Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс индивидуализации;





В начале этой главы мы уже отметили, что в традиционном обществе

индивидуальность, фактически, растворена в коллективном целом. Отсюда-

малая значимость таких понятий, как свобода, личный выбор, самоутверждение,

личные достижения и т. д. Кроме того, следует подчеркнуть, что положение

человека традиционного общества, как правило, определялось его

происхождением, которое и предписывало достаточно жёстко тот образ жизни,

который человек должен был вести. Фактически, не оставалось места для

индивидуальной инициативы и выбора. Человек занимал отведённую ему

помимо его воли социальную ячейку, и его ≪сущность≫ совпадала с его социальным

положением и групповой принадлежностью.

Разрушение структур традиционного общества в ходе описанных выше

процессов и порождало феномен свободной личности, т. е. личности, которая

сама создаёт себя на основе собственных сил и способностей. Вычленение

индивида из традиционных коллективов (община, сословие), к которым человек

принадлежал, как правило, от рождения, порождало феномен индивидуальной

свободы, свободы самоопределения. Но другим следствием становилось

ослабление социальных связей, а, стало быть, риск одиночества.

[т.е. важен не сам разрыв социальных связей, а то, как человек его интерпретирует, осмысляет. Связи могут и не обрываться!]

Огромный вклад в формирование автономной личности внесла протестантская

Реформация. Отвергая спасительную роль Церкви, духовенства и

церковных таинств, протестанты ставили на первое место индивидуальную

39

ответственность каждой личности перед Богом, превозносили значение индивидуальной

молитвы, постоянного самоконтроля с тем, чтобы избежать

греховных мыслей и поступков. Каждый протестант должен был быть погружён

в размышления о собственной греховности, о том, чтобы сделать

свою мирскую жизнь как можно более угодной Богу. Всё это способствовало

не только росту индивидуализма, но и усилению одиночества. Ведь каждый

протестант оказывался предоставлен в деле своего спасения только самому

себе и негарантированной милости Бога, никто не мог ему помочь. Суровая

этика повседневного поведения препятствовала не только поиску удовольствий,

но и проявлению чувств.

Таким образом, протестантизм становился питательной почвой не

только для развития личной ответственности, но и болезненных переживаний

одиночества и страха, связанного с сознанием собственной греховности и

ожиданием гнева Божия. Мы увидим яркое проявление этих чувству датского

философа С. Кьеркегора, сформировавшегося^ именно' в протестантской

среде. Таким образом, протестантизм, в какой-то степени, можно считать источником

экзистенциализма.

Другой знаменитый аналитик проблемы развития капитализма - Карл

Маркс, описал такое следствие этого процесса, как отчуждение человека.

Идея отчуждения, заимствованная Марксом у Гегеля и переосмысленная

в социологическом ключе — одна из самых востребованных марксовых

идей. Она получила широчайшее распространение в философии, социологии,

психологии, даже у тех авторов, которые радикально отличались по своим

взглядам от Маркса.

Отчуждение в сфере труда проявляется, согласно Марксу, в четырёх

аспектах: отчуждение от продукта труда - человеку не принадлежит то, что

он производит, не человек определяет цели своей трудовой деятельности; отчуждение

от процесса производства; отчуждение от самого себя и от сообщества

других людей.

Отчуждаясь от продуктов своего труда и от процесса производства, человек

отчуждается и от самого себя потому, что не может проявить свою целостную

личность, он вовлечён в труд лишь частично. Отчуждённый труд

навязан человеку, а не является свободным раскрытием его природы. На работе

человек принадлелшт не себе, а другим. Поэтому человек чувствует себя

свободным не в труде, не на работе, а лишь в свободное время, ≪на досуге≫.

При этом следует добавить, что досуг тоже особой ценности не имеет, поскольку

очень часто лишён позитивного содержания и представляет собой

лишь пустое времяпровождение, рождает скуку и желание ≪развлечений≫ -

т. е. одну из форм бегства от себя самого.

Маркс пишет: ≪Взаимная и всесторонняя зависимость безразличных по

отношению друг к другу индивидов образует их общественную связь. Эта

общественная связь выражена в меновой стоимости, ибо только в меновой

стоимости для каждого индивида его собственная деятельность или его продукт

становятся деятельностью или продуктом для него самого; он должен

производить всеобщий продукт - меновую стоимость или меновую стоимость

в её обособленном изолированном и индивидуализированном виде, т.е.

деньги. С другой стороны, та власть, которую каждый индивид осуществляет

над деятельностью других или над общественными богатствами, заключается

в нём как владельце меновых стоимостей, денег. Свою общественную власть,

как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане≫.

По-настоящему массовым и масштабным, охватывающим в принудительном

порядке подавляющее большинство населения, процесс индивидуализации

стал в XIX - начале XX века. Его главным двигателем стали индустриализация

и урбанизация. Для огромного большинства людей, втянутых в

водоворот масштабных социально-экономических преобразований, теряющих

связь с традиционными сообществами, вынужденных постоянно думать

о поиске средств к существованию, свобода представала, прежде всего, как

неприкаянность, отсутствие всякой стабильности и уверенности в завтрашнем

дне, как кризис идентификации и ≪утрата корней≫, т. е. как состояние негативное.

[То, о чем говорил Кургинян, объясняется просто: явление бессмысленного одиночества]

По выражению Ханны Арендт, массы представляли собой осколки разрушенных

социальных объединений. Более поздний исследователь Г. Блумер

определял массу как конгломерат анонимных индивидов, между которыми

нет устойчивого взаимодействия, которым не свойственны общие ценности и

нормы. Зато они вынуждены развивать собственное индивидуальное самосознание

и полагаться на собственные индивидуальные решения. Поскольку

не все члены массы в равной степени на это способны, им свойственно со-

стояние дезориентации и неопределённости, которое достаточно мучительно

и требует преодоления. (О формах этого преодоления мы скажем чуть позже).

Базой существования и предпосылкой появления массы как социального

феномена становятся большие современные города.

В городе каждый предоставлен самому себе и никому не нужен. Город

- место социальных контрастов, больших возможностей, соблазнов и крайней

нищеты. В городах скапливается огромное количество людей, никак не

связанных между собой. Именно в городе расцветает феномен одиночества.

Его ощутимыми негативными последствиями является рост самоубийств —

феномен, привлекший внимание одного из основоположников социологии -

Эмиля Дюркгейма. В своей классической работе, посвященной феномену самоубийства,

он показал, что важными факторами, толкающими людей на

этот отчаянный шаг, является ослабление социальных связей и ценностно-

нормативная неопределённость.

Феномен толпы привлёк внимание многих исследователей на рубеже

XIX-XX вв. Среди наиболее известных имён следует назвать Густава Лебона

и Зигмунда Фрейда. Несмотря на различные теоретические взгляды, в их

описании толпы есть много общего. Слияние с толпой способствует тому,

что человек частично утрачивает самоконтроль, легко поддаётся эмоциям,

которые в толпе распространяются чрезвычайно быстро, оказывается способным

на такие действия, которые в одиночку едва ли совершил бы. Таким

образом, толпа ослабляет чувство индивидуальности. Одинокий индивид,

сливаясь с толпой, может заглушить чувство одиночества и беспомощности.

Возможно, в этом кроется причина популярности спортивных состязаний и

иных подобных мероприятий, собирающих толпы зрителей.

Начало XX века стало временем расцвета массовых социальных движений,

основанных на ценностях коллективизма и пытавшихся преобразовать

общество, основываясь на принципах солидарности. Речь идёт о социалистических,

коммунистических, анархистских и фашистских движениях.

Помимо движений, ориентированных на социальные преобразования, в этот

период возникало множество духовных течений, религиозных сект, небольших

групп, объединённых вокруг фигуры наставника - эти искания были порождены

смысловым вакуумом1 и попытками найти не только новую общность,

но и новое мировоззрение. Общество, распадавшееся на атомы, пыталось

вновь построить себя, воссоздать утраченную общность.

Таким образом, порождаемое капиталистической экономикой отчуждение

человека, вызванные индустриализацией и урбанизацией распад традиционных

общностей и массовая индивидуализация поставили не только

проблему одиночества, но и проблему поиска солидарности, ввергли массового

человека в соблазн принудительного коллективизма.

Об этом соблазне хорошо писал русский мыслитель Н. А. Бердяев:

≪Современный коллективизм - в значительной степени результат безличного,

анонимного характера капитализма.... Он носит механически-

рациональный характер. Объективация страстей, интересов, ненависти людей

и групп может принять форму коллектива. На этой почве может образоваться

ложная мистика коллективизма... Через коллективное сознание и коллективную

совесть, получающие мистический характер, начинает господствовать

одна группа людей над другими группами. Коллективизм - орудие господ-

ства.... Коллективизм всегда утверждается через насилие над человеческой

личностью≫.

Следуя давней традиции русской философии, Бердяев противопоставлял

коллективизму ≪соборность≫. Это понятие, заимствованное из языка

Церкви, означало в традиции русской философской мысли единение без подавления

личности, гармоничное единство, не разрушающее индивидуальности.

Противопоставление коллективизма и соборности, осознанное русской

философией, может быть понято как противопоставление искажённой и подлинной

социальности, ложной и истинной коммуникации. Эта проблема будет

поставлена в европейской философии экзистенциализма, о чём подробнее

речь пойдёт позже.

Что происходит с личностью, вовлечённой в массовое движение, воодушевляемое

общей идеологией и ведомое харизматичным вождём (ведь

именно такие движения получили широкое распространениев начале XX века)?

Эта проблема занимала* многих исследователей. Например, американец

Э. Хоффер в своей работе ≪Истинноверующий≫ писал: ≪...наиболее объединяющие

элементы берут своё начало в отказе неудовлетворённой личности

от своего ненавистного ≪я≫... Что происходит с объединённой личностью?

Объединение - скорее процесс вычитания, а не сложения. Для того чтобы

слиться с коллективом, человек должен лишиться своеш индивидуальности и

своих особенностей. Он должен быть лишён свободы выбора и независимости

суждений. Многие его естественные наклонности и импульсы должны

быть подавлены или притуплены.... Экзальтация - возбуждение истиннове-

рующего - не из запасов сил и мудрости, а от чувства освобождения он был

29

освобождён от бессмысленной тяжести самостоятельного существования≫.

освобождён от бессмысленной тяжести самостоятельного существования≫.

Понятно, что наиболее острую потребность в новых объединениях испытывали

люди неустроенные, испытывавшие лишения. Благополучные

представители более или менее зажиточных слоев населения, ощущавшие

Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. М. Республика, 1995. С.332.

Хоффер Э. Истинноверующий. Минск, 2001. С.145-146.

уверенность в завтрашнем дне, обычно проявляют консерватизм и не-тяготеют

к вовлечённости в новые общественные объединения. Но среди участников

новых массовых движений было достаточно много образованных людей,

не сумевших найти себе место в жизни, - тех, кого, используя старую отечественную

терминологию, можно назвать ≪беспочвенной интеллигенцией≫. А

ведь именно образованные люди наиболее остро страдают от того, что

Фромм называл моральным одиночеством - отчуждением, сопровождаемым

отсутствием смысла жизни. И именно они пытаются создать некие новые

смыслы, чем привлекают других людей, страдающих от дезориентации и

смыслового вакуума.

Пытаясь осмыслить причины и последствия национал-

социалистического движения в Германии, Эрих Фромм ввёл понятия ≪бегства

от свободы≫ и ≪авторитарного характера≫. И то, и другое непосредственно

связано с проблемой одиночества, отчуждения и социальной изоляции.

В работе ≪Бегство от свободы≫ Фромм показал, что свобода представляет

собой психологическую проблему. В эпоху формирования массового

общества на индивидуальную автономию и свободу оказываются обречены

те, кто морально и психологически к этому не готов. Именно такие люди составляли

основу нацистского движения.

Фромм пишет: ≪Когда нарушены связи, дававшие человеку уверенность,

когда индивид противостоит миру вокруг себя как чему-то совершенно

чуждому, когда ему необходимо преодолеть невыносимое чувство бессилия

и одиночества, перед ним открываются два пути. Один путь ведёт его

к "позитивной" свободе; он может спонтанно связать себя с миром через любовь

и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллекту-

47

альных и эмоциональных способностей; таким образом он может вновь обрести

единство с людьми, с миром и с самим собой, не отказываясь при этом

от независимости и целостности своего собственного ≪я≫.

Другой путь - это путь назад: отказ человека от свободы в попытке

преодолеть своё одиночество, устранив разрыв, возникший между его.лично-

стью и окружающим миром. Этот второй путь никогда не возвращает человека

в органическое единство с миром, в котором он пребывал раньше, пока

не стал ≪индивидом≫, - ведь его отделённость уже необратима, - это,попросту

бегство из невыносимой ситуации, в которой он не может дальше

жить≫ зо.

В начале этой главы мы уже отмечали, что одиночество сопряжено с

различными невротическими расстройствами. Анализируя различные формы

бегства от свободы, Фромм также идёт этим путём - он старается раскрыть

психологические, невротические механизмы ≪бегства≫ от свободы и одиночества.

Для него фашизм был не только социальным и политическим, но и

психологическим феноменом. Стремление избавиться от чувства изоляции

порождает разные формы невротической зависимости. Фромм говорит о них,

употребляя термины ≪мазохизм≫ и ≪садизм≫.

Мы ещё вернемся к этой теме во второй главе, здесь же скажем только,

что мазохизм предполагает отказ от себя и полное подчинение другой личности

- например, вождю. Этот отказ подразумевает низкую самооценку собст-

венной личности, осознание своего бессилия, ненужности, ничтожности -

т.е. весьма болезненные и патологические эмоциональные состояния.

≪Садизм≫ также вырастает из чувства отчуждённости и изоляции. Но

он предполагает ≪налаживание связей≫ другим путём - через насилие, принуждение,

подавление, превращение ≪других≫ в орудие собственного произвола

и средство решения собственных невротических проблем.

[бывает, что одиночество преодолевается смесью садизма и мазохизма]

Подведём некоторый итог.

Одиночество нельзя рассматривать как синоним физической изоляции.

Одиночество - это негативное психическое состояние, связанное с нарушением

социального взаимодействия и ценностно-смысловой ориентации. Одиночество

можно противопоставить уединению как патологию — норме, поскольку

уединение - свойственное здоровой в психическом плане личности

состояние, порождаемое желанием и умением оставаться наедине с самим

собой и не испытывать невротической зависимости от других людей.

Одиночество как широко распространённая проблема не существовало

в традиционных обществах, это исключалось особенностями их структуры и

культуры. Одиночество как массовая проблема возникает в эпоху современности,

являясь следствием глубоких культурных и структурных преобразований,

затронувших все сферы общества и породивших феномен автономной

личности, обречённой на индивидуализированное существование.

Date: 2015-07-01; view: 795; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию