Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов.





 

Новое время (сер. 17 – к. 18 в.) - период научной революции. Упадок старых концепций, подходов, ценностей. Возникают и утверждаются новые социально-экономические отношения и новое мировоззрение. Наука становится независимой от религии, эмпирической. Эксперимент – источник истинных суждений о мире. Развитие естественнонаучных знаний(бурное развитие наук в условиях мануфактурного производства).

Предпосылки становления психологии как самостоятельной науки:

· Накопление фактического материала на основе экспериментальных данных,

· Открытия в области физиологии и психофизиологии (строение н.с. человека, установление зависимости психики от анатомии ЦНС),

· Открытие лаборатории Вундтом (1879).

2 т. зр. на возникновение психологии как науки:

· Экспериментальная психология, - лаборатория Вундта (1879).

· Зарождение психологии в к. 18 – нач. 19 в. (т.зр. Марцинковской, Ярошевского)

- Связано с изучение в университетах курса «Психология».

- Связано с тем, что в опытных эмпирических доказательствах других наук чётко выделяются психологические исследования (Эмпирическая психология).

 

В период Нового времени природное и социальное, сознание и поведение в науке трактуются с т. зр. механистического подхода. 2 течения:

· Рационализм (разум – источник знаний) Лейбниц

Декарт душа – открытый самонаблюдению внутренний мир человека, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному, они различны.=>Психофизиологический дуализм (психика отождествляется с сознанием, душа и тело – 2 самостоятельные субстанции). Декарт – создатель рефлекторного учения. Учение о страстях души. Психология – наука о сознании. Её метод – интроспекция. Предмет – сознание. Не отвергал роли бога.

Спиноза – человек порождён не богом, а природой. Высшая форма познания – интеллектуальная интуиция. Телесное и духовное у человека находятся в единстве. => Монизм (главное - душа человека, её функция - познавательная, первичен разум, а не чувства).

· Эмпиризм (чувственное познание – источник знаний)

Галилей - отводил большую роль опыту, не исключал роль разума

Гоббс – основоположник сенсуализма (ощущения и чувства первичны и материальны). Закономерности познания мира: ощущение -> представления -> цепочки мыслей -> ассоциации. Все психические функции – проявление деятельности человека. Человек – телесное существо, души нет.

Бэкон – эмпирико-индуктивный метод (получение истинных обобщений из опыта. Обобщение ведёт к познанию).

Локк – человек овладевает знаниями на основе чувственного опыта. 2 вида опыта: внешний, внутренний (рефлексия).

С появлением нового направления «эмпиризм» - наука становится эмпирической.

В период Нового времени:

Возникновение экспериментов в физиологии.

Введение термина «психология» (Вольф), появление первых теорий эмоций и теорий рефлекса, попытка ввести в предмет психологии бессознательное. Развитие рационалистического и сенсуалистического подхода к психике.

Изучение рефлексов как части н.с., находящихся в ГМ. Психологические выводы о связи психического (ощущения, восприятие) с физическим (двигательная реакция, поведение). (Прохазка, Холл, Гальвани, Мюллер)

Исследования в области локализации корковых функций. Френология (Галль) – учение о локализации психических способностей. Каждый участок коры ГМ связан с к.-л. функцией. Выводы делались на уровне наблюдений, а не эксперимента.

Медицинские исследования локализации речевых центров (Брока, Вернике).

Открытия, связанные с изучением восприятия человека. Психофизиология органов чувств, исследование времени реакции (исследования в рамках физики. Гельмгольц).

Математические обобщения в психологии. Вебер установил величину едва заметного различия между стимулами (раздражителями). Закон Вебера-Фехнера: при увеличении раздражения в геометрической прогрессии, интенсивность ощущений вырастает в арифметической.

На основе полученных данных возникает новая дисциплина: Психофизика. Объект: изучение соотношений между миром физическим и психической реальностью.

Теория Дарвина. Психика – закономерный этап развития жизни. Доказал происхождение человека от животных.

Наука в 1 пол. 19 в. уходит от механистической картины мира, описывает предметы и явления, систематизирует их, анализирует процессы, законы и взаимодействия в природе с позиции психофизиологии, опираясь на принципы системности и детерминизма.

Предметом психологии (по Вундту) становится сознание. У психологии теперь есть: методы, цели, задачи, объект, предмет.

Методологические проблемы периода: проблема метода научного познания (через разум или через чувственный опыт), проблема сознания, эмпиризм+рационализм.

Date: 2016-08-30; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию