Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов.
Новое время (сер. 17 – к. 18 в.) - период научной революции. Упадок старых концепций, подходов, ценностей. Возникают и утверждаются новые социально-экономические отношения и новое мировоззрение. Наука становится независимой от религии, эмпирической. Эксперимент – источник истинных суждений о мире. Развитие естественнонаучных знаний(бурное развитие наук в условиях мануфактурного производства). Предпосылки становления психологии как самостоятельной науки: · Накопление фактического материала на основе экспериментальных данных, · Открытия в области физиологии и психофизиологии (строение н.с. человека, установление зависимости психики от анатомии ЦНС), · Открытие лаборатории Вундтом (1879). 2 т. зр. на возникновение психологии как науки: · Экспериментальная психология, - лаборатория Вундта (1879). · Зарождение психологии в к. 18 – нач. 19 в. (т.зр. Марцинковской, Ярошевского) - Связано с изучение в университетах курса «Психология». - Связано с тем, что в опытных эмпирических доказательствах других наук чётко выделяются психологические исследования (Эмпирическая психология).
В период Нового времени природное и социальное, сознание и поведение в науке трактуются с т. зр. механистического подхода. 2 течения: · Рационализм (разум – источник знаний) Лейбниц Декарт душа – открытый самонаблюдению внутренний мир человека, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному, они различны.=>Психофизиологический дуализм (психика отождествляется с сознанием, душа и тело – 2 самостоятельные субстанции). Декарт – создатель рефлекторного учения. Учение о страстях души. Психология – наука о сознании. Её метод – интроспекция. Предмет – сознание. Не отвергал роли бога. Спиноза – человек порождён не богом, а природой. Высшая форма познания – интеллектуальная интуиция. Телесное и духовное у человека находятся в единстве. => Монизм (главное - душа человека, её функция - познавательная, первичен разум, а не чувства). · Эмпиризм (чувственное познание – источник знаний) Галилей - отводил большую роль опыту, не исключал роль разума Гоббс – основоположник сенсуализма (ощущения и чувства первичны и материальны). Закономерности познания мира: ощущение -> представления -> цепочки мыслей -> ассоциации. Все психические функции – проявление деятельности человека. Человек – телесное существо, души нет. Бэкон – эмпирико-индуктивный метод (получение истинных обобщений из опыта. Обобщение ведёт к познанию). Локк – человек овладевает знаниями на основе чувственного опыта. 2 вида опыта: внешний, внутренний (рефлексия). С появлением нового направления «эмпиризм» - наука становится эмпирической. В период Нового времени: Возникновение экспериментов в физиологии. Введение термина «психология» (Вольф), появление первых теорий эмоций и теорий рефлекса, попытка ввести в предмет психологии бессознательное. Развитие рационалистического и сенсуалистического подхода к психике. Изучение рефлексов как части н.с., находящихся в ГМ. Психологические выводы о связи психического (ощущения, восприятие) с физическим (двигательная реакция, поведение). (Прохазка, Холл, Гальвани, Мюллер) Исследования в области локализации корковых функций. Френология (Галль) – учение о локализации психических способностей. Каждый участок коры ГМ связан с к.-л. функцией. Выводы делались на уровне наблюдений, а не эксперимента. Медицинские исследования локализации речевых центров (Брока, Вернике). Открытия, связанные с изучением восприятия человека. Психофизиология органов чувств, исследование времени реакции (исследования в рамках физики. Гельмгольц). Математические обобщения в психологии. Вебер установил величину едва заметного различия между стимулами (раздражителями). Закон Вебера-Фехнера: при увеличении раздражения в геометрической прогрессии, интенсивность ощущений вырастает в арифметической. На основе полученных данных возникает новая дисциплина: Психофизика. Объект: изучение соотношений между миром физическим и психической реальностью. Теория Дарвина. Психика – закономерный этап развития жизни. Доказал происхождение человека от животных. Наука в 1 пол. 19 в. уходит от механистической картины мира, описывает предметы и явления, систематизирует их, анализирует процессы, законы и взаимодействия в природе с позиции психофизиологии, опираясь на принципы системности и детерминизма. Предметом психологии (по Вундту) становится сознание. У психологии теперь есть: методы, цели, задачи, объект, предмет. Методологические проблемы периода: проблема метода научного познания (через разум или через чувственный опыт), проблема сознания, эмпиризм+рационализм.
|