Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы искусства, творчества и досуга: рынок и духовная культура современного человека»





Человек в сфере досуга: апология духовности.

ТРИШИН ВАЛЕРИЙ

В.А.ТРИШИН

Человек в сфере досугв: апология духовности. Статьи разных лет. М., АПРИКТ … 2013., с 160.

Сборник статей режиссера-педагога, профессора московских вузов культуры и искусства посвящен современным проблемам творчества и развития человека. По мнению автора, современный человек все больше занят материальными заботами, а не духовным бытием. Прагматизм, хотим мы этого или нет, коснулся практически всех сфер культуры и каждого человека. Лишь отдельным учреждениям искусства и досуга, руководителям объединений и творческих коллективов удается прорваться сквозь «кордоны» меркантильности, материальной заинтересованности и единообразия. В такой ситуации, духовность остается желаемым, но часто лишь благим намерением нашей жизни.

 

С. Тришин В.А.

 

 

Москва, 2013.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия: рынок и духовная культура современного человека……………………………………………………………………………………………С.

I. Проблемы театральных фестивалей

1. О Московском областном фестивале-конкурсе «Театральное кольцо Подмосковья»…………………………………………………………………………………..С.

2. «Монолог под занавес…» (Пять вопросов о I I Национальном фестивале «Музыкальное сердце театра»)…………………………………………………………С.

3. «И один в поле воин….» (Пятидесятилетию Народных театров Якутии)………………………………………………………………………………………………..С.

4. В Добрый час…………………………………………………………………………………….С.

5. «Особое искусство» и студийность: общее и особенное…………………С.

6. Пора зрелости. ХVII фестиваль «Театральная осень на Байкале»....С.

7. ХVIII Фестиваль «Театральная осень на Байкале -2012», посвященный памяти Леонида Беспрозванного.(Фестиваль фестивалю – рознь…)..С.

 

II.Театральное образование

8. Театр жив памятью и преемственностью поколений»………………….С.

9. «Театральная студийность, синкретизм и творчество: параллели и пересечения»…………………………………………………………………………………..С.

10. Театр на дороге перемен……………………………………………………………….С.

11. «О целостном подходе в профессиональном образовании актеров и режиссеров……………………………………………………………………………………….С.

12. В поисках смысла жизни или праздник для души?.........................С.

 

III Персонажи современного театра

13. Авторский театр Олега Чернигова…………………………………………………..С.

14. Новый уральский самородок……………………………………………………….С.

15. Нагая правда концепционной режиссуры («Заратустра» Кристиана Люпы)………………………………………………………………………………………………С.

16. «Новый академизм» Валерия Фокина………………………………………….С.

17. Мировое Шоу Славы Полунина…………………………………………………….С

18. Настоящая звезда: 70 лет Владимиру Высоцкому……………………….С.

Вместо послесловия: «две встречи на нашей грешной земле»………………………………………………………………………………………………С.

 

Проблемы искусства, творчества и досуга: рынок и духовная культура современного человека».

 

 

Перестройка, начавшаяся тридцать лет назад, изменила не только социально-экономические процессы в стране, жизнь общества в целом, но и, как минимум, трижды «перевернула» общественное сознание и сознание человека. В середине 80-Х, в начале 90-Х Россияне поверили в возможность позитивного устройства жизни, в новую лучшую жизнь, поверили и воодушевились. Затем полностью разуверились, так как за двадцать пять лет собственно для улучшения жизни Человека оказалось было мало что сделано. Несколько раз «обманутые» жизнью и обещаниями, люди перестали надеяться на государство и верить обещаниям. Наконец, после последних нескольких лет стабильной жизни, большинство поняло, что вроде наступило благоприятное время для объективных реальных перемен в сторону улучшения жизни конкретного человека. Однако где найти резервы для улучшения его жизни пока неизвестно. Большую и реальную помощь в становлении духовности современного человека могут и должны сыграть институты культуры и их руководители.

Основная проблема современного человека, на мой взгляд, заключается в раздвоенности: в том, как бы ему получше удовлетворить себя материально и духовно, где и как выразить себя. Назовем это творческим и духовным потенциалом человека. Причем, изменения социально-экономические, фактически, на глазах меняют инструмент организации и формы социально-культурной и досуговой деятельности. В частности, как отмечается в одном из последних социологических исследований, происходит «тотальное одомашнивание досуговой сферы». С разной степенью дифференциации это относится и к пожилым людям, и к молодежи. Таким образом, кардинально социально-экономические и общественные перемены коснулись самого субъекта деятельности, а также - профессионального искусства, народного творчества и любительского искусства, их руководителей и организаторов.

Назовем и причины этих перемен, может быть резко, но честно, - государство сняло с себя обязанность за развитие и воспитание человека, как такового. Не развитием человека сегодня занят административно-чиновничий аппарат, а заботой о предоставлении услуг, своеобразной организацией сервиса в культуре и в образовании. То есть, на деле это выглядит так: государство должно позаботиться о предоставлении и расширении услуг (причем, чем больше их, тем лучше), а потребитель - оплатить. В этих деловых, новых для нас, рыночных отношениях (простите) даже не пахнет духовностью.

Основная забота государства, на данный момент сводится к тому, чтобы как можно удачнее «раскроить» бюджет, чтобы сильно возросший чиновничий аппарат не обидеть и, одновременно, угодить гражданам-налогоплательщикам, доверившим этим самым чиновникам власть и руководство страной. Как правило, теоретическим оправданием всего этого «безобразия» служит рынок, в том числе, и рынок в сфере культуры или художественный рынок.

Как известно, главным механизмом рынка является конкуренция, в данном случае, конкуренция в сфере услуг или в организации культурной деятельности. Соответственно, технологическим инструментом и алгоритмом социокультурной деятельности стало не мероприятие, (как при советской власти), а социально-культурная программа или проект. Основной же механизм финансирования свелся к состязанию авторов, розыгрышу проектов и программ, причем, принципиальное его отличие от планового финансирования в прежнем социалистическом обществе заключается в том, что сначала проект должен быть разработан и представлен, а уж потом, может быть, на него выделят средства. Таким образом, в современной социально-культурной ситуации собственно руководитель - организатор культурной деятельности, - оказывается перед выбором: довольствоваться малым - государственными дотациями (бюджетной зарплатой), или «крутиться» согласно правилам рынка. Но тогда у него не всегда может хватить сил и времени собственно для творчества, не говоря уже о духовном насыщении этой деятельности.

Так из сферы социально-культурной деятельности и творчества, чем дальше, тем больше, уходит подспудная им, духовная жизнь, а с нею вместе и воспитательная функция. Отныне человек сам отвечает за свое существование, за свое самосовершенствование и развитие, и главным «ответчиком» за будущее человека становится семья и он сам. Именно родители должны позаботиться и о материальном благополучии своих чад, и о гармоничном развитии подрастающих поколений и об их образовании. Причем, уже в который раз, россияне попадают в этот своеобразный капкан, в конфликт между прагматизмом и духовностью.

Таково положение, касающееся в целом россиянина как субъекта и гражданина. Каково же положение собственно организаторов - руководителей и исполнителей культурной деятельности? В повседневной жизни существует такое выражение – «в новой жизни нужно крутиться, чтобы выжить». Так вот, практически каждый руководитель социально-культурной сферы в условиях пресловутого рынка должен крутиться. Во-первых, чтобы выжить, а во-вторых, чтобы жить, если не хорошо, то хотя бы нормально. Эта типичная ситуация для западной системы, к которой мы, попросту говоря, оказались не готовы двадцать лет назад, или, мягко говоря, не совсем готовы. Чтобы выжить в подобной ситуации, нужно иметь определенный аналогичный социальный опыт, или (что в принципе равноценно социальному опыту) определенный опыт культуры жизни и деятельности в условиях постоянной конкуренции. Именно к этому многие наши соотечественники психологически и интеллектуально оказались не готовы.

Сегодня мы часто, даже спустя тридцать лет, завидуем Западу, их культурному опыту, в котором вся жизнь «сориентирована на человека и для человека». Однако, по большому счету, и там ситуация тупиковая, ибо известный прагматизм жизни и здесь основательно затянул удавку на шее духовности. Но у нас ситуация острее, так как львиная доля общества «малоимущих» и «среднеимущих» заставляет крутиться не только самих организаторов культурно-досуговой сферы (как правило, тоже представляющих эти слои), но и практически лишает огромную массу людей возможности участвовать в свободном рынке культуры, или в художественном рынке.

Как же в этой ситуации ведут себя работники культуры и искусства всех рангов?

Сегодня в культуру пришли новые понятия и новые типы руководителей: менеджеры, маркетологи, фандрайзерги, имиджмейкеры и т.д. Назовем их (бывших директоров) обобщенно управленцами. Однако прошлый руководитель отличается от чистого управленца тем, что он не только организатор культуры, но и исполнитель, следовательно, современные менеджеры от культуры – это те, кто управляет руководителями, ведь собственно руками они, по-прежнему, ничего не производят. В этой ситуации только руководитель самого низшего звена (руководитель-исполнитель) способен соединить в практической деятельности материальный и духовный аспекты, ведь реально только он и занимается духовно-практической (художественной) деятельностью. Но, ведь и сами эти руководители, чтобы выжить, должны крутиться. Отсюда - совмещение нескольких работ у музыкантов, режиссеров профессиональных и любительских театров, хореографов, педагогов дополнительного образования всех сфер, и отсюда же - «беглое», часто поверхностное решение функциональных обязанностей на каждой их 3-4-5 … работ..

В современной ситуации, чтобы качественно провести то или иное мероприятие (так сказать, реализовать проект) руководитель должен не только разработать творческую идею, замысел, но и просчитать все организационные, психологические и экономические моменты предстоящей деятельности. В том числе, учесть: а) потребность, интерес и психологию потребителя художественного продукта; б) интерес и психологию производителя; в) особенности взаимоотношений творческой группы (если производитель коллективный).

И от того, насколько серьезно отнесется к многообразию задач руководитель, зависит сиюминутный успех его деятельности и перспектива профессиональной деятельности в целом. Каждый раз перед ним встает альтернатива: либо просто механически оказать услугу, то есть занять свободное время потребителя (при минимальных затратах дать необходимое качество мероприятия); либо организовать духовно-практическую деятельность посетителей, зрителей и дать выход творческому импульсу человека. А эта задача предполагает совершенно другой набор средств, целевых установок, временных и энергетических затрат. Здесь, как говорится, уж «мы за ценой не постоим».

Во втором случае, духовность, уже как конкретное явление, связанное с конечной целью, реализуется на всех уровнях и взаимоотношениях: а) членов профессиональной творческой группы (театры, музыкальные коллективы и т.д.); б) руководителей учреждений культуры и центров досуга; в) участников любительских - художественных, технических и спортивных объединений. Причем, во-многом, желаемый результат будет зависеть от соотношения формальных и неформальных отношений в каждом из подразделений и в период собственно художественной деятельности в целом. В первом случае, при преобладании формальных взаимоотношений в коллективе, в художественном продукте будет минимум духовности; во-втором, с преобладанием неформальной среды и межличностных контактов, духовное начало будет гарантированно больше на выходе художественной деятельности.

С этой точки зрения, в современной ситуации, на наш взгляд, наиболее типичны в сфере социокультурного творчества пять типов объединений. 1) Профессиональное объединение, целью которого является подготовка художественного продукта или услуги с максимально профессиональной точностью исполнения (совсем не обязательно, с отдачей) в традиционно принятых параметрах и, с (желательно) максимальным заработком за свой труд. Причем, по этому пути пошли и многие любительские коллективы, в том числе, и детские творческие коллективы,

2) Самодеятельное объединение (сегодня оно, правда, называется любительским), – главная задача которого поддерживать и, по возможности, развивать интерес к тому или иному виду искусства и художественного творчества. Наверное, это то, что досталось нам в наследство (не в лучшем, конечно, виде) от прошлой самодеятельности. Деятельность таких объединений, в общем-то, сильно никого ни к чему не обязывает, так как зарплата руководителей мала, участники посещают занятия по мере возможности, в установленные календарные даты коллективы проводят творческие отчеты и готовят эпизодические выступления. Заметим, что в сфере детского досугового творчества подобные объединения все больше тяготеют к режиму деятельности системы дополнительного образования, с присущими педагогике строгими методиками, отчетностью и педантизмом (к этому есть тенденция и в законе «Об Образовании»).

3) Антреприза – достаточно новое для современной жизни объединение, постепенно возрождающееся из Х1Х века. С некоторой долей условности, можно сказать, что современная антреприза олицетворяет собой своеобразный бизнес в сфере культуры. Основная задача антрепризы соединить творчество и деньги: заработать деньги за счет привлечения звезд и актуальной темы, то есть, (по возможности) получить от художественного продукта (он уже становится непосредственно товаром) максимальную прибыль.

4) Студийное объединение – цель: совершенствование языка искусства или иной сферы культурно-досуговой деятельности и совершенствование нравственных отношений в ходе экспериментальной работы. Студийные объединения, на наш взгляд, в обозначенной ситуации наиболее бескорыстны, так как они существуют, в первую очередь и особенно на первом этапе, за счет энтузиазма лидеров и их миссионерских целей.

Необходимо отметить, что сегодня, на фоне массовой культуры, студийные объединения, (замешанные, в первую очередь, на подлинной духовности и художественной культуре), достаточно редкий гость на карте нашей жизни и это не удивительно. Противостоять тенденции омасовления и прагматизма культуры безумно сложно, так как студийность, являясь механизмом обновления культуры, всегда была явлением локальным по отношению к традиционным и массовым формам культуры и искусства.

5) Частные объединения - семейные творческие союзы и предприятия в сфере культуры - довольно редкое явление. Пока их еще не много, но нам представляется, что, в рыночных условиях, именно за ними будущее. Семейное предприятие включает несколько универсальных людей (родственников, близких, друзей и просто хороших знакомых), одинаково заинтересованных, как в профессиональном исполнении дела, так и в насыщении художественного продукта глубоким содержанием, духовностью и уникальной формой.

Отдельной строкой можно было бы выделить группу объединений чисто досугового или клубного характера и «психотерапевтические» группы. Их особенность заключается в том, что здесь досуговый интерес к отдыху сочетается с общением людей, близких по духовному складу, а также с задачей релаксации, с поддержкой психологического состояния и физического здоровья человека. Это такие объединения, как «Фитнес-клубы» или «Танцевальные клубы» и др. Такие объединения являются новой формой досуговой жизни современного человека, переходными из одного социума в другой, поэтому, мне представляется, их пока нельзя квалифицировать со всей строгостью.

Таковы, на мой взгляд, общие особенности преобразований, произошедших в сфере культуры за прошедшие десятилетия, и соответственно порождаемые ими проблемы в социокультурной сфере, в искусстве и в досуговой деятельности, ставящие новые сложные задачи перед организаторами творческих объединений и руководителями учреждений культуры. Многие из них находятся на начальной стадии воплощения, и имеющиеся результаты по их решению, пока малоутешительны, так как объективные законы рынка – конкуренция, стихийность и прагматизм - не дают возможности утвердиться ни одному позитивному начинанию в сфере культуры и искусства. Практически все культурные проекты сегодня осуществляются в поисковой манере, реализуются на стыке: жанров, ведомств, с привлечением профессиональных и самодеятельных артистов. Но, к сожалению, очень часто эти же проекты и программы не выходят за рамки первопрочтения в искусстве и культуре. В лучшем случае, оставаясь в границах развлекательности. Еще раз подчеркнем, что, к большому сожалению, все массовое, как правило, не глубокое и поверхностное, сегодня оно преобладает над настоящим, подлинно художественным и духовным, а потому редким.

Как бы нам не было обидно за державу, нужно признать, что прагматически ориентированная жизнь в нашей стране на данном этапе не оставляет места духовности. В первую очередь, на нее не хватает времени, ни у омассавленного (бегающего в поисках пропитания) соотечественника –зрителя и потребителя, - ни у организаторов досуга и деятелей профессионального искусства. Пора бы, кажется, всем осознать эти негативные процессы, но для этого нужно, как минимум, «остановиться и оглянуться» или, хотя бы, вспомнить формы и опыт нашей прошлой социокультурной жизни, основанные, как теперь это видится, на подлинной духовной культуре человека и культуре творчества.

Конечно, это не означает, что мы, точно раки, должны пятиться назад в социализм, но зачем же без боя сдавать все завоёванные прежде плацдармы, которые, независимо от идеологических установок, служат добру, народу и каждому человеку. Не стоит забывать о них как в нашей повседневной жизни, так и в ежедневной практической деятельности работников культуры и искусства, ориентированных по природе своей на духовное развитие каждого Человека.

Причем, важно следовать этому правилу руководителям всех уровней, рангов и подразделений, от руководителей творческих объединений до «менеджеров» министерств и агентств. Может быть таким простым и настойчивым способом мы, и выберемся из пресловутой ямы под названием рыночные отношения.

Театр, как самый чуткий барометр должен в первую голову чутко реагировать на происходящие в жизни процессы. Ведь это ему предстоит стать буквально настоящим зеркалом, кафедрой и огромной трибуной, способной не только отразить настроения человека, но и определить их. Позвать человека за собой, повести к еще не растраченным звукам и струнам души. Так ли он звонок, чтобы слышать переливы души современного человека, способен ли сегодня решать свои природные главные задачи?! И так ли их решает, все ли у нас получается? Поищем вместе с читателем ответы на эти непреходящие вопросы. (Москва,2008г.)

Date: 2015-06-11; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию