Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности стратегического развития малого бизнеса на селе






В последнее время заговорили о необходимости развития предпринимательства на селе. Именно малый бизнес, считают специалисты, будет содействовать повышению уровня доходов и занятости сельского населения.

Эту проблему следует рассматривать в двух аспектах.

Первый - насколько заполнен товарами и услугами потребительский рынок на селе.

Второй - развитие каких направлений негосударственной предпринимательской деятельности наиболее перспективно в сельской местности.

Для России особую значимость в по­следние годы приобрели проблемы социально-экономического развития сельских территорий, являющиеся однотипными для подавляющего большинства регионов страны. Это, прежде всего, снижение качества жизни в сельской местности, высокий уровень безработицы, низ­кие доходы и расширение масштабов бедности сельского населения, ухудшение демографиче­ской ситуации и пр. В этой связи крайне важ­на выработка мер экономического воздействия органами управления различного уровня для решения указанных проблем, характерных и для многих других стран, в том числе и разви­тых. В частности, может быть использована ди­версификация сельской экономики - развитие несельскохозяйственных видов деятельности, услуг и на этой основе расширение занятости и повышение доходов сельского населения.

В ряде стран сельским территориям оказывается разносторонняя поддержка для расширения масштабов занятости отдельных социальных групп населения (молодежи, жен­щин, инвалидов) в рамках социальной полити­ки, деятельности различных финансовых фон­дов, имеющих целью поощрение экономиче­ской деятельности в сельской местности. Осо­бое место в программах устойчивого развития сельской местности в развитых странах зани­мает стимулирование занятости в несельскохо­зяйственном секторе.

Для России развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости, а также самозанятости различных слоев сельского на­селения, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей без обра­зования юридического лица и других является особенно актуальным. При этом самозанятость рассматривается нами как одно из направле­ний предпринимательства, разновидность ма­лого бизнеса на селе и представляет собой достаточно эффективный способ решения та­ких глубоких социально-экономических про­блем, как бедность и безработица.

Разработка мер, направленных на ре­шение указанных проблем, должна происхо­дить в рамках принятого в конце 2006 г. Феде­рального закона «О развитии сельского хозяй­ства», определившего устойчивое развитие сельских территорий как составную часть госу­дарственной социально-экономической поли­тики. В свою очередь, под устойчивым разви­тием сельских территорий в указанном законе понимается их «стабильное социально-эконо­мическое развитие, увеличение объема произ­водства сельскохозяйственной продукции, по­вышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского насе­ления и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель».

Для определения подходов к решению проблемы достижения полной занятости сельского населения целесообразным является анализ мирового опыта по сельскому развитию, прежде всего стран ЕС, в частности, Германии. В Германии в соответствии с «Национальным стратегическим планом ФРГ на 2007-2013 гг.» одной из целей сельской политики является «улучшение качества жизни в сельской местности и содействие диверсификации направлений деятельности в сельском хозяйстве». При этом каждая федеральная земля разрабатывает свои программы развития с указанием основных мер поддержки и их финансирования. Детально анализируется социально-экономическая ситуация в сельской местности, процессы снижения доли занятого населения в сельском хозяйстве, другие имеющиеся и возможные направления занятости трудоспособного населения, зависимость развития сельских территорий от расширения масштабов занятости населения в промышленности, сфере услуг и туристическом бизнесе. Другой стороной сельских программ развития являются требования к необходимому уровню квалификации занятого населения, адаптация к изменяющимся экономическим условиям и требованиям рынка. Для Германии возможные направления расширения занятости на сельских территориях заключаются в инновационном использовании возобновляемых источников энергии, развитии ремесел, служб охраны природы и защиты ландшафта, сохранения водоемов, разведении лошадей, открытия мелких точек общественного питания и пр.

Однако финансовые возможности федеральных земель для развития указанных сфер деятельности ограниченны. В то же время основной мерой со стороны государства является субсидирование инвестиционных вло­жений в целях расширения доступа сельского населения к различным видам услуг. Объектами государственной помощи (поддержки) является также стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в целях создания малым бизнесом новых рабочих мест, внедрение инноваций, обустройство сельских территорий для развития рекреаци­онной деятельности, туризма.

Для оценки результативности реализуемых федеральными землями программ сельского развития используются такие индикаторы (показатели), как: число программ сельского развития, число сохраненных (созданных) рабочих мест, количество лиц, занимающихся предпринимательством, объемы добавленной стоимости, созданной в рамках вторичной занятости, объемы инвестиций по различным направлениям [28, 5].

В России несельскохозяйственные виды деятельности могут нередко представлять собой один из основных источников получения дохода сельских домохозяйств. В то же время в стране пока отсутствует опыт реализации подобных программ сельского развития, а деятельность в основном сводится к ведомственному подходу различных министерств и ведомств, реализующих свои программы на сельских территориях.

Основными направлениями развития малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности России являются:

  1. переработка сельскохозяйственного сырья и продукции, за исключением производства и реализации подакцизных товаров;
  2. торгово-закупочная деятельность и общественное питание в сельских населенных пунктах (включая придорожные магазины и кафе);
  3. бытовое обслуживание сельского населения; строительство жилых и производственных построек;
  4. производство товаров народных промыслов;
  5. различные ремесла, в частности, производство шорных изделий;
  6. сбор и переработка дикорастущих растений, плодов и ягод; сельский туризм, в том числе охотничий и рыболовный, и др.;
  7. транспортные услуги и прочие виды услуг.

В концепции «Устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации», разработанной ВИАПИ им. А.А. Никонова, от­мечено, что создание на селе новых рабочих мест в несельскохозяйственном бизнесе, обу­чение новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства, всякого рода содействие юридическим и физическим лицам, создающим новые рабочие места на сельских территориях, будут и меть важное значение в решении проблемы сокращения масштабов сельской безработицы и повышения доходов сельских домохозяйств [23, 9].

В то же время для получения государ­ственной поддержки развития малого несель­скохозяйственного бизнеса субъекты хозяйст­венной деятельности (население, проживаю­щее в сельской местности, крестьянские (фер­мерские) хозяйства, индивидуальные предпри­ниматели без образования юридического лица, малые сельскохозяйственные предприятия и пр.) должны иметь определенные предпосыл­ки, которыми, на нашему мнению, являются: наличие рекомендации (ходатайства) сельской администрации, а также наличие навыков (по­ложительного опыта) ведения хозяйственной деятельности соответствующего профиля или профессиональной подготовки.

Основным финансовым механизмом стимулирования развития малого несельскохозяйственного бизнеса на сельских территориях, должны стать банковский кредит и средства сельских кредитных коопе­ративов. При этом, по оценкам, средний объем финансирования привлекаемых кредитов (включая средства по лизингу) предлагается установить в размере не более 300 тыс. р. на одного заемщика.

Субсидирование ставок по кредитам устанавливается дифференцированно в зави­симости от направления деятельности малого несельскохозяйственного бизнеса (несельско­хозяйственной деятельности) с учетом его со­циальной значимости. При этом для малого бизнеса в сфере торговли, бытового обслужи­вания и общественного питания предусматри­вается субсидирование процентной ставки по кредиту в размере не более 15% ставки рефи­нансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, максимальная сумма кредита на закупку оборудования, при­обретение и ремонт производственных поме­щений устанавливается в размере 300 тыс. р. на срок до трех лет, а при кредитах на попол­нение оборотных средств максимальная сумма не должна превышать 50 тыс. р. на срок до трех месяцев.

По остальным направлениям деятель­ности субсидирование процентной ставки по кредитам и займам устанавливается в размере не менее 25% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора. Максимальная сумма кредита (займа) устанавливается в размере 300 тыс. р. По предварительным оценкам, эти средства для развития малого несельскохозяйственного бизнеса смогут привлечь порядка 10% действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и 5% владельцев ЛПХ.

Кроме этого, важным аспектом является качественная и количественная характеристика (оценка) степени развития альтернативной (несельскохозяйственной) деятельности на селе, для чего целесообразна разработка ряда индикаторов (показателей). Рекомендуется оценивать: число участников программы, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью; число созданных новых рабочих мест в малом несельскохозяйственном бизнесе отдельно по направлениям; количество лиц, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) для организации малого несельскохозяйственного бизнеса; число и объемы кредитов, выданных кредитными учреждениями на развитие малого несельскохозяйственного бизнеса.

Актуальными также являются организация и проведение мероприятий органами управления различного уровня, в частности, это могут быть:

  • разработка нормативной документации, рекомендации по разработке муниципальных программ развития малого несельскохозяйственного бизнеса на селе;
  • предоставление гарантий со стороны государства субъектам малого несельскохозяйственного бизнеса;
  • поддержка малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности в вопросах реализации произведенных товаров, продукции и услуг и развитие соответствую­щей инфраструктуры;
  • поставка технических средств, машин и оборудования на условиях финансового лизинга с государственной поддержкой;
  • создание общедоступных информационных ресурсов в сфере развития малого бизнеса;
  • подготовка или переподготовка лиц, желающих организовать малый несельскохозяйственный бизнес в сельской местности, и обеспечение образовательного процесса, в том числе с использованием дистанционных методов обучения [20, 43].

Таким образом, развитие малого бизнеса на селе будет содействовать: диверсификации хозяйственной деятельности в сельской экономике; расширению источников формирования доходной базы местных бюджетов; повышению устойчивости развития сельских территорий в части расширения масштабов занятости и развития самозанятости сельского населения, повышения уровня его жизни.

 

2 Основные направления стратегического развития малого бизнеса в сельской местности НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛТЫНАЙ»

Date: 2016-08-30; view: 181; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию