Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Организация самостоятельной работы на уроках русского языка. Особенности сам. Работы в малокомплектной школе





На уроках рус.яз. в нач. кл. самостоятельная работа-это в основном разнообразные упражнения. Важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе орфографической работы.

Согласно основных способов усвоения орфографии различают следующие типы упражнений:

- упр. на звукобуквенный анализ-этот тип упражнений требует от учащихся графической фиксации, а от учителя-сопроводительных указаний типа: подчеркни буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши только те слова, в которых звонкие согласные;

- упр. на запоминание-при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду, чтобы они активизировали в комплексе зрительный, речедвигательный и мыслительный компоненты;

- упр. на решение орфографических задач-это упражнения на затрудненное распознавание понятий, ситуаций и на применение определенных правил, предусматривающих определенную последовательность действий.

От цели, которую ставит учитель на каждом этапе изучения материала зависит содержание самост. задач. В одних случаях сам. работой учитель старается создать условия для четкого осознания учащимися специфики грамматических явлений, в других-подвести к обобщению или закрепить определенный способ действия и т.д..

В нач.кл.изучается много правил, которые требуют от учащихся последовательного выполнения определенных умственных действий-определение безударных гласных звуков или звонких или глухих согласных, падежных или личных окончаний; различия префикса и предлога, существительного и глагола подобное.

На этапах закрепления, обобщения и систематизации знаний полезной сам.раб. являются упр. на классификацию и обобщение.

 

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Сам.раб. детей на уроках в занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на сам. раб. отводится около 20% урока. Начиная с 1 кл. знакомим детей с различными видами сам.раб. Сначала эти задания небольшие по объему. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

Виды сам.раб. должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации сам.раб. следует соблюдать принцип систематичности: каждая сам. раб. должна проверяться и оцениваться. Сам.раб. должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

17. Внеклассная работа по русскому языку, её назначения, направления и формы.

Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, утренники, вечера, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенгазет, устных и рукописных лингвистических журналов и др. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развёртывание различных видов внеклассных мероприятий предлагает их гармоничные сочетание.

Форма:групповые, массовые и индивидуальные.

К постоянно действующие виды- общества любителей русского языка или клубы любителей русского языка. Это также вид групповой внеклассной работы и имеет более сложное организационное построение и разнообразный состав учащихся, так как членами общества (или клуба) могут быть ученики разных классов.

Утренники и вечера часто посвящают вопросам культуры речи. Это могут быть и тематические мероприятия, например вечер занимательной грамматики и другие.

Главная цель утренников – формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе.

Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей - развитие интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

“Устный журнал” обычно состоит из нескольких (4-15) страниц, каждая из которых имеет своё название с учётом содержания, например: “Почему мы так говорим?” – страничка этимологии слов и выражений, “Чудесные превращения иностранцев” – о фонетическом и грамматическом освоении заимствованных слов. “Устный журнал” отличается от других видов внеклассных мероприятий широкой информативностью. Один номер позволяет представить разнообразный по тематике языковой материал.

Широкое распространение получили такие виды внеклассной работы, как “День русского языка” или “Неделя русского языка”. “День (или Неделя) русского языка” проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: различные беседы и доклады, конкурсы и олимпиады, вечера и утренники.

 

Предмет, задачи, содержание методики обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах.

Предмет - процесс овладения школьниками теорией и практикой родного языка в условиях обучения.

Цели методики:

· зачем? – выбор цели обучения предмета,

· чему учить? – отбор содержания,

· как учить? – разработка методов и приемов, составления уроков,

· почему так, а не иначе? – обоснование выборов содержания и методов, изучение различных концепций.

Содержание (разделы):обучение грамоте и письму, методика чтения и изучения литературы; изучения языковой теории; формирование языковых понятий, правил, структур языка; методика правописания – орфография и пунктуация, методика развития речи.

Задачи уроков чтения:

· совершенствование навыков чтения, целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения;

· формирования читательских умений по работе с текстом, активизация «вдумчивого чтения»;

· проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний;

· обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей;

· формирование современного мироощущения и мировоззрения;

· развитие речи, образного логического мышления, творческого воображения.

 

1. Место языковой теории в начальном курсе русского языка и задачи её изучения в начальной школе.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук, опираясь на теорию, решает педагогические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Предметом её изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоение систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, рахзвитию их мышления, а также было бы эффективным достаточно экономным.

Исходя из этого, что все стороны языка (лексическая, фонетическая, словообразовательная, грамматическая) взаимосвязаны между собой и в тоже время каждой из них свойственны специфические черты учащимся для сознательного владения языком необходимо усвоение особенностей каждой из сторон языка и связи между ними.

Система обучения русскому языку строится с учётом сущности связи между фонетикой, лексикологией, словообразование и грамматикой.

Учитывая это, для осознания младшими школьниками сущности связи произносительной, графической, лексической, словообразовательной и грамматической сторон языка необходимо изучение разделов программы осуществлять под углом зрения усвоения коммуникативной функции языка как ведущей, т. е. понимание роли каждой из сторон языка и их единства в процессе общения людей.

В основе русской графики лежит слоговой принцип: отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учётом последующих букв. Поскольку в русском языке звуковое содержание буквы обнаруживается лишь в сочетании с другими буквами, то, следовательно, побуквенное чтение не возможно, оно постоянно приводило бы к ошибкам в чтении и к необходимости исправлений. Поэтому в обучении грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала чтения школьники ориентируются н слог, как на единицу чтения. Те дети, которые получили навык побуквенного чтения в результате домашнего обучения, в школе переучиваются. Конечно, не всегда удаётся сразу добиться прочтения слов в соответствии с нормами русской орфоэпии. Так, слова его, что синего дети не сразу научаются читать как [эво], [што]. В таких, сравнительно трудных случаях рекомендуется двоякое прочтение: «орфографическое», а затем — орфоэпическое. В особо трудных случаях разрешается даже побуквенное прочтение, - например, если встречается совсем незнакомое слово. Однако вслед за ним должно следовать слоговое чтение и чтение целым словом.

Взаимодействие всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции: в целях общения слова как основные единицы языка должны быть правильно произнесены или написаны, одинаково поняты всеми людьми, говорящими на данном языке, грамматически правильно организованы в предложения.

Задачиметодики преподавания русского языка:

- Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

- Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приёмы, система упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов.

- Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка, рекомендаций.

Основные требования науки одинаковы: везде предметом науки является процесс овладения языком, независимо тот ступени обучения методика изучает объективные закономерности усвоения языка, разрабатывает системы обучения, проверяет их.

 

 








Date: 2015-06-11; view: 391; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию