Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности стратегического развития малого бизнеса на селе
Эту проблему следует рассматривать в двух аспектах. Первый - насколько заполнен товарами и услугами потребительский рынок на селе. Второй - развитие каких направлений негосударственной предпринимательской деятельности наиболее перспективно в сельской местности. Для России особую значимость в последние годы приобрели проблемы социально-экономического развития сельских территорий, являющиеся однотипными для подавляющего большинства регионов страны. Это, прежде всего, снижение качества жизни в сельской местности, высокий уровень безработицы, низкие доходы и расширение масштабов бедности сельского населения, ухудшение демографической ситуации и пр. В этой связи крайне важна выработка мер экономического воздействия органами управления различного уровня для решения указанных проблем, характерных и для многих других стран, в том числе и развитых. В частности, может быть использована диверсификация сельской экономики - развитие несельскохозяйственных видов деятельности, услуг и на этой основе расширение занятости и повышение доходов сельского населения. В ряде стран сельским территориям оказывается разносторонняя поддержка для расширения масштабов занятости отдельных социальных групп населения (молодежи, женщин, инвалидов) в рамках социальной политики, деятельности различных финансовых фондов, имеющих целью поощрение экономической деятельности в сельской местности. Особое место в программах устойчивого развития сельской местности в развитых странах занимает стимулирование занятости в несельскохозяйственном секторе. Для России развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости, а также самозанятости различных слоев сельского населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и других является особенно актуальным. При этом самозанятость рассматривается нами как одно из направлений предпринимательства, разновидность малого бизнеса на селе и представляет собой достаточно эффективный способ решения таких глубоких социально-экономических проблем, как бедность и безработица. Разработка мер, направленных на решение указанных проблем, должна происходить в рамках принятого в конце 2006 г. Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», определившего устойчивое развитие сельских территорий как составную часть государственной социально-экономической политики. В свою очередь, под устойчивым развитием сельских территорий в указанном законе понимается их «стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель». Для определения подходов к решению проблемы достижения полной занятости сельского населения целесообразным является анализ мирового опыта по сельскому развитию, прежде всего стран ЕС, в частности, Германии. В Германии в соответствии с «Национальным стратегическим планом ФРГ на 2007-2013 гг.» одной из целей сельской политики является «улучшение качества жизни в сельской местности и содействие диверсификации направлений деятельности в сельском хозяйстве». При этом каждая федеральная земля разрабатывает свои программы развития с указанием основных мер поддержки и их финансирования. Детально анализируется социально-экономическая ситуация в сельской местности, процессы снижения доли занятого населения в сельском хозяйстве, другие имеющиеся и возможные направления занятости трудоспособного населения, зависимость развития сельских территорий от расширения масштабов занятости населения в промышленности, сфере услуг и туристическом бизнесе. Другой стороной сельских программ развития являются требования к необходимому уровню квалификации занятого населения, адаптация к изменяющимся экономическим условиям и требованиям рынка. Для Германии возможные направления расширения занятости на сельских территориях заключаются в инновационном использовании возобновляемых источников энергии, развитии ремесел, служб охраны природы и защиты ландшафта, сохранения водоемов, разведении лошадей, открытия мелких точек общественного питания и пр. Однако финансовые возможности федеральных земель для развития указанных сфер деятельности ограниченны. В то же время основной мерой со стороны государства является субсидирование инвестиционных вложений в целях расширения доступа сельского населения к различным видам услуг. Объектами государственной помощи (поддержки) является также стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в целях создания малым бизнесом новых рабочих мест, внедрение инноваций, обустройство сельских территорий для развития рекреационной деятельности, туризма. Для оценки результативности реализуемых федеральными землями программ сельского развития используются такие индикаторы (показатели), как: число программ сельского развития, число сохраненных (созданных) рабочих мест, количество лиц, занимающихся предпринимательством, объемы добавленной стоимости, созданной в рамках вторичной занятости, объемы инвестиций по различным направлениям [28, 5]. В России несельскохозяйственные виды деятельности могут нередко представлять собой один из основных источников получения дохода сельских домохозяйств. В то же время в стране пока отсутствует опыт реализации подобных программ сельского развития, а деятельность в основном сводится к ведомственному подходу различных министерств и ведомств, реализующих свои программы на сельских территориях. Основными направлениями развития малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности России являются:
В концепции «Устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации», разработанной ВИАПИ им. А.А. Никонова, отмечено, что создание на селе новых рабочих мест в несельскохозяйственном бизнесе, обучение новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства, всякого рода содействие юридическим и физическим лицам, создающим новые рабочие места на сельских территориях, будут и меть важное значение в решении проблемы сокращения масштабов сельской безработицы и повышения доходов сельских домохозяйств [23, 9]. В то же время для получения государственной поддержки развития малого несельскохозяйственного бизнеса субъекты хозяйственной деятельности (население, проживающее в сельской местности, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, малые сельскохозяйственные предприятия и пр.) должны иметь определенные предпосылки, которыми, на нашему мнению, являются: наличие рекомендации (ходатайства) сельской администрации, а также наличие навыков (положительного опыта) ведения хозяйственной деятельности соответствующего профиля или профессиональной подготовки. Основным финансовым механизмом стимулирования развития малого несельскохозяйственного бизнеса на сельских территориях, должны стать банковский кредит и средства сельских кредитных кооперативов. При этом, по оценкам, средний объем финансирования привлекаемых кредитов (включая средства по лизингу) предлагается установить в размере не более 300 тыс. р. на одного заемщика. Субсидирование ставок по кредитам устанавливается дифференцированно в зависимости от направления деятельности малого несельскохозяйственного бизнеса (несельскохозяйственной деятельности) с учетом его социальной значимости. При этом для малого бизнеса в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания предусматривается субсидирование процентной ставки по кредиту в размере не более 15% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, максимальная сумма кредита на закупку оборудования, приобретение и ремонт производственных помещений устанавливается в размере 300 тыс. р. на срок до трех лет, а при кредитах на пополнение оборотных средств максимальная сумма не должна превышать 50 тыс. р. на срок до трех месяцев. По остальным направлениям деятельности субсидирование процентной ставки по кредитам и займам устанавливается в размере не менее 25% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора. Максимальная сумма кредита (займа) устанавливается в размере 300 тыс. р. По предварительным оценкам, эти средства для развития малого несельскохозяйственного бизнеса смогут привлечь порядка 10% действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и 5% владельцев ЛПХ. Кроме этого, важным аспектом является качественная и количественная характеристика (оценка) степени развития альтернативной (несельскохозяйственной) деятельности на селе, для чего целесообразна разработка ряда индикаторов (показателей). Рекомендуется оценивать: число участников программы, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью; число созданных новых рабочих мест в малом несельскохозяйственном бизнесе отдельно по направлениям; количество лиц, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) для организации малого несельскохозяйственного бизнеса; число и объемы кредитов, выданных кредитными учреждениями на развитие малого несельскохозяйственного бизнеса. Актуальными также являются организация и проведение мероприятий органами управления различного уровня, в частности, это могут быть:
Таким образом, развитие малого бизнеса на селе будет содействовать: диверсификации хозяйственной деятельности в сельской экономике; расширению источников формирования доходной базы местных бюджетов; повышению устойчивости развития сельских территорий в части расширения масштабов занятости и развития самозанятости сельского населения, повышения уровня его жизни.
2 Основные направления стратегического развития малого бизнеса в сельской местности НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛТЫНАЙ»
|