Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики





 

1.Аграрная политика как составная часть экономической политики

 

Аграрная - политика — это одна из составных частей экономической политики, сферой влияния которой является сельское хозяйство и связанные с ним хозяйственные сферы.

Аграрную политику можно определить как деятельность государства, направленную на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе, реализующуюся путем воздействия на происходящиев нем экономические - процессы через формы и методы, наиболее действенные в области аграрной экономики.

Аграрная политика представляет, собой упорядочивающую деятельность государства, и санкционированных им общественно-правовых институтов и по формированию культурных, социальных, правовых и экономических условий жизни сельского населения.

Важнейшие сферы аграрной политики: аграрный рынок, инвестиционная, кредитная, финансовая, научно-техническая и технологическая деятельность, налогообложение, социальная среда, целевые неструктурные преобразования.

В рамках аграрной политики формируется аграрное законодательство и аграрная структура. Определение понятий "аграрное законодательство" и "аграрная структура" базируется в экономической литературе на различии таких понятий, как "экономический строй", "экономическаяструктура'' и "экономический процесс".

Под аграрным законодательством понимаются правовые нормы, которые наряду с господствующими нравами и обычаями определяют происходящие процессы в сельском хозяйстве и сельской жизни населения.

Важными сферами аграрного законодательства являются:

*отношения землевладения;

* трудовые отношения;

* аграрный кредит;

* налогообложение;

* права и обычаи наследования;

товарооборот в сельском хозяйстве;

профессионально-сословные отношения;

условия обучения и консультирования;

* социальное обеспечение и т. д.

Назначение аграрного законодательства состоит в том, что оно регулирует правовые земельные отношения и закрепляет особый статус крестьянина — статус землевладельца, что придает ему экономическую независимость и обеспечивает социальную защищенность. По этой причине все мероприятия, связанные с изменением аграрной структуры, всегда начинаются с изменения права собственности на землю. Отсюда важнейшей задачей аграрной политики является ее воздействие на аграрное законодательство.

Аграрная структура — результат естественного, социально-экономического и политического развития сельского хозяйства в рамках развития страны. Аграрная структура — соотношение экономических, технических и социальных элементов в аграрной сфере, обусловленное аграрным законодательством, мобильностью производственных факторов, спецификой сельскохозяйственного производства и условиями труда и проживания населения. Она выражается совокупностью абсолютных и относительных показателей. Структурные данные являются основой для анализа положения дел в сельском хозяйстве. Их изменение во времени и пространстве свидетельствует о развитии аграрной сферы.

Аграрная структура — относительно стабильное образование. Ее медленное изменение усложняет процессы адаптации в периоды быстрого развития всей экономики в целом.

Поскольку аграрная структура зависит от аграрного законодательства, то решающее значение имеет уровень развития аграрного законодательства, насколько оно способствует структурным преобразованиям. Критериев оценки степени развитости аграрного законодательства является его соответствие общему экономическому прогрессу.

 

 

Предмет и задачи аграрной политики как науки

Аграрная политика в числе других наук позволяет человеку познавать и изучать окружающий мир.

Известно, что каждая наука изучает определенный круг явлений, определенную сторону существующего мира. Так, геология имеет дело со строением земной коры, биология — с живыми организмами, ботаника — с растительным миром и т. д. Аграрная наука имеет свой предмет познания.

Определение предмета каждой науки весьма важно: ведь не определив предмета данной науки, мы не ограничим ее от других наук, не определим ее объема и, следовательно, при ее разработке постоянно будем вторгаться в чужую область.

Первоначально разграничим объект и предмет аграрной политики. При этом будем исходить из того, что объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, а предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет изучения как категории научного процесса соотносятся как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. Именно на него и направлено основное внимание в аграрной политике.

Объектом аграрной политики выступают текущие процессы в аграрной экономике. Предметом аграрной политики является система государственных и общественных мероприятий и устремлений, определяющих рамочные условия функционирования сельского хозяйства.

Аграрная политика обладает определенной самостоятельностью и активно влияет на аграрную экономику. Причем влияние аграрной 'политики на агроэкономику двояко: она либо ускоряет, либо тормозит развитие. Положительное воздействие аграрная экономика испытывает при наличии научно обоснованной аграрной политики.

В отношении проблемы приоритетности аграрной политики и аграрной экономики возникает вопрос первенства политического подхода по сравнению с хозяйственным подходом или наоборот. Здесь следует отметить:

* во-первых, единство, тесную взаимосвязь и взаимодействие аграрной экономики и аграрной политики;

* во-вторых, первичность аграрной экономики и вторичность аграрной политики;

* в-третьих, обратное активное воздействие аграрной политики на аграрную экономику.

Возможность активного обратного воздействия аграрной политики на породившую ее аграрную экономику служит отправным моментом для выделения сферы аграрной политики.

Рассматривая сущность аграрной политики, отметим следующее:

* аграрная политика входит в сферу, политических отношений, ибо она представляет собой отношения, возникающие в связи с деятельностью государства — органа политической власти;

* особенности аграрной политики определяются спецификой аграрной экономики. В сфере аграрной экономики на основе господствующего экономического порядка действуют экономические законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением сельскохозяйственной продукции. Поэтому аграрная политика также оказывается под воздействием этих законов;

* аграрная политика имеет особое "местоположение" в системе общественных отношений. Образно говоря, она расположена в непосредственной близости к аграрной экономике и является ее концентрированным выражением и завершением.

Теоретической базой аграрной политики служат труды классиков экономической теории, публикации отечественных и зарубежных ученых-экономистов, социологов и философов. Используются также основы законодательства, нормативные акты по реформированию аграрной экономики.

Направление курса аграрной политики — это научное руководство к познанию действительности в аграрном секторе экономики без претензий на монополию истины.

Основная задача аграрной политики, как научного напрвления - дать не просто описание процессов и явлений в аграрной сфере, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему явлений, процессов и законов в этой сфере деятельности человека.

Другой важнейшей задачей аграрной политики является воздействие на аграрное законодательство. В условиях формирования рыночных отношений в аграрной сфере на государство возлагается в первую очередь задача защиты прав производителей и потребителей, действующих на аграрном рынке. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты, должны быть защищены законодательно. Прежде всего, должно быть обеспечено свободное хозяйствование на земле, урегулированы отношения по поводу земли, право собственности на результаты труда. Земледелец, не уверенный в неприкосновенности своей собственности на средства производства и результаты труда, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать наиболее рационально свой творческий и материальный потенциал. Поэтому необходимо наличие аграрного законодательства, гарантирующего право собственности сельского товаропроизводителя.

 

 

Конкретные задачи аграрной политики:

* обеспечение продуктами питания по экономически оправданным ценам;

* обеспечение участия сельского хозяйства в общей динамике доходов;

* решение проблем сохранения окружающей среды.

С продолжающимся экономическим развитием растет число отправных точек для аграрно-политических мероприятий. Отмечается обратное действие мероприятий в несельскохозяйственной области на сельское хозяйство, как и мероприятий в аграрной сфере на другие отрасли народного хозяйства. Вследствие многочисленных взаимосвязей успех аграрно-политических мероприятий зависит от выполнения некоторых условий.

Эти мероприятия должны быть:

* экологически чистыми;

*согласованными с экономическими факторами, т. е.правильными по своей структуре;

*сопоставимыми по своим целям или скоординированными с другими подобными или подчиненными целями;

*правильными по своей сути, т. е. технически последовательными;

своевременными.

В аграрно-политической практике эти постулаты оказываются не всегда выполнимыми. Недостаточный учет ее социально-экономических взаимосвязей сказывается на сельском хозяйстве большинства промышленно развитых стран, как в экономическом, так и в политическом плане. В результате осложняется гармоническое включение аграрного сектора в изменяющиеся экономические условия. Следствием этого является соответствующее ухудшение паритета доходов. Различие в доходах возникает как между сельскохозяйственной сферой и другими отраслями, так между отдельными группами крестьян (например, между владельцами более крупных и более мелких производств). До сих пор нигде не удавалось удовлетворительным образом решить проблему диспропорции, которая объясняете фактором недостаточной подвижности в аграрном секторе. Успехи аграрной политики ограничивались предотвращением увеличения диспропорции в доходах между секторами и обеспечением беспрепятственной, хотя и медленно структурной перестройки. Этот неудовлетворительный результат побуждает искать решения, больше ориентированные на региональную дифференциацию и социальную политику.

Переход бывших социалистических хозяйств в рыночную экономическую систему ставит перед аграрной политикой весьма специфические задачи: определиться с вопросом о нужности рынка земли; развития сельской инфраструктуры, соответствующей требованиям рыночной экономики; перестройки или переориентации чрезмерно крупных и чрезмерно специализированных крупных сельскохозяйственных предприятий.

 

Цель, задачи, направления и методы аграрной политики

Аграрная политика можетбыть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.).

 

Предмет аграрной политики - это те стороны социально - экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.

Цель аграрной политики - обеспечение динамичного развития всех сфер АПК (ресурсообеспечение, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, торговля).

Аграрная политика служит для реализации следующих задач: обеспечить продовольственную безопасность страны; содействовать решению социально-экономических проблем населения, проживающего в сельской местности; развивать формы собственности в аграрном секторе; развивать рыночные отношения и методы их экономического регулирования; содействовать формированию, развитию и регулированию аграрного рынка государства; согласовывать внешнеэкономические отношения со странами - торговыми партнерами; активизировать процесс научно-технического сотрудничества в аграрной сфере, включая селекцию и семеноводство, повышение плодородия почв, племенное дело, разработку прогрессивных технологий и технических средств для растениеводства, животноводства, мелиорации, землеустройства, других отраслей АПК; осуществлять подготовку и реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на ускорение отдачи вложенных средств и повышение конкурентоспособности продукции АПК; координировать деятельность в области научных исследований, разработки прогнозов развития АПК, подготовки кадров для аграрной науки и сельскохозяйственных вузов, других научных и учебных учреждений республики; издавать научные труды, учебные пособия, рекомендации сельскохозяйственному производству, организовывать семинары, конференции, демонстрации новой техники и технологии; содействовать обмену опытом в решении региональных социально-экономических программ; приступить к поэтапному созданию информационной системы с использованием возможностей Интернет и других способов обмена информацией между субъектами аграрного рынка; создавать условия для обеспечении экологической безопасности АПК.

в аграрную политику включают следующие напрвления:

- политику развития аграрного сектора;

- продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

- агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;

- внешнеторговую аграрную политику.

В этой связи При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

- отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

- спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

- состояние инфраструктуры рынка;

- соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

- соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

- развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;

- необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально - демографических и территориальных групп населения.

Задачами государственного регулирования АПК являются:

- стабилизация и развитие агропромышленного производства;

- обеспечение продовольственной безопасности страны;

- формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- улучшение продовольственного обеспечения населения;

- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

- сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

- защита отечественных товаропроизводителей.

Методы аграрной политики - это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.

По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.

Методы прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.

Методы косвенного воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.

2. Группы интересов в аграрной политике

Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов.

Носители интересов - это отечественные товаропроизводители и потребители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Они представляют собой достаточно сложную группу субъектов рыночных отношений, в которой возможны определенные противоречия.

Выразители интересов также достаточно сложная и противоречивая группа, включающая в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения.

Группы выразителей интересов не случайно называют группами давления. У них есть еще и третье наименование - лоббирующие организации.

Лоббизм-это повсеместная мировая практика, которая, безусловно, нуждается в законодательном регулировании.

Лоббирующие организации, как правило, устанавливают тесные отношения с таким влиятельным в общественном «классом», как государственная бюрократия.

Бюрократия - это слой служащих - профессионалов, принимающих непосредственное участие в подготовке, реализации и контроле за ходом реализации решений, принимаемых начальствующим субъектом. Бюрократия - влиятельный слой общества.

Политики выступают первыми в ряду субъектов, формирующих аграрную политику государства. Политики и бюрократия стремятся к поддержке агропродовольственного сектора в ожидании политических и общественных дивидендов.

Из общественно-политических организаций наиболее влиятельны в сфере аграрной политике Агропромышленный союз в России, образованы в 1997 году по инициативе с мест на базе бывшего Аграрного союза. Основная его цель - представление и защита интересов сельских товаропроизводителей в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях.

В конце 80-х годов была создана АККОР - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Наряду с Агропромышленным союзом АККОР участвует в подписании ежегодных соглашений с Правительством.

В Российской Федерации первым лоббистом интересов сельского хозяйства в Правительстве перед лицом Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ выступает Министерство сельского хозяйства РФ. Оно борется за перераспределение бюджетных средств в пользу реализации своих отраслевых программ.

Отличительной чертой отраслевых союзов АПК является то, что в них представлены в основном переработчики, пищевики и трейдеры.

Один из первых и наиболее удачных союзов - союз сахаропроизводителей России. Создан в 1996 году несколькими крупными сахарными торговцами и региональными ассоциациями сахарных заводов. Главную свою задачу Союз видит в установлении режима наибольшего благоприятствования переработчикам сахара России.

Другим крупным и самым первым союзом производителей стал Российский зерновой союз, созданный в 1994 году. Союз осуществляет мониторинг рыночной конъюнктуры. Свою задачу он видит в оказании влияния на процесс регулирования зернового рынка в России.

В ноябре 1998 года создан Мясной союз России, объединивший мясоперерабатывающие предприятия, торговые компании на мясном рынке, Ветеринарную ассоциацию России и т.д. Общая численность Союза - 272 предприятия. Они представляют 72 региона страны. Союз имеет весьма обширные уставные цели.

В мае 2002 года Министерство сельского хозяйства РФ инициировало создание общероссийской общественной организации - Российское аграрное движение (РАД). Его цель - быть выразителем и защитником интересов миллионов тружеников села и агропромышленного комплекса. По мнению некоторых политиков, появление организации, созданной министерской номенклатурой, может привести к дестабилизации в аграрном движении.

3. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики

Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязанных частей, или структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной и внешнеэкономической аграрной политики. Каждому структурному элементу аграрной политики соответствует свои объекты.

Таблица 1. Аграрная политика

 
Структурные элементы Объекты аграрной политики  
сельскохозяйственная 1) Сельскохозяйственные товаропроизводители 2) Население сельской местности  
агропромышленная 1) Производители средств производства для сельского хозяйства 2) Предприятия сферы переработки сельскохозяйственной продукции 3) Предприятия оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией  
продовольственная 1) Население страны в целом 2) Дети 3) Малообеспеченные слои населения 4) Территориальные группы населения  
внешнеэкономическая 1) Импортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2) Экспортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия  
     

Представленные объекты могут быть логически объединены в такое понятие, как «рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», существующий вне зависимости от того, реализуется определенная аграрная политика или нет. Воздействуя на различные группы участников рыночных отношений, государство влияет тем самым на рыночную ситуацию. Государство может поддерживать в качестве приоритетной отрасли как сельскохозяйственное производство, так и переработку или потребление.

Предприятия и организации агропромышленного комплекса - только часть объектов аграрной политики. Они обеспечивают производство ресурсов для села, производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Основным объектом государственной поддержки выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания.

К субъектам аграрной политики относятся государственные и общественные институты, принимающие и реализующие агрополитические решения либо оказывающие влияние на их разработку.

Право принимать решения по вопросам политики принадлежит высшим должностным лицам и соответствующим структурам законодательной и исполнительной ветвей власти государства. Они также осуществляют контроль за исполнение принимаемых решений.

Государственное регулирование АПК призвано не подменять собой рыночный механизм, а обеспечивать условия для эффективного развития объектов регулирования, одновременно выступающих в качестве субъектов рынка.

Негосударственные субъекты аграрной политики по степени политической активности и претензиям на «вхождение во власть» можно условно разделить на три большие группы:

· Политические партии;

· Общественно-политические организации;

· Общественные организации.

Особо необходимо отметить роль аграрной науки в качестве субъекта аграрной политики. Как правило, во всех странах аграрная наука развивается на государственных научно-исследовательских учреждений и университетов. На основе бюджетного финансирования наука получает как бы «государственный заказ» на проведение определенных исследований. Вместе с тем крайне важно, чтобы наука оставалась верна принципам объективности и беспристрастности и не была «ангажирована» как властью, так и ее оппонентами.

Разработка аграрной политики должна осуществляться на основе научных исследований, чтобы ее по праву можно было бы назвать научной. То есть основу аграрной политики в обязательном порядке должен быть положен принцип научности.

Говоря о субъектах аграрной политики, нельзя обойти вниманием и средством массовой информации, во многом формирующие общественные мнения, соответствующие отношения к тем или иным программам, действием, решением власти, политических партий, политиков и т.д. Нельзя также сбрасывать со счетов и потенциал конструктивной критики, реализуемой через СМИ.








Date: 2015-06-11; view: 895; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.02 sec.) - Пожаловаться на публикацию