Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если он реагирует первым образом, мы имеем представление о





≪нарциссическом≫ человеке... во втором случае мы имеем

перфекциониста с особым типом Супер-Эго ≫ [52, с.38]. Хорни

рассматривает и вариант, при котором ≪...человек кажется не

отвечающим ни перед кем и ни перед чем; он становится склонным к

сумасбродству, безответственности и негативизму≫.

Петере пишет: ≪То, что хорошо и

необходимо для максимальных достижений, максимального развития,

например, склонность ставить перед собой большие, требующих труда и

упорства цели, может оказывать как позитивное так и негативное

воздействие на жизнь человека≫ [102, с.68].

Если Паркер и Адкинс [101]

предлагают расценивать стремление быть совершенным невротическим

тогда, когда стандарты, установленные человеком для себя,

≪нереалистично высоки≫, то Петере, полемизируя с этими авторами,

спрашивает ≪что можно считать нереалистично - высоким для

талантливых людей? Кто может объективно судить о допустимом

уровне притязаний для тех, кто одарен и жаждет развить свои

способности в полной мере?≫

Если Паркер и Адкинс [101]

предлагают расценивать стремление быть совершенным невротическим

тогда, когда стандарты, установленные человеком для себя,

≪нереалистично высоки≫, то Петере, полемизируя с этими авторами,

спрашивает ≪что можно считать нереалистично - высоким для

талантливых людей? Кто может объективно судить о допустимом

уровне притязаний для тех, кто одарен и жаждет развить свои

способности в полной мере?≫

Петере напоминает о том, что, рассматриваем ли мы

перфекционизм как аутодеструктивную тенденцию или нет, мы не

можем не признавать, что одаренные люди, как правило, стремятся быть

совершенными, для них этот аспект существования по - настоящему

значим.

Шмитц и Гэлбрэйт [ПО] утверждают, что перфекционизм

проистекает из ≪понимания качества и способности одаренных людей

чувствовать разницу между экстраординарным и посредственным.

Поскольку человек понимает, что может достигнуть некоего

совершенного результата и то, каким этот результат должен быть,

стремление достигнуть его у такого человека усиливается. Одаренный

человек чувствует себя неполноценным, когда не соответствует

стандартам, установленным для себя и неудовлетворенным, если не

делает всего возможного для того, чтобы достичь всего на что, как он

знает, он способен≫.

Психолог

Сидни Блат [63] в статье ≪Разрушительная сила нерфекционизма:

значение для лечения денрессии≫ нишет о том, что ≪невротический≫

нерфекционизм возникает из стремления избежать неуспеха.

Перфекционисту ничто не кажется достаточно совершенным, и он не

снособен получать удовлетворение от сделанной работы, которая

другим людям кажется превосходно выполненной. Глубоко

укоренившиеся чувства неполноценности и уязвимости ввергают

человека в бесконечный круг саморазрушительных сверхусилий, и

всякое дело или задача нревращается в очередной угрожающий вызов.

Одно из отличий

невротического перфекционизма от так называемого ≪нормального≫

многие исследователи видят не в степени выраженности этой черты, но

в том, стремится ли человек быть как можно более совершенным ≪для

себя≫, руководствуясь собственными убеждениями, представлениями о

своих способностях и возможностях или же его стремление обусловлено

страхом быть отвергнутым, несоответствовать требованиям других

(прежде всего близких) людей.

Роделл [104] описывает как позитивные, так и негативные

аспекты перфекционизма: в позитивной форме перфекционизм может

обеспечить побуждающей силой, ведущей к большим достижениям,

≪Скрупулезность, внимание к деталям, зачастую свойственное

перфекционистам, необходимо для ученого; обязательность,

ответственность, добросовестность, умение сосредоточиться могут быть

полезны в любой сфере деятельности≫. Роделл приводит примеры людей

искусства, которые стремятся улучшить результат своей работы,

неоднократно возвращаясь к уже, казалось бы, завершенному и,

усовершенствуя это, стремясь максимально приблизить к своему

представлению об ≪идеальном результате≫, ≪мысленному образцу≫,

который им хотелось бы воплотить в реальность или находясь в

процессе творчества в поиске этого ≪идеального результата≫ [104,

с. 127]. Так, композитор упорно продолжает работу, пока музыка,

которую он записывает, и которую могут услышать другие, ≪не станет

соответствовать чудесным звукам, рождающимся в его воображении, не

превратится в целостное, сопоставимое с представлением сочинителя о

совершенстве, произведение≫Настойчивость,

требовательность к себе, с которой многие творческие люди стремятся

как можно точнее, полнее, воплотить свои замыслы, по мнению Роделла,

являются позитивными проявлениями перфекционизма. Устанавливать

для себя высокие стандарты, стремиться к труднодостижимым целям -

не плохо. Опасно, когда перфекционистские тенденции сочетаются с

≪наказывающей≫ позицией окружающих или самого человека. Такое

отношение или самоотношение (а тем более их сочетание), могут

≪подавлять, ограничивать воображение, убивать жажду жизни,

препятствовать самовыражению настолько, что человек становится

неспособным реализовать, проявить свой талант. Иногда так случается с

одаренными детьми, которые подавали большие надежды в раннем

возрасте...≫

 

Рассматривая перфекционизм как негативное явление, Варне [66,

С.34] описывает перфекционистов как ≪людей, которые демонстрируют

навязчивое, неослабеваемое стремление к невозможным, недосягаемым

целям и оценивают себя в зависимости от своих достижений, ≪измеряя≫,

определяя свою ценность продуктивностью, успешностью...≫

Исследования Аддерхолта-Элиота [59, 60] позволили выявить тот

факт, что перфекционистам свойственны: медлительность, боязнь

неудачи, склонность руководствоваться принципом ≪все или ничего≫,

нерешительность, боязнь действия, трудоголизм. Боязнь

перфекционистов быть несовершенными хоть в чем-то, боязнь

допустить промах, сопряжена с различными негативными

переживаниями и усиливает медлительность. Откладывание завершения

работы до последнего момента - описывается Аддерхолтом-Элиотом как

≪болезненная (причиняющая человеку страдания) тактика избегания,

которая часто наблюдается у перфекционистов≫ [59,с.19].

Медлительность перфекционистов, по мнению этого автора, зачастую

обусловлена боязнью неудачи. Апатия, избегание действия могут быть

результатом перфекционизма: человек представляет себе, как что-то

должно быть сделано, каким он должен быть в идеале (здесь автор имеет

в виду поступки в конкретных ситуациях) и при этом знает, что ему

никогда не выполнить этого, не соответствовать этому представлению

≪на сто процентов≫. Поэтому человек предпочитает бездействие

[60,с.50].

[например, я боялся начать писать диплом. Или боишься гтовиться к экзамену по билетам, т.к. даже беглый взгляд на билеты обнаруживает для тебя твое незнание. Лучше просто читать в свое удовольствие. Встреча с собой страшнее встречи со смертью. Степной волк и зеркало]

Сильверман убежден, что

перфекционизм должен рассматриваться как ≪палка о двух концах≫. Он

содержит в себе потенциал, способный побуждать ≪двигаться к

вершинам развития, возвышать дух человека и вести его к

несравненным успехам≫. Но перфекционизм может также ≪низвергнуть

в пучину безысходности и отчаяния≫

[человек гибнет от того, ради чего живет]

Основываясь на

результатах собственных исследований и исследований своих коллег

[65, 68, 105, 106, 108, 111], Сильверман приводит ряд примеров связи

перфекционизма и одаренности, как в позитивных, так и внегативных

проявлениях: ≪Неотъемлеммая часть интеллектуальности - способность

оперировать, и, тем более, руководствоваться в своем поведении

сознательно выбранными или сформулированными абстрактными

идеями. Представление о совершенстве как раз относится к разряду

таких идей.

Перфекционизм - во многом результат асинхронии.

Интеллектуальное развитие ребенка опережает развитие его

сверстников. Ни родители одаренного ребенка, ни он сам, не сравнивают

его с ≪обычными≫ ровесниками. Задачи, которые ставят перед таким

ребенком воспитателями и им самим, сложнее, чем задачи, которые

достаточно выполнять его сверстникам (если ребенок с самого раннего

возраста не обучается в специализированных заведениях для

одаренных). Таким образом, ребенок привыкает к тому, что к нему

предъявляются особые требования, не соотносимые с требованиями,

соответствию которым могут ограничиваться другие дети≫ [114, с.ЗО].

Если продолжить мысль Сильвермана, можно придти к следующей

формулировке: если для других детей достаточно быть ≪хорошими≫, то

одаренный ребенок ≪обязан≫ быть совершенным в своих собственных

глазах и глазах тех, кто возлагает на него надежды. Возможно, именно с

этим связаны многие трудности в общении, которые испытывают

одаренные дети. Согласно наблюдениям, сделенным Сильверманом в

процессе исследования проблем перфекционизма и одаренности,

одаренные дети-перфекционисты часто чувствуют, понимают свою

≪особенность≫, устанавливают для себя не по возрасту высокие

стандарты и при этом не могут обиваться с менее развитыми

сверстниками. Одаренные девочки и мальчики, о которых пишет

Сильверман, тянутся к детям постарше или ип];ут подходяш;их

собеседников, партнеров для обп1;ения среди взрослых.__

Перфекционизм в концепции Сильвермана - форма выражения

потребности самосовершенствования, которая является полезной для

эволюции человека и человечества в целом побудительной силой. Она

проявляется в недовольстве человека ≪тем, что он есть≫, и страстным

стремлением ≪стать тем, кем он должен быть≫

Возвращаясь

к концепции Сильвермана, следует также нояснить, что, по мнению

этого ученого, представление перфекциониста о том, каким он

≪должен≫ быть - его ≪внутреннее убеждение, имманентно присущее

знание, понимание, касающееся чего-то большего, чем суетное,

материальное. Оно (понимание) связано со стремлением созидать

смысл собственной жизни, делая как можно лучше то, к чему способен,

или делая лучшее, на что способен ≫ [114].

[а вот и экзистенциальный аспект перфекционизма: идеал как смысл жизни. Идеализированная «Я-концепция» как одно из проявлений невротического перфекционизма]

в концепции Дебровского была предпринята попытка применить,

переосмыслив, рассмотрев в свете исследоваений, посвященных

изучению перфекционизма, положения концепции Маслоу [31],

касающиеся как можно более полного развития и нроявления талантов.

Дебровский нишет: ≪... Перфекционизм предполагает внутреннюю

мотивацию полного использования своих способностей и стремление

делать лучшее, что человек имеет возможность сделать в каждой

конкретной ситуации, в каждой попытке≫ [71]. Дебровский считал, что

формирование, осознание этого стремления происходит изначально под

влиянием социального окружения. Развиваясь, перфекционистские

тенденции фокусируются уже не на демонстрации совершенного

поведения, прилежапия, выполнения заданий другим людям, а на

собственном развитии. Появляются ≪чувство миссии≫, представления о

жизненной цели, смысле существования. Перфекционизм, по мнению

Дебровского способствует самоактуализации

Рупер [108] считает нужным уточнить, что перфекционисты

стремятся быть совершенными даже тогда, когда окружающие не видят

в этом необходимости, не попимают их. ≪Одаренные - перфекционисты

в том, к чему относятся их собственные стандарты, собственные

ожидания и далеко не всегда - в том, чего от них ожидают и требуют

окружающие≫ [108, с.22]. Взрослые перфекционисты, по заключению

этого автора - как правило, люди определенных убеждений, принципов,

люди с выраженной направленностью личности. [т.е. люди с твердыми, даже ригористичными устоями. Например, Брандт у Ибсена] ≪Они чувтвуют себя

виноватыми, если хоть в чем-то не соответствуют собственным строгим

требованиям, не реализовывают в полной мере своих принципов.

Некоторые перфекционисты совершенно не могут смириться с

несправедливостью и вынуждены постоянно отстаивать свои убеждения,

представления о справедливости, какими бы они ни были, постоянно

бороться и противостоять окружаюш;ему миру≫ [Дон-Кихотизм. «А все-таки она вертится» Галилея. «На том стою и не могу иначе» Лютера].

Психологи [68, 90, 113, 114, 120] советуют перфекционистам

научиться определяться с приоритетами, не тратить чрезмерных усилий

на незначительное, не быть придирчивыми к себе в мелочах, применив

стремление быть соверщенными к значимым сферам своей жизни, к

тому, к чему у них лежит душа, к чему они чувствуют в себе

способности. Энергия перфекционизма, направленная в ту сферу,

которая наполняет жизнь человека смыслом, может приносить

блестящие результаты, важные не только для самого перфекциониста,

но и для других людей. Кларк [68, с. 18] отмечает, что страстное

стремление человека быть совершенным может воодушевлять

окружающих; ≪...упорство в отстаивании убеждений и принципов

может поколебать конформистские установки окружающих, побуждать

перемены к лучшему≫. Сильверман пищет о том, что идеализм

перфекционистов не следует подавлять, что люди, ставящие перед собой

больщие цели, стремящиеся быть соверщенными, готовые трудиться и

бороться за свой идеал, могут приносить огромную пользу обществу.

≪...- Перфекционисты, как правило, ставят перед собой большие,

глобальные цели, связанные не только с внешними достижениями, но и

с саморазвитием, личностными достижениями.

- Перфекционисты упорны в своем стремлении к совершенству,

продолжают бороться тогда, когда другие бы уже сдались, и тогда, когда

окружаюш;ие пытаются им помешать. Они демонстрируют

удивительную способность к самоконтролю, самоограничениям, когда

дело касается того, что для них важно, во что они верят. Однако

перфекционизм может стать и страшной разрушительной силой,

оказывать деструктивное влияние на личность и нести зло

окружающему миру. Все зависит от того, к чему будут применены

перфекционистские усилия.

- Следование перфекционистским принципам, стремление к

совершенству требует от человека многих жертв, большого труда, и, к

сожалению, всегда сопряжено с напряжением, которое не каждый

человек выдерживает без ущерба для физического и психического

здоровья, Перфекционист живет, пытаясь во всем преодолеть разрыв

между тем, какой он есть и тем, каким он должен быть (курсив мой).

Страстное стремление к самосовершенствованию доставляет человеку

немало беспокойств, порой - причиняет боль, является причиной

постоянных внутренних конфликтов и противоречий, которые не

каждый в состоянии самостоятельно решить.,.≫__

[для утописта характерен перфекционизм, направленный на других, шире – на внешний мир. Остальное – постольку-поскольку. Чехов – в человеке все должно быть прекрасно. Блок – человек должен предъявлять безмерные требования к жизни]

Наиболее хорошо изучены, чаш;е описываются внешние

проявления перфекционизма. В то же время собственно личностные

Date: 2015-07-01; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию