Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая политика в сельском хозяйстве Беларуси





Государственная инвестиционная политика состоит преимущественно в финансировании и поддержке: мероприятий по воспроизводству и повышению плодородия почв, включающие мелиорацию земель и известкование кислых почв; селекции семеноводства, племенного дела, мероприятий по карантину и защиты растений; мер по предупреждению и ликвидации заболеваний животных; работ по ведению государственного земельного кадастра; мониторингу и землеустройству сельскохозяйственных земель; стабильности аграрного рынка, включая формирование и использование государственных стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции; инвестиционной деятельности, включая реализацию крупных проектов, обеспечивающих технико - технологический прорыв и конкурентоспособность продукции на мировых рынках; льготного кредитования перспективных проектов и имущественного страхования агропромышленного производства; перспективных товаропроизводителей, находящихся объективно в худших природных, экономических и экологических условиях; научной, научно - технической и инновационной деятельности.

Важнейшей задачей современной аграрной политики в Беларуси является определение оптимального соотношения между государственной поддержкой программ реформ (курсом на эффективность сельского хозяйства) и программ стабилизации сельского хозяйства.

Сельское хозяйство по уровню господдержки находится в лидерах среди отраслей белорусской экономики. По оценкам аналитиков ВБ, на долю поддержки сельского хозяйства приходится значительная часть общих госрасходов в Беларуси. В 2005–2007 годах расходы на сельское хозяйство, удельный вес которых составлял 8–9% общих расходов госбюджета, превышали расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность, взятые вместе, и были немногим меньше расходов на здравоохранение. Если к бюджетным расходам добавить оценочную стоимость для бюджета налоговых льгот, то объем бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в Беларуси увеличится примерно на 26–35% (за период с 2005 по 2007 годы).

Бюджетные расходы на сельское хозяйство в Беларуси (по отношению к ВВП, совокупным расходам бюджета и общей площади сельхозугодий) существенно выше, чем в России и Украине, в других странах с развивающейся экономикой, таких как Мексика и Турция, и в промышленно развитых странах, таких как Австралия, Канада и Новая Зеландия, но меньше, чем во многих других богатых странах. В 2007 году показатель по Беларуси в размере 226 долларов (в 2009 году он, напомним, составлял 212 долларов) на гектар сельхозугодий превышал средний показатель по США в размере 214 долларов и был только примерно на 20% ниже, чем показатель по 12 новым странам - членам ЕС, который составил 272 доллара. Только в странах ЕС-15, Японии и Швейцарии бюджетная поддержка сельского хозяйства из расчета на гектар превышала поддержку в Беларуси. Однако, отмечают эксперты ВБ, эти страны с высоким уровнем доходов, но размер сельскохозяйственного сектора у них невелик, поэтому они могут позволить себе высокий уровень поддержки.

Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 годы выполнена.

Среди показателей, выполнить которые не удалось, объем производства валовой продукции сельского хозяйства к уровню 2004 года. При прогнозе 45 % он фактически сложился на уровне 26,3 %.

В результате за шесть лет реализации недополучено 3,6 млн т картофеля (задание выполнено на 93 %), 634 тыс. т зерна (99 %), 88 тыс. т льноволокна (76 %), 19,8 тыс. т картофелепродуктов (62,1 %), 22,8 тыс. т растительных масел (86,3 %), 70,5 тыс. т крахмала (54 %), 78,6 млн дал пива (72,3 %), 1,1 млн дал этилового спирта(98%).
Оставляет желать лучшего показатель экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В 2010 году валовой доход в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий составил в среднем по республике 26 тыс. руб., что ниже норматива (55 тыс. руб.) более чем в два раза. Этот норматив не выполнила ни одна область.

Отрасль получила почти 650 млрд руб. прибыли от реализации (против 69 млрд руб. убытка за 2009 год). Вместе с тем норматив прибыли в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий (35 тыс. руб.) также не выполнила ни одна область (по республике он составил всего 9 тыс. руб.). Наибольшее его значение (12,1 тыс. руб.) зафиксировано в Брестской области, наименьшее (6,2 тыс. руб.) — в Могилевской.

Ни одна область страны не смогла выйти на запланированный уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. Напомним, что прогноз составлял 27—30 %. В то же время в 2010 году рентабельность по конечному результату в сельхозорганизациях составила только 14,3 %. Более 75 % предприятий являются нерентабельными или низкорентабельными (имеют уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг менее 5 %).

Соответственно сложным остается финансовое положение хозяйств. На 1 января 2011 года неплатежеспособными были более 30 % сельхозорганизаций. Недостаток собственных оборотных средств ведет к тому, что они работают исключительно за счет централизованных, заемных и привлеченных ресурсов. Финансовые обязательства организаций сельского хозяйства (да и всего АПК) растут быстрее, чем выручка от реализации продукции, товаров, услуг. На 1 января 2011 года финансовые обязательства составили почти 26,9 трлн руб. и увеличились за 2010 год на 34 %, а годовая выручка от реализации равнялась 14,5 трлн руб. и возросла лишь на 16,6 %.

Результат низкой прибыльности — рост просроченных долгов. На 1 января 2011 года предприятия агропромышленного комплекса задолжали по кредитам и займам 492,4 млрд руб. При этом за год долги выросли на 48,9 %. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую в 4,9 раза.

Все это, безусловно, негативно влияет на устойчивость аграрной экономики, достижение которой определялось в качестве одной из целей программы.

В феврале на коллегии Минсельхозпрода глава ведомства Семен Шапиро констатировал, что " практически все сельхозорганизации убыточны и не имеют собственных оборотных средств даже на мелкие расходы". При этом он заявил, что эра иждивенчества для аграриев заканчивается. Однако для исправления ситуации требуется провести структурные реформы отрасли. Современная инвестиционная деятельность агропромышленных предприятий создает благоприятные возможности привлечения для целей расширения воспроизводства собственных, заемных и привлеченных средств зарубежных инвесторов и населения. В настоящее время в республике получила развитие долгосрочная аренда техники в форме лизинга.

Практика применения лизинговых отношений в агрохозяйственной деятельности Беларуси насчитывает более 10 лет. За этот период в республике предпринят ряд мер, направленных на создание благоприятной экономической и правовой среды для развития лизинговых отношений. Однако наличие благоприятной правовой базы не явилось залогом успешного развития государственного агролизинга в республике.

Начиная с 1996 г. и до настоящего момента основным инструментом технического переоснащения сельскохозяйственных организаций Беларуси является лизинг. С применением различных схем лизинга сельскохозяйственным товаропроизводителям республики было передано более 70 % техники от общего объема поставок.
На протяжении более чем 12-летнего периода крупнейшим арендодателем (лизингодателем) в республике является РО «Белагросервис». Еще в 1996 г. постановлением правительства Республики Беларусь № 222 от 22 марта 1996 г. «Об организации работы по обеспечению тракторами, сельскохозяйственными машинами и оборудованием субъектов хозяйствования Республики Беларусь» объединение было утверждено в роли государственного оператора по закупке техники за счет бюджетных средств с целью последующей передачи ее сельскохозяйственным товаропроизводителям республики на условиях долгосрочной аренды. В этой связи через РО «Белагросервис», а с 25 марта 2005 г. и через областные агросервисы осуществляется около 90 % лизинговых операций, на финансирование которых за 1996—2007 гг. из государственных фондов была выделена сумма (с учетом инфляции), превышающая 1 млрд долларов США.

Однако, в сфере государственного агролизинга есть много нерешенных проблем, сдерживающих дальнейшее его развитие. Так, применяемая в настоящее время лизинговая схема долгосрочной аренды сельскохозяйственной техники отечественного производства является неэффективной и очень затратной для государства из-за неуплаты лизингополучателями плановых возвратных платежей лизингодателю. Практика показывает, что за период с 1996 по 2007 гг. размер годовых возвратных платежей колебался в пределах 30—70 % от плановых (расчетных) показателей РО «Белагросервис». При этом, учитывая тот факт, что расчет и выплата возвратных платежей происходили без учета инфляции, реальный возврат бюджетных средств по договорам лизинга за данный период не превышал 30 %. Имеют место лишь единичные случаи изъятия государственными лизингодателями объектов лизинга за систематические неплатежи. Поэтому в среде лизингополучателей (сельскохозяйственных организаций республики) появилась поговорка, точно отражающая существующее положение государственного лизинга: «раз заплатил — и забыл».
Низкая эффективность функционирования механизма государственного лизинга, с одной стороны, обусловила комплекс проблем, связанных с технической эксплуатацией средств механизации. Так, финансовая безответственность лизингополучателей не мотивирует их к своевременному выполнению комплекса регламентированных работ по техническому обслуживанию и ремонту, что приводит к очень низким показателям наработки машин на отказ и сокращению сроков их службы. С другой стороны, лизингополучатели, не выполнившие свои обязательства по договорам лизинга, а значит, не имеющие прав собственности на технику, не знают, что делать с изношенными до предельного состояния машинами. В то же время и лизингодателю они не нужны.

Регулирование в области процессов инновационного развития экономики осуществляется с помощью широкого спектра механизмов, используемых в инновационной политике. Функция государства и бизнеса в данном вопросе в первую очередь выражается в субсидировании НИОКР. Также помимо прямых механизмов финансовой поддержки используются косвенные методы стимулирования инновационной деятельности, предоставляя систему льгот и скидок для привлечения инвестиций.

Льготы и преференции в инновационной деятельности являются частью механизма инновационной политики, направленного на создание в стране благоприятного инвестиционного климата.

Date: 2015-06-11; view: 709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию