Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






То отвергни его мнение и держись иной точки зрения





Вто­рой аят со­дер­жит очень тон­кое ука­за­ние на ли­це­зре­ние Ал­ла­ха: из его кон­тек­ста сле­ду­ет, что Все­выш­ний Ал­лах под­черк­нул од­но из Сво­их дос­то­инств. Хо­ро­шо из­вест­но, что дос­то­ин­ст­ва вы­ра­жа­ют толь­ко ут­вер­ждаю­щие ат­ри­бу­ты (си­фат су­бу­тийя), ибо од­но толь­ко от­ри­ца­ние не­дос­тат­ка не яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ст­вом и не за­слу­жи­ва­ет по­хва­лы. Все­выш­ний Гос­подь за­слу­жи­ва­ет по­хва­лы за ат­ри­бу­ты, ко­то­рые от­ри­ца­ют на­ли­чие у Не­го ка­ких-ли­бо не­дос­тат­ков и ука­зы­ва­ют на об­ла­да­ние Им ка­ким-ли­бо ка­че­ст­вом. На­при­мер, от­ри­ца­ние то­го, что Ал­лах дрем­лет или спит, ука­зы­ва­ет на со­вер­шен­ст­во Его вла­сти, а от­ри­ца­ние смер­ти — на со­вер­шен­ст­во Его жиз­ни. От­ри­ца­ние ус­та­ло­сти под­чер­ки­ва­ет со­вер­шен­ст­во Его мо­гу­ще­ст­ва, а от­ри­ца­ние со­то­ва­ри­щей, же­ны, сы­на и по­мощ­ни­ка — со­вер­шен­ст­во Его са­мо­дос­та­точ­но­сти и бо­гат­ст­ва. От­ри­ца­ние не­спра­вед­ли­во­сти ука­зы­ва­ет на со­вер­шен­ст­во Его спра­вед­ли­во­сти, зна­ния и бо­гат­ст­ва, от­ри­ца­ние за­быв­чи­во­сти и не­зна­ния — на со­вер­шен­ст­во Его зна­ния и все­ве­де­ния, а от­ри­ца­ние по­доб­ных Ему — на со­вер­шен­ст­во Его сущ­но­сти и ка­честв. Вос­хва­ле­ние Ал­ла­ха не мо­жет ука­зы­вать толь­ко на от­сут­ст­вие ка­ко­го-ли­бо ка­че­ст­ва, не под­ра­зу­ме­вая об­ла­да­ние Им ка­ким-ли­бо ат­ри­бу­том, по­то­му что не­дос­та­ток мо­жет от­сут­ст­во­вать и у то­го, кто не об­ла­да­ет про­ти­во­по­лож­ным ка­че­ст­вом со­вер­шен­ст­ва. Тот, кто об­ла­да­ет со­вер­шен­ст­вом, не опи­сы­ва­ет­ся по­сред­ст­вом ат­ри­бу­та, ко­то­рый оди­на­ко­во при­сущ ему и то­му, кто не об­ла­да­ет этим ка­че­ст­вом со­вер­шен­ст­ва. Смысл это­го ая­та: Ал­ла­ха мож­но уви­деть, но нель­зя по­стичь или объ­ять взо­ром. Сло­ва «взо­ры не мо­гут по­стичь Его» (Аль-Ан‘ам, 103) ука­зы­ва­ют на со­вер­шен­ст­во Его ве­ли­чия. Он боль­ше все­го су­ще­го и на­столь­ко ве­лик, что ни­кто не спо­со­бен объ­ять Его взо­ром. Сло­во الإدراك «ид­рак» — это по­сти­же­ние, объ­я­тие че­го-ли­бо. Это не­что боль­шее, чем ли­це­зре­ние, как ска­зал об этом Все­выш­ний:

«Когда два сборища увидели друг друга, сподвижники Мусы сказали: “Нас непременно настигнут”. Он сказал: “О нет!”» (Аш-Шу‘ара, 61-62). Муса не отрицал того, что преследователи увидят их, но сказал, что они не настигнут (идрак) их. Лицезрение и постижение могут иметь место вместе и по отдельности. Всевышнего Господа можно увидеть, но нельзя постичь. О Нем можно узнать, но Его нельзя объять знанием. Именно так поняли данный аят сподвижники и ученые, и их высказывания приводятся в комментариях к нему. Более того, Солнце — всего лишь одно из творений, но даже его люди не способны объять взором.

Потом шейх процитировал многочисленные хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и высказывания его сподвижников, не позволяющие усомниться в их достоверности. Все они вошли в различные своды — «Сахихи», «Муснады» и «Сунаны».

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنَّ النَّاسَ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ ، هَلْ نَرَى رَبَّنَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ] هَلْ تُضَارُّونَ فِي الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ؟[ قَالُوا: لا يَا رَسُولَ اللَّهِ ، قَالَ: ] فَهَلْ تُضَارُّونَ فِي الشَّمْسِ لَيْسَ دُونَهَا سَحَابٌ ؟ [ قَالُوا: لا يَا رَسُولَ اللَّهِ ، قَالَ: ] فَإِنَّكُمْ تَرَوْنَهُ كَذَلِكَ [

Передают со слов Абу Хурейры, что однажды люди спросили: «Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в день воскресения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «Воистину, Его вы увидите так же». Полная версия этого хадиса приводится в обоих «Сахихах». В них же встречается похожий хадис, рассказанный со слов Абу Са‘ида аль-Худри. Там же приводится хадис Джарира бин ‘Абдуллаха аль-Баджали: «Мы сидели возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он взглянул на четырнадцатидневную луну, а потом сказал:

] إِنَّكُمْ سَتَرَوْنَ رَبَّكُمْ كَمَا تَرَوْنَ هَذَا لا تُضَامُونَ فِي رُؤْيَتِهِ [

“Поистине, вы увидите вашего Господа воочию, как видите ее, и ничто не помешает вам увидеть Его”». Муслим и др. передали хадис Сухейба, который мы процитировали выше.

Аль-Бухари и Муслим привели рассказ Абу Мусы о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] جَنَّتَانِ مِنْ فِضَّةٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا وَجَنَّتَانِ مِنْ ذَهَبٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا، وَمَا بَيْنَ الْقَوْمِ وَبَيْنَ أَنْ يَنْظُرُوا إِلَى رَبِّهِمْ إِلاَّ رِدَاءُ الْكِبْرِ عَلَى وَجْهِهِ فِي جَنَّةِ عَدْنٍ [

«У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике». В «Сахихе» аль-Бухари также встречается хадис ‘Ади бин Хатима, в котором говорится:«Каждый из вас предстанет перед Аллахом в тот день, и тогда не будет между ними ни преграды, ни переводчика, который станет говорить за него. Аллах спросит: “Разве Я не отправил к тебе посланника, чтобы он передал тебе [послание]?” Тот ответит: “Да, Господи”. Он спросит: “Разве Я не даровал тебе богатство и не оказал тебе милость?” Тот ответит: “Да, Господи”». См.: Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 204-210.

Date: 2015-06-11; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию