Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Добрый ЧАС». О 3- ем Московском открытом театральном молодежном Фестивале»





 

 

На эмблеме Московского Фестиваля «В Добрый Час» шагающий и открытый миру молодой человек. Да и само название Фестиваля многозначно. В нем угадывается прямая связь с творчеством замечательного драматурга Виктора Розова (Название Фестивалю дано по одной из первых его пьес), его тяга к юношеству и молодежи. И точная адресность - Фестиваль дает возможность сделать первые творческие шаги начинающей театральной молодежи. Наконец, фестиваль этимологически оправдывает свое название, он - Добрый.

Таким оказалось мое суждение, вынесенное после просмотра большинства программных спектаклей Фестиваля, прошедшего на базе Московского городского Дворца Детского (Юношеского) Творчества с 22 по 30 марта сего года. Тот факт, что фестиваль проходит только в третий раз, наверное, объясняет его робкое начало. Однако уже знакомство с программой позволяет судить о серьезности намерений организаторов и о самостоятельном, не заемном лице этого театрального форума. Театральных фестивалей сегодня много и уже пора бы их как-то классифицировать, методологически обосновать: отдиференцировать не только главную сущность этой формы театрального творчества, но и выявить особенность каждого фестиваля.

Конечно, молодежный форум «В Добрый Час» в чем-то похож на своих собратьев, но схожесть эта, скорее, по форме (по структуре и организационным подходам); собственно же, содержание отличается от них. Во-первых, не смотря на демократичность, доступность и какую-то удивительную простоту, чувствуется, что оргкомитет старается держать достаточно высокую планку при отборе участников, да и в организации и проведении в целом. Во-вторых, явно прослеживается желание организаторов сделать Фестиваль максимально полезным для коллективов-участников и молодых артистов, а не только дать им возможность потусоваться. Такая, в хорошем смысле прагматическая, ориентация на максимальную творческую «полезность» просматривалась: в спектаклях, в тренингах, в конкурсе актерского мастерства, проводимого с отдельным жюри из педагогов театральных вузов Москвы. Кстати, жюри не только оценивало актерские способности конкурсантов, но и «работало» с ними, почти как с абитуриентами.

Важным моментом практической направленности стали встречи руководителей и коллективов с драматургами (В.Ольшанский, Ю. Витковская, Е.Ткачева), с профессиональными артистами и режиссерами, посещения московских театров и творческие лаборатории. Как выразился Художественный руководитель фестиваля С.В. Розов «где и когда еще им представится счастливая возможность общаться с живыми авторами». Безусловно, общение с автором пьесы, по которой осуществляется постановка спектакля, явилось серьезным экзаменом и школой для режиссеров и исполнителей. Правда, мне показалось, что было бы гораздо продуктивнее, если бы такие встречи прошли в ходе репетиционной работы, продуктивнее в первую очередь для самих спектаклей.

Серьезность намерений организаторов подтверждают и ежевечерние походы ребят в профессиональные театры (Таганка, РАМТ). Билеты на спектакли выдавались в качестве поощрения победителям театрального ринга. Сюда же можно отнести и выделенные номинации, по которым отсматривались спектакли («Личность и общество», «Взрослые сказки или сказки для взрослых», «Спектакли о любви», «Классика и современность»). И, наконец, - обсуждение просмотренных спектаклей компетентным жюри.

Все вышеперечисленное, на наш взгляд, характеризует индивидуальное творческое лицо фестиваля «В Добрый Час», во-многом отличающееся от других форумов. Ну, а теперь о фестивальных днях. Их было девять.

22 и 30 марта. День открытия и закрытия фестиваля можно бы не считать, хотя на них тоже было много интересного. Например, в первый день зрителям представлены традиционные визитки. Дело, в общем-то, обычное для всех фестивалей, однако уже по ним можно было сделать заключение о неплохой исполнительской подготовке любителей актеров, об их сценической облученности. Первый выход на сцену показал хорошую пластическую и музыкальную культуру молодых артистов, владение словом. Причем, эти качества продемонстрировали и московские коллективы, и гости - театралы из Подмосковья и отдаленных районов. Именно это качество артистов-любителей бросилось в глаза в первый день. Позднее это наблюдение подтвердилось в спектаклях Московского Городского Дворца Детского и (Юношеского) творчества («Город песен и поэм», Театр юных москвичей и «Солдат и смерть», театр-студия «ГАМмА-Юн», театра-студия «ТС» и др.). Но самым интересным в первый день оказался спектакль-импровизация «из подбора» (так в программке представлен жанр) «Сон в летнюю ночь» по У.Шекспиру (Театр-студия «АТТО» Лицей № 1548, Москва). Спектакль показал незаурядную фантазию режиссера и способность исполнителей к импровизации. А главное, - потенциальную способность любителей осваивать современное направление в театре, так называемый постмодернистский подход.

23 марта, воскресенье. На другой день Фестиваль заявил о себе уже и в содержательном плане, и в разнообразии творческих манер коллективов. Второй день проходил под рубрикой «Личность и общество». Здесь были представлены и современная молодежная пьеса В.Ольшанского «Тринадцатая звезда», (театр-студия «Улей» ДП «Усадьба Трубецких», Москва), и абсурдисткая драма С.Мрожека «Полицейские» (театр-студия «Росток», Пенза). На заостренной социальной волне отошел второй воскресный день Фестиваля.

24 марта. Понедельник, как известно, день тяжелый, но, как оказалось, не для фестивальцев. Тем более что, согласно его программе, была заявлена новая, весьма актуальная для молодых, тема: «Любовь? Любовь!» В спектаклях по А.Яковлеву «Солнечный удар» (Театр-студия «Норка», Обнинск»); «Сорок первый» по Б. Лавреневу (Театр-студия «Маленький принц», Вышний Волочек); по пьесе молодого драматурга Е.Ткачевой «Тишина» (Театр-студия «КаЛитКа», Реутов) и в авторском поэтическом спектакле «Город песен и поэм» (Театр Юных Москвичей, Москва) были отражены почти все грани любви – от личных чувств до поэтического подношения родному городу. Остановимся на двух из них.

Инсценировка повести Б.Лавренева «Сорок первый» играна и переиграна на профессиональной сцене. Удержаться от повтора почти никому не удается. Но каким то чудом, может быть благодаря своей молодости, артистам из Вышнего Волочка удалось не скатиться к иллюстрации. Но и чуточку подняться над нашим обыденным представлением о пьесе и авторе. Вера и искренность исполнителей помогли донести до зрителей и тему противоречивой любви, непримиримость идеологических взглядов героев и разную социальную принадлежность характеров белогвардейского офицера и Марютки, девушки из крестьян. Их обоюдное максималистское заблуждение стало причинной гибели молодых, любящих друг друга, героев и, в общем-то, трагической истории, и сегодня отдающейся болью в сердцах русских людей. Ах, если бы артисты еще чуть-чуть не спешили в подаче текста, успевая осмыслить, наряду с первым планом, и подтекст, и второй план жизни.

Пьеса Е.Ткачевой «Тишина» не так проста, как может показаться при первом знакомстве. Совершенно бытовая история о дружбе во время дачного отдыха двух подростков (она и он), и о возникшей у них любовью, вдруг разворачивается сложностью их взаимоотношений и разностью характеров. Она и он как бы представляют два разных менталитета: духовного поиска и современного потребительского отношения к жизни. Что-то должно взять верх. Выбор между жизнью в удовольствие и в разнос и жизнью духовной, наполненной внутренней красотой и гармонией, коснулся сегодня самых юных. Как умеют, они пытаются решать эти взрослые вопросы в студийном спектакле. Не все в нем пока понятно, если судить (пьесу и спектакль) по реалистическим меркам. Но в них господствуют другие измерения - стихия импрессионистических чувств, гармонии жизни и природы, тонкость недосказанного и недоговоренного. Эти темы и мотивы поведения звучат в спектакле, не противореча авторскому замыслу, хотя ребята и недобираются до всей его глубины.

25 марта. Четвертый и пятый дни Фестиваля оказались не менее оригинальными, содержательными и интересными. Их тема и, соответственно, номинация - «Взрослые сказки или сказки для взрослых». Чаще всего это попытка режиссеров и коллективов выразить сложность нашего времени в сказочно-притчевой манере. Она нашла свое отражение в спектаклях по пьесам Ю. Витковской «Поверьте в бабочек» (Театр Юных Москвичей) - ярком зрелищном представлении с преобладанием формы, лазерными световыми эффектами и нарядными костюмами. Не очень удачная по раскрытию содержания и темы режиссерско-авторская работа М.Черкашиной «Белоснежка и Краснозорька» (Театр-студия «Наивно.Супер», Москва). Попытка переложения на современный манер известной сказки Братьев Грим. И совершенно неожиданное в стиле «притчи-бреда», но внятное прочтение пьесы Н. Садур «Чудная баба» (Театральная студия «Интересно» ЦДТ «На Вадковском», Москва). И, наконец, поэтичная, в меру ироничная и добрая сказка-притча В.Панфилова «Солдат и смерть» (Театр-студия ГАМма-Юн», Москва). Спектакль приобрел музыкальность и пластичность, унаследовав немного иронии у автора литературной основы, завершился финальной доброй улыбкой артистов и зрителей, вызванных появлением самых маленьких артистов в возрасте четырех-пяти лет.

26 марта. Не мене интересным оказался второй день этой же номинации, где были разыграны пьесы Г.Полонского «Медовый месяц Золушки» (Театральная студия «Интересно», Москва) и Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» (Театр-студия «Дали», Москва). Однако уже было понятно, что фестиваль «разменял» свою театральную неделю и готовится к ее второй половине. Впереди был «чистый четверг», который на этот раз совпал с Международным днем театра и запланированным конкурсом актерского мастерства. Мне показалось, что, обнадеживая ожиданием молодых любителей театра, конкурсный день не был таким удачным, как предыдущие. Хотя, вполне возможно, что именно он оказался самым полезным для исполнителей.

27 марта. Вероятно, проведение конкурса, в форме блиц-турнира на материале упражнений вахтанговско-щукинской школы – отношение к предмету (первый тур), этюды на три слова и предмет (второй тур) - не способствовало раскрытию индивидуальностей. Мало искренности и органичности юные актеры проявили и в третьем туре – художественном чтении стихов, басен, прозы. Тем не менее, отсев после первых туров произошел, и на условную студенческую скамью вступили пятеро счастливчиков.

Позволю себе высказать субъективное суждение. Видимо по замыслу организаторов одна из задач конкурса заключалась в предварительной консультации или «репетиции» экзамена в театральные вузы. Поэтому и были приглашены в жюри актерского конкурса театральные педагоги вузов Москвы. Мне показалось, что такой посыл несколько подпортил дело – он отвлек духовную энергию молодых людей от свободного, раскрепощенного состязания и творческой рефлексии, обычно присущих актерскому конкурсу. К тому же, конкурсные испытания сильно затянулись по времени. Мне представляется, что блиц-турниры в актерском деле не лучший и не самый достоверный вариант для выявления актерских способностей. Может быть целесообразнее давать конкурсные задания загодя, или в начале фестиваля, с тем, чтобы избежать КВН-новских ситуаций. Во всяком случае, я заметил, что конкурсанты, проявившие раньше в спектаклях органику, фантазию и определенные исполнительские навыки, в конкурсных экспромтах, наоборот, оказались заторможенными. Особенно слабым выглядело воображение, «элемент», без которого сохнет любое творчество.

Закончился срединный день недели общим походом на спектакли профессионалов. Многие участники отправились в гости к Пушкинскому Евгению Онегину, в интерпретации прославленных Таганки и Ю. Любимова. Впереди оставались еще два фестивальных дня. Целых два дня праздника и волнительных встреч с новыми коллективами и спектаклями. И они не обманули ожидания зрителей.

28 марта. Седьмой день Фестиваля открылся вновь под эгидой темы «Личность и общество». Пожалуй, этот день оказался самым содержательным и социально-заостренным. Во всяком случае, все программные спектакли этого дня были отмечены хорошей исполнительской культурой, точным режиссерским решением, острыми темами и органичным их воплощением, независимо от стиля – абсурдисткого (А. Шапиро «Датская история», Театр-студия «И там и сям», Москва) или перемешанного с абсурдом реалистического (Ю.Коваль «Самая легкая лодка в мире», Театр-студия «ТС», Москва). Наиболее интересным в этой номинации оказался спектакль из Ногинска по пьесе новомодного драматурга Э. Э. Шмитта «Оскар и розовая дама», театр-студия «Круг» ДД(Ю)Т). На седьмой день Фестиваль набрал самый сильный тонус и по разнообразию тематики, стилевых пристрастий коллективов, и по режиссерской и исполнительской культуре.

29 марта – суббота. Чувствуется близость завершения молодежного форума. Все полнее зрительный зал, ярче и точнее реакция зрителей и заново перезнакомившихся фестивальцев. Однако откровений не убавилось и в этот день. Пожалуй, впервые на Фестивале выступила взрослая команда профессиональных и полупрофессиональных актеров. Театр современной драмы «Тихий омут» из Москвы представил на суд зрителей, спорный по интерпретации и несколько затянувшийся из-за «импровизационной непредсказуемости», спектакль «Мать» по классической, незабвенной и, слава Богу, не забываемой пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль». Спектакль с совершенно четким режиссерским рисунком направлен против социального зла во всех его ипостасях: злонравия, порождающего необразованность и бытовое скотство. Классическое произведение играется в современных костюмах при точном соблюдении авторского текста в манере Донеллана-Серебренникова. Пьеса полностью опрокинута в наш сегодняшний день и имеет самое прямое отношение и к детской теме, к образованию, и к названию Фестиваля, хотя спектакль можно отнести и к чернушным. Критика режиссером современной жизни, образования и воспитания вызвана, по выражению режиссера, слишком «распространившимся в нашей стране злонравием» и проблема образования не может быть решена до его устранения.

Экспериментальную работу коллектива нельзя просто отвергнуть или априори принять. В ней подкупает точный режиссерский прицел, социальный и психологический акцент, узнаваемость классических персонажей, существующих, одновременно, в прошлом и в настоящем. Однако в спектакле есть и недочеты: в первую очередь, с точки зрения эстетической, художественной. Он затянут, как в целом, так и в отдельных эпизодах. Кроме того, в импровизационных поисках актеры нередко грешат переборами, уже выпадающими из заявленного стиля. Это мешает зрителям полностью погрузиться в атмосферу спектакля и испытать, так желаемое обеими сторонами, сопереживание; сочувствие персонажам или хотя бы теме.

В то же время, зрители понимают, что нельзя эти острые вопросы оставлять завуалированными. И, вполне возможно, что нужно говорить о них именно в такой резкой манере.

Последним в афише Фестиваля стал спектакль по пьесе Э. Ростана «Шантеклер». Сведущим в театре людям известно как сложна для режиссуры и исполнения эта, выпадающая из общей авторской стилистики, аллегорическая пьеса. Ах, эти не простые отношения с классикой! Но финальный аккорд Фестиваля оказался удачным. Решение спектакля вновь оказалось достаточно острым, интересным и точным. «Рапсодия на тему Паганини по мотивам пьесы Э.Ростана» - так озаглавлен в программке спектакль. Немного длинновато, но достаточно точно. Три темы спектакля тесно переплетаются: музыка Паганини и творчество, психиатрическая клиника и птичий двор самой пьесы. Спектакль представлен как версия Образцовым коллективом «Шэст» из Подмосковного Жуковского. Содержание спектакля раскрывается через творчество музыканта-художника, часто граничащее с сумасшествием и развивается дальше благодаря удачному сочетанию музыки Паганини и поэтических текстов Ростана. Действие происходит то в современной психиатрической клинике, то в воспаленном воображении художника. Актерам приходиться играть в таком режиссерском сочинении ростановских персонажей птичьего двора, пациентов и врачей клиники и, близких художнику людей – коллег, друзей и «доброжелателей». Главная тема – это природа творчества художника, его взаимоотношения с обществом и окружающими людьми. Такое неожиданное прочтение текстов Э. Ростана сближает нас как с сюжетом, так и темой произведения и, в целом, с творчеством драматурга, поэта и композитора. В номинации «Классика и современность» спектакль назван Лауреатом Фестиваля.

30 марта. Однако настала пора назвать и других победителей этого творческого состязания. Фестивальная слава коснулась их в последний заключительный праздничный день. Так, в номинации «Взрослые сказки или сказки для взрослых» дипломом Лауреата отмечен спектакль «Самая легкая лодка в мире» (Театр-студия «ТС», Москва). Спектакль по философской сказки-притче о поиске смысла жизни отмечен мастерским актерским исполнением, актуальной философской проблематикой, попыткой обозначить нравственные ориентиры жизни в сегодняшнем запутанном мире.

В номинации «Любовь? Любовь!» выиграл коллектив из Реутова (Е.Ткачева «Тишина», театр-студия «КаЛитКа»). Им больше, чем другим удалось передать поэтический и сложный мир любви, только начинающих жизнь подростков. В спектакле есть ансамбль и это главное, есть тонкость взаимоотношений героев пьесы, хотя некоторые из них у зрителей и остались не выясненными до конца.

В номинации «Личность и общество» дифирамбы победителя достались коллективу из Ногинска со спектаклем по пьесе Э.Шмитта «Оскар и розовая дама». Творчество Э.Шмитта в последние годы особой волной окутало российскую сцену. Дошла очередь и до любительского театра. Автор рассматривает современную жизнь через пограничье жизни и смерти, тем самым, достигает единственно верного понимания ее истинной ценности. В пьесе и спектакле ногинцев мальчику, приговоренному болезнью к смерти, все-таки удается ее прожить заново в последние десять дней. И помощь в этом ему оказывает «розовая дама», больничная сиделка. Пьеса, режиссер и спектакль взывают к гуманизму людей и открывают наши, часто зашоренные, глаза на красоту повседневного бытия.

В воскресный, последний день Фестиваля предстояло праздничное и немножко горькое расставание, встреча с артистами РАМТа, их поэтическим спектаклем и, конечно же, праздничная дискотека. Ясно, что всем хотелось продлить праздник, насыщенные эмоциями и творчеством дни весенних каникул, предназначенных для отдыха. А получился ли отдых? Сумели ли участники фестиваля зарядиться новыми силами для продолжения учебы и творческой жизни? Думаю, что сумели. И не только зарядились, но и чуточку выросли в нравственном и духовном отношении, сделали еще один шаг в творчестве. На это и рассчитан Фестиваль «В Добрый Час». Правда, кому-то на сей раз, не досталось награды, но главное, что в третий раз победила дружба.

Так сделал свой третий шаг Московский открытый театральный молодежный фестиваль в «Добрый час». Мне кажется, что он стал весьма плодотворным и полезным для участников и организаторов. Не малая заслуга в том его идейного вдохновителя, художественного руководителя С.В. Розова, требовательного и доброжелательного жюри и, конечно же, руководства и всех «штатных» помощников МГДД(Ю)Т. Действительно в этом Доме детства сделан еще один важный творческий шаг.

В Добрый час!

Date: 2015-06-11; view: 471; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию