Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология психокоррекции.Метод психокоррекции – это способ коррекционного воздействия на психику другого человека с целью преодоления различных психологических трудностей. Формы организации психокоррекции: 1.Индивидуальная психокоррекция – это работа психолога один на один с клиентом при отсутствии посторонних. Показания: наличие необоснованного страха перед группой; сильно выраженная тревожность, категоричный отказ клиента работать в группе; когда нужно использовать сильные методы психологического воздействия и клиента нужно держать под наблюдением; сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность; физическая болезнь; недостаточный уровень интеллектуального развития; утрата смысла и цели в жизни. Противопоказания: необходимость решения межличностных проблем, внутриличностных конфликтов, проработка эмоциональных и поведенческих стереотипов. Методы: 1. Убеждение – применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития. Психолог интерпретирует клиенту его поведение, предлагает альтернативные способы избавления от трудностей и дает рекомендации. 2. Внушение – более простой для психолога, менее эффективный для клиента. Применяется для сильно внушаемых людей. Происходит прямое воздействие на сознание клиента, используется, когда клиент расслаблен. 3. Элементы психологического консультирования – применяются все методы и техники консультирования, но с другой позиции. Это более педагогическая позиция, основанная на равноправии. Стадии: 1. Заключение контракта. 2. Исследование проблем клиента. 3. Поиск способов решения проблем. 4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом. 5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом. 6. Оценка эффективности. 2.Групповая психокоррекция. Специфика: механизм коррекционного воздействия – групповая динамика, т.е. совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая психолога. Принципы комплектования: 1. Принцип добровольности. 2. Принцип информированности. 3. Принцип однородности профессионального состава группы. Виды коррекционных групп: 1. Тренинговые – создаются для обучения правильному поведению в разных ситуациях межличностного общения. 2. Группы встреч – направлены на понимание другого человека и развитие индивидуальности всех участников. 3. Гештальт – группы – руководитель работает с одним участником, а остальные участники идентифицируют принципы работы «здесь и сейчас». 4. Группы умений – центрирована на руководителя. 5. Телесно – ориентированные группы – используется набор методов, ориентированных на изучение темы и на осознание телесных ощущений. Группы методов психокоррекции: 1. Арттерапевтическая: библиотерапия, танцевальная терапия, пуговичная терапия песочная, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия. В основе этих методов лежит механизм проекции и переноса, идентификация. 2. Игротерапия – в основе механизмы проекции, интроекции, катарсиса, инсайта. Происходит исследование реальности. Автор Осипова. 3. Методы поведенческой коррекции: БОС, имагометод, жетонный. В основе принцип стимул – реакция, принцип «снизу вверх», эмоциональная поддержка. Автор Осипова. 4. Психогимнастика – автор Чистякова. В основе механизм проекции и интропроекции. Участники проявляют себя без слов, происходит познание и изменение личности клиента. 5. Психодрама – автор Морено. Это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе. В основе механизм катарсиса, инсайта, идентификации, переноса. Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцевальная терапия используется в основном при групповой работе. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач: 1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. 2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. З. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.
31. Конфликт как социально – психологический феномен. Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил. Причины конфликта: Субъективные или иллюзорные: победа любой ценой, иллюзия самооправдания. Объективные (реально существующие): условия жизни, особенности личности. Искажение информации: неточная, ложная, сознательно / бессознательно искаженная. Вопросы поощрения и наказания, распределение доходов, вопросы социального статуса. Ценностные причины, нравственность. Причина, связанные с отношениями между людьми. Поведенческие причины: ущемление интересов, угроза опасности, подрыв самооценки, эгоизм. Классификация конфликтов: 1. По сферам применения (проявления): социально – экономические, этнические, политические, военные, семейные, религиозные, образовательные. 2. По источникам и причинам возникновения: объективные/субъективные, организационные, социально – трудовые, эмоциональные, деловые, личностные (проблемы внутри нас). 3. По коммуникативной направленности: горизонтальные (ученик – ученик, учитель - учитель); вертикальные (учитель – ученик, родитель - ребенок); смешанные. 4. По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, между личностью и группой. 5. По функциональности конфликта: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные, созидательные, разрушительные. 6. По формам и степени столкновения: открытые, скрытые, спонтанные, инициированные, спровоцированные, вынужденные, нецелесообразные. 7. По масштабам и продолжительности: общие, локальные, кратковременные, затяжные, скоротечные, долгосрочные. 8. По способам урегулирования: онтогонестические, компромиссные, полностью урегулированные, частично разрешенные, приводящие к сотрудничеству. Анализ конфликта: 1. Этапы структурного анализа конфликта: Анализ развития КФ от его начала до точки наблюдения за КФ: предмет, объект, временные рамки, состав участников, позиции сторон, причины КФ, КС, инцидент. Изучение хода КФ, его динамики. Весь КФ разбиваем на временные интервалы. Прогнозирование КФ и его разрешение. 2. Процессуальный анализ: Начальная фаза (предконфликтная): возникновение и развитие КС, ее осознание, инцидент (недоразумение). Эсколация: КФ шагает по фазам вверх, заканчивается кульминацией. Фаза подъема: начало открытого взаимодействия. Пик КФ: кульминация (острый КФ). Фаза спада: разрешение КФ, латентный КФ (КС), постКФ ситуация. Внутриличностный конфликт (ВЛК) – это КФ внутри психологического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов, интересов, потребностей, ценностей, целей и идеалов. Особенности ВЛК: отсутствие реальных субъектов КФ, специфичность форм протекания, протекает в форме тяжелых переживаний. Сопровождается специфическими состояниями (страх, депрессия, стресс). Может вылиться в невроз, суицид. Латентность (скрытость) ВЛК. ВЛК решается за счет механизмов психологической защиты (по Фрейду). Способы разрешения ВЛК: компромисс, уход, переориентация (меняем уровень притязаний в отношении объекта, который вызывал внутреннюю борьбу); сублимация (перевод психической энергии в различные виды деятельности); идеализация (уход от действительности, мечта); вытеснение (подавление чувств), коррекция (изменение Я – концепции для достижения адекватного представления себя). Межличностный конфликт (МЛК) – это конфликт, возникающий между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. В МЛК большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально – психологические и нравственные характеристики. Особенности МЛК: каждая сторона стремиться отстоять свое мнение, люди прибегают к взаимным обвинениям, оскорблениям. Такое поведение вызывает острые негативные эмоциональные переживания. Трудно управлять эмоциями. Элементы МЛК: субъекты, их личностные характеристики, цели, мотивы, сторонники, причина КФ. Стили поведения в МЛК: противоборство (отстаивание своих интересов за счет подавления интересов другой стороны); сотрудничество (совместное решение проблемы); компромисс (частичное удовлетворение интересов обеих сторон); уступка (удовлетворение потребностей другого за счет себя); избегание (попытка уйти от КФ). Групповой конфликт (ГК) м.б. межгрупповой, внутригрупповой, между группой и личностью. Межгрупповые конфликты (МЖК) возникают из – за несовпадения интересов групп, поэтому любой человек в течение жизни втянут в КФ. Человек действует по принципу толпы. Особенности: объективный характер развертывания, способность вовлекать в КФ много людей; институциализация, наличие структурного насилия; при разрешении преобладает направленность на институциональные изменения, длительность. Внутригрупповые конфликты возникают в малых группах, между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Педагогические КФ: ученик – учитель, учитель – учитель, ученик – ученик (КФ возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. КС между учениками устраняются кл. руководителем, который должен найти правильное решение). КФ между учителями и учениками возникают в старших классах. В младших классах учитель авторитет, поэтому КФ не возникают. В подростковом возрасте идет отстаивание позиции «Я - взрослый». КФ могут возникать из-за несправедливых оценок. КФ между педагогами м. возникать из-за своеобразия темпераментов, из-за соперничества и поведения. Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Социальная напряженность в коллективе вызывает КФ, который развивается через конфронтацию частных и общих интересов. Разрешаются через нормативы и соглашения. Семейные КФ. Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации, членам семьи приходится реагировать на все изменения. На их поведение влияют характер, темперамент, личность. В связи с этим возникают неизбежные столкновения. КФ в семье лучше предупреждать, т.к. они оставляют тяжелые негативные эмоциональные последствия (дискомфорт, стресс, депрессия).
|