Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема ХI. Инновационная политика государства





 

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

Сущность и цели инновационной политики государства

Модели инновационной политики развитых стран

Инструменты инновационной политики

Инновационная политика Белорусского государства

Литература:

Богдан Н.И. Инновационная политика ЕС: новые тенденции.// БЭЖ, №4, 2003.

Крюков В.П. Национальная инновационная система: проблема становления и развития.//БЭЖ, №4, 2003.

 

Сущность и цели инновационной политики государства

Понятие «инновации» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств).

В литературе встречаются две наиболее распространенные точки зрения при определении сущности «инновации»:

- результат творческого процесса в виде новой техники, технологии, метода и т.д.;

- процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление.

Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства. Вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

С учетом предмета инноваций различают следующие их виды:

- технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;

- Организационные нововведения – это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных групп или отдельных лиц;

- управленческие нововведения – целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;

- экономические инновации на предприятии можно определить, как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;

Социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени;

- юридические инновации – это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности хозяйствующих субъектов;

- экологические нововведения – изменения в технике, организационной структуре и управления, которые улучшают состояние окружающей среды.

В оценки роли государства в проведении инновационной политики преобладает мнение, что на современном этапе возрастает значение государственного вмешательства в управление этим процессом. Сущность инновационной политики заключается в комплексе целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инновационной деятельность, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Объектами, на которые направлена государственная инновационная политика, являются научная сфера, сфера производства и соединяющая их инфраструктура.

Целями инновационной политики в научной сфере являются:

Приоритетное финансирование и материально-техническое обеспечение фундаментальных и прикладных исследований;

Использование государственных научно-технических программ для решения важнейших проблем фундаментальной и прикладной науки и информационное обеспечение ученых и разработчиков новой техники;

Создание условий по повышению престижа научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности.

В производственной сфере целью экономической политики является создания системы стимулирования инновационной деятельности предприятий и снижение инновационных рисков. Промежуточная инфраструктура должна обеспечить трансмиссию научных знаний из научной в производственную сферу, объединяя их экономичесие интересы.

Методы государственного регулирования инновационной деятельности подразделяются на прямые (государство непосредственно инициирует и финансирует инновационный процесс) и косвенные, позволяющие за счет различных инструментов стимулировать инновационную активность.

Модели инновационной политики развитых стран

Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми направлениями экономической политики всех экономически развитых стран. Самый мощный научно-технический потенциал в мире имеют США. Инновационная политика здесь воплощается в концепции формирования «нацинальной инновационной способности». Смыслом ее является воспитание восприимчивости нации к технологическим новациям, к смене направлений научно-технического прогресса в зависимости от эффективности последних. Т ехнологическая политика США направлена на:

- создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции;

- повышение развития коммерциализации технологий;

- инвестирование в создание технологий ХХI века.

Стержнем этой концепции стало развитие конкурентоспособности американской экономики и качества жизни американцев, а также усиление национальной безопасности. Для этого созданы условия для нововведений и стабильной законодательной базы, снижающей деловые риски при продвижении перспективных проектов. Большая роль отводиться повышению качества рабочей силы. Ее способности создавать высокотехнологическую продукцию. Найден механизм взаимовыгодного сотрудничества государства и корпораций. Государство отвечает за за создание стимулирующей предпринимательской среды для новых идей и проектов, берет на себя заботу о фундаментальной науке, а также часть расходов, которых обычно сторониться бизнес: повышение квалификации рабочих и управленцев. Соединение частного и государственного бизнеса позволило расширить финансовую базу исследований, что привело к передаче технологий двойного назначения частному бизнесу и вывело военные технологии на коммерческие результаты.

Созданы службы внедрения новых технологий, которые финансируются как из федерального бюджета, так и муниципальных. В США интеллектуальный продукт реализуется на каждой стадии его готовности. В отличие от европейских банки США активно финансируют высокорисковые проекты венчурных фирм.

Американская инновационная политика базируется также на международной кооперации в сфере высоких технологий путем создания альянсов для совместной деятельности. Конкурентоспособность их промышленности все больше зависит от способности компаний участвовать в многосторонней международной интеграции и правительство создает условия для такого сотрудничества.

В странах Европейского Союза стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и все в большей степени становиться общей задачей. Кооперация в исследованиях и разработках дает возможность европейским компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счет расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей.

Основные направления инновационной политики ЕЭС включают:

Создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий;

Введение более совершенного налогового механизма, предоставляющего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим инновационную продукцию;

Поддержка малых и средних предприятий в целях правовой защиты технологии и продукции;

Повышение инновационной компетенции кадпров.

Производственно-технологический сектор мировой экономики, особенно в сферах высоких технологий, становиться по своему содержанию глобальным. Производство высокотехнологичной продукции, выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции стали для большинства развитых стран важнейшей стратегической моделью и «локомотивом» экономического роста.

Одной из наиболее успешных, является модель инновационной политики Германии. Она реализована в научно- исследовательской системе. Характеризующейся большим разнообразием учреждений, высокой степенью автономии отдельных организаций и множеством различных форм содействия. Инновационные центры, технологические центры и бизнес-инкубаторы являются инструментом регионально экономического развития, а также инструментом трансферта технологий от науки к экономике. Государство содействует развитию инновационной инфраструктуры путем предоставления налоговых льгот и снижением доплнительных расходов на заработную плату.

Одной из главных задач инновационных центров является поддержка малых компаний и создание условий для их развития. Они помогают организовывать современную инфраструктуру, консультируют и оказывают услуги по сопровождению предприятий.

Инструменты инновационной политики

Финансовые инструменты инновационной политики являются главным средством достижения поставленных целей. Опыт развитых стран показывает, что отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления научно-технической политики заключается, прежде всего, в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в десять раз. Инвестиции в инновационные проекты весьма рискованны не только в силу неопределенности положительного результата на стадии исследования или разработки, но и на всех стадиях инновационного процесса. Финансовыми инструментами управления инновационными рисками выступают венчурные и страховые фонды.

Венчурные фонды могут формироваться за счет средств организаций (в том числе государственных), осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный капитал инновационных организаций.

Страховые фонды служат снижению рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. Страховые резервы могут формироваться за счет средств, включаемых в себестоимость продукции организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задачаопределения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.

Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или устаревших технологий.

Правовая база инновационных процессов. Должна обеспечивать функционирование и защиту прав участников инновационного процесса, права интеллектуальной и промышленной собственности.

Кадровое обеспечение инноваций. Заключается во введении в содержание программ обучения в учебных заведениях информации, способствующей развитию творческого потенциала и восприимчивости к инновациям, формированию навыков к постоянному образованию в течение всей активной жизни.

Инновационная инфраструктура включает: парки высоких технологий, агентства и центры трансферта технологий по напрвлениям - при технических ВУЗах, региональные маркетинговые, инновационные и бизнес-центры – при классических университетах.

Повышение общественного статуса инновационной деятельности через пропаганду технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечение их социальной защиты.

Инновационная политика Белорусского государства

В основе политики Белорусского государства в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности белорусской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы.

Основными направлениями реализации инновационной политики определены:

- создание научно-технических (технологических) парков, инновационных центров, центров трансферта технологий, а также бизнес-инкубатров;

- финансовая поддержка инновационной деятельности;

- участие местных органов власти в создании высокотехнологичных предприятий;

- льготные условия предоставления помещений и оборудования;

- совершенствование правовой базы;

- соответствующее обучение кадров, готовых участвовать в создании инновационной инфраструктуры Беларуси.

Принципы инновационной политики государства:

Ориентация экономики республики на инновационный путь развития;

Максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;

Эффективное использование научно-технического потенциала республики;

Равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;

Обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;

Осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности;

Финансирование инновационной деятельности.

Органом государственного управления, проводящим государственную инновационную политику, является Государственный Комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ).

 

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА

Инновации и их виды, роль государства в инновационном процессе

Инновационная политика: сущность и цели

Американская модель инновационной политики

Европейская модель инновационной политики

Инструменты инновационной политики

Инновационная политика Белорусского государства

Темы самостоятельных работ

Государственное управление инновационными рисками

Парк высоких технологий, их роль и особенности деятельности

Центры трансформации технологий, их функции и значение

Национальные инновационные системы

 

 

Date: 2015-06-11; view: 1291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию