Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моя семья в образах животных





 

Методика “Моя семья в образах животных” — модифика­ция теста “Нарисуй свою семью” — предложена Е. В. Романо­вой. Ее ценность заключается в том, что символический рису­нок семьи дает более достоверный материал и позволяет обна­ружить подавляемые чувства в обход защитных личностных механизмов.

Методика отражает семейную атмосферу, чувства, испытываемые к отдельным членам семьи и к семье в целом, степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, ха­рактер основных семейных конфликтов и помогает выявить источник или главного носителя семейного конфликта.

Процедура проведения исследования при помощи данной методики стандартна. Испытуемому дается лист белой бумаги, цветные карандаши, резинка, простой остроотточенный мягкий карандаш. Инструкция: “Представь, что всех членов твоей семьи заколдовали, и они превратились в животных. Изобрази семью в образах животных”.

Одним из важнейших процедурных моментов является со­ставление психологических портретов тех животных, которые изображены на рисунке. Для этого, после завершения рисунка, испытуемого просят рассказать о том, что представляет из себя то или иное животное, и каким характером оно обладает.

При интерпретации результатов очень важно анализировать сам рисунок, исходя из основ интерпретации, учитывая весь комплекс графических показателей (заполнение листа рисун­ком, размер, цвет, характер линии, стирания, последователь­ность рисования), и, кроме того, особое внимание следует уде­лить анализу психологических портретов животных в сопостав­лении с их изображением, используя при этом данные психо­аналитической трактовки символического значения тех или иных образов животных.

Рассмотрим некоторые примеры интерпретации. Чаще всего дети 12-летнего возраста изображают маму, используя для этого образ кошки.

Давая психологический портрет кошки, ребенок описывает это существо как красивое, грациозное, которое мягко ступает, очень любит чистоту и часто моется. Имеет свободный, неза­висимый характер, любит есть и спать. Иногда — играть. Если кошку не обижать, то она может быть дружелюбной и ласковой, но если ей что-то не нравится, она может выпусти свои острые коготки и сильно исцарапать и искусать. Кошка видит все даже в темноте. Кошка часто ни на кого не обращает вни­мания, но если ей что-нибудь нужно, она лестью и диплома­тией добьется необходимого.

Сопоставление портрета, сделанного детьми, с психоаналитической интерпретацией символа кошки рассматривающейся как символ женского обаяния, кажущейся безопасности, при­ятной мягкости, но в то же время символ поглощения, удер­жания, захвата позволяет увидеть большое сходство. Следует отметить, что в процессе психологической консультации было остановлено, что матери, изображаемые детьми в образе кош­ки, обладают такими качествами, как некоторый эгоцентризм, способность к топкому манипулированию членами семейной группы, стремление к решению ряда своих проблем за счет других.

В детских рисунках изображение матери в виде кошки ча­сто сочетается с изображением бабушки в виде черепахи. Ре­бенок дает психологический портрет черепахи как ленивой, медленно передвигающейся, неторопливой. Черепаха любое де­ло выполняет обязательно до конца. В преодолении трудностей она очень настойчива. Но она пуглива — чуть что и сразу пря­чется под панцирь, откуда ее невозможно достать, иначе как разбив. Ее голова похожа на голову змеи. Черепаха устойчи­вая, прочная, со всех сторон закрыта панцирем. Для детей бабушка-черепаха не совсем понятна, внутренне закрыта, за бабушкой они признают жизненный опыт, мудрость, вескость приводимых аргументов. Она насторожена, пуглива, боится всего нового. Дети считаются с бабушкой, уважают ее, но на­ряду с этим испытывают некоторое сдерживающее, ограничивающее влияние с ее стороны.

Отца дети довольно часто изображают в образе медведя. Медведя они наделяют такими психологическими чертами, как лень, жадность, стремление, все время спать. Медведь неуклю­жий, толстый, некрасивый. Он никогда не спешит, делает все старательно. Он очень сильный, но часто бывает хмурым, сер­дитым, любит поворчать, не любит компании. Летом заботится о запасах на зиму, зимой мало активен. Медведь не очень сме­лый, но в крайнем случае, опасности, может броситься на обидчика.

Детям в общении с отцом-медведем не хватает эмоциональ­ной открытости, он для них представляется воплощением си­лы, но силы сердитой, ворчащей, склонной к быстрому и не­медленному наказанию, и проявлению авторитарности в об­щении.

Как показали исследования, даже у самых маленьких испы­туемых может быть обнаружено достаточно точное видение семейной ситуации. Однако, свое психологическое видение близких людей им не всегда удается высказать; рисунок часто от­ражает то, что невозможно сформулировать словами Когда детей просили рассказать о том, какая мама, бабушка, папа и т д., ответы оказывались однотипными, в них звучали внед­ренные и закрепленные социальным окружением шаблоны. Характеристики близких людей оказывались обезличенными и часто представляли собой заимствование значимого взрослого.

Однако, даже у маленьких детей удается обнаружить явное расхождение между сознательными логическими построениями и образами индивидуального интегративного восприятия.

Методика “Семья в образах животных” позволяет обнару­жить тот материал, который отражает отношения в семье как рентгеновский снимок. Чтобы его расшифровать, важно понимать что он рождается из контекста ситуации, в которой на­ходится ребенок, из той социальной динамики, которая обра­зуется вокруг него.

И потому важным оказывается не только пространственное расположение фигур, но и “соприкосновением фигур, пересе­чение фигур (например, мама-зайчик как бы “протыкается” хвостом бабушки-крокодила). Важно не только цветовое ис­полнение фигур, дающее информацию о чувствах, так как цвета связаны с эмоционально-личностными характеристиками, но и сочетание цветов во всей семейной картине.

Много информации дает также одновременное рассматрива­ние рисунков “Семья в животных”. “Нарисуй семью” и “Дом-Дерево—Человек” на одном листе и сопоставление их графи­ческого и цветового исполнения.

 

Date: 2015-06-11; view: 7871; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию