не сопровождаемое

утратой смысла, вполне может быть весьма продуктивным психологическим

состоянием. Собственно, такое продуктивное и осмысленное

одиночество и есть ≪уединение≫.

[ЭТО ЧУДОВИЩНО ВАЖНО!!! Я КАК РАЗ ЭТО И УТРАТИЛ]

Однако уединение недоступно людям, которые не могут наладить контакт

с самими собой, не понимающим самих себя. Алексеев пишет: ≪Уединённость

это. чувство, обладающее положительным катексисом, которое может

испытывать здоровая личностью той ситуации и при:тех обстоятельствах,

при которых невротическая личность, испытывает чувство одиночест-

ва≫17.

Таким образом, с психологической точки зрения, проблема одиночества

- это проблема психического здоровья личности, связанная, однако, с социальным

контекстом (состоянием социальных связей).

Подводя итог обзору различных психологических подходов к феномену

одиночества, Алексеев формулирует следующие выводы:

≪Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию

изолированности человека. Изоляция есть поддающееся наблюдению состояние,

регулируемое и в какой-то степени контролируемое.

Восприятие изоляции большей частью зависит от того, каким значением

Date: 2015-07-01; view: 813; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию