Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология психокоррекции.





Метод психокоррекции – это способ коррекционного воздействия на психику другого человека с целью преодоления различных психологических трудностей.

Формы организации психокоррекции:

1.Индивидуальная психокоррекция – это работа психолога один на один с клиентом при отсутствии посторонних. Показания: наличие необоснованного страха перед группой; сильно выраженная тревожность, категоричный отказ клиента работать в группе; когда нужно использовать сильные методы психологического воздействия и клиента нужно держать под наблюдением; сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность; физическая болезнь; недостаточный уровень интеллектуального развития; утрата смысла и цели в жизни. Противопоказания: необходимость решения межличностных проблем, внутриличностных конфликтов, проработка эмоциональных и поведенческих стереотипов. Методы: 1. Убеждение – применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития. Психолог интерпретирует клиенту его поведение, предлагает альтернативные способы избавления от трудностей и дает рекомендации. 2. Внушение – более простой для психолога, менее эффективный для клиента. Применяется для сильно внушаемых людей. Происходит прямое воздействие на сознание клиента, используется, когда клиент расслаблен. 3. Элементы психологического консультирования – применяются все методы и техники консультирования, но с другой позиции. Это более педагогическая позиция, основанная на равноправии. Стадии: 1. Заключение контракта. 2. Исследование проблем клиента. 3. Поиск способов решения проблем. 4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом. 5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом. 6. Оценка эффективности.

2.Групповая психокоррекция. Специфика: механизм коррекционного воздействия – групповая динамика, т.е. совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая психолога. Принципы комплектования: 1. Принцип добровольности. 2. Принцип информированности. 3. Принцип однородности профессионального состава группы. Виды коррекционных групп: 1. Тренинговые – создаются для обучения правильному поведению в разных ситуациях межличностного общения. 2. Группы встреч – направлены на понимание другого человека и развитие индивидуальности всех участников. 3. Гештальт – группы – руководитель работает с одним участником, а остальные участники идентифицируют принципы работы «здесь и сейчас». 4. Группы умений – центрирована на руководителя. 5. Телесно – ориентированные группы – используется набор методов, ориентированных на изучение темы и на осознание телесных ощущений.

Группы методов психокоррекции: 1. Арттерапевтическая: библиотерапия, танцевальная терапия, пуговичная терапия песочная, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия. В основе этих методов лежит механизм проекции и переноса, идентификация. 2. Игротерапия – в основе механизмы проекции, интроекции, катарсиса, инсайта. Происходит исследование реальности. Автор Осипова. 3. Методы поведенческой коррекции: БОС, имагометод, жетонный. В основе принцип стимул – реакция, принцип «снизу вверх», эмоциональная поддержка. Автор Осипова. 4. Психогимнастика – автор Чистякова. В основе механизм проекции и интропроекции. Участники проявляют себя без слов, происходит познание и изменение личности клиента. 5. Психодрама – автор Морено. Это метод групповой работы, представ­ляющий ролевую игру, в ходе которой используется дра­матическая импровизация как способ изучения внутрен­него мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важ­ными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе. В основе механизм катарсиса, инсайта, идентификации, переноса.

Танцевальная терапия применяется при работе с людь­ми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии - развитие осознания соб­ственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение груп­пового опыта. Танцевальная терапия исполь­зуется в основном при групповой работе. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная тера­пия побуждает к свободе и выразительности движения, раз­вивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Танцевальная терапия направлена на решение следую­щих задач: 1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. З. Развитие социальных навыков посредством приобре­тения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальная терапия используется для улучшения фи­зического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). Оптимальный количествен­ный состав группы - 5-12 человек.

 

 

31. Конфликт как социально – психологический феномен.

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил.

Причины конфликта: Субъективные или иллюзорные: победа любой ценой, иллюзия самооправдания. Объективные (реально существующие): условия жизни, особенности личности. Искажение информации: неточная, ложная, сознательно / бессознательно искаженная. Вопросы поощрения и наказания, распределение доходов, вопросы социального статуса. Ценностные причины, нравственность. Причина, связанные с отношениями между людьми. Поведенческие причины: ущемление интересов, угроза опасности, подрыв самооценки, эгоизм.

Классификация конфликтов:

1. По сферам применения (проявления): социально – экономические, этнические, политические, военные, семейные, религиозные, образовательные.

2. По источникам и причинам возникновения: объективные/субъективные, организационные, социально – трудовые, эмоциональные, деловые, личностные (проблемы внутри нас).

3. По коммуникативной направленности: горизонтальные (ученик – ученик, учитель - учитель); вертикальные (учитель – ученик, родитель - ребенок); смешанные.

4. По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, между личностью и группой.

5. По функциональности конфликта: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные, созидательные, разрушительные.

6. По формам и степени столкновения: открытые, скрытые, спонтанные, инициированные, спровоцированные, вынужденные, нецелесообразные.

7. По масштабам и продолжительности: общие, локальные, кратковременные, затяжные, скоротечные, долгосрочные.

8. По способам урегулирования: онтогонестические, компромиссные, полностью урегулированные, частично разрешенные, приводящие к сотрудничеству.

Анализ конфликта:

1. Этапы структурного анализа конфликта:

Анализ развития КФ от его начала до точки наблюдения за КФ: предмет, объект, временные рамки, состав участников, позиции сторон, причины КФ, КС, инцидент.

Изучение хода КФ, его динамики.

Весь КФ разбиваем на временные интервалы.

Прогнозирование КФ и его разрешение.

2. Процессуальный анализ:

Начальная фаза (предконфликтная): возникновение и развитие КС, ее осознание, инцидент (недоразумение). Эсколация: КФ шагает по фазам вверх, заканчивается кульминацией.

Фаза подъема: начало открытого взаимодействия.

Пик КФ: кульминация (острый КФ).

Фаза спада: разрешение КФ, латентный КФ (КС), постКФ ситуация.

Внутриличностный конфликт (ВЛК) – это КФ внутри психологического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов, интересов, потребностей, ценностей, целей и идеалов.

Особенности ВЛК: отсутствие реальных субъектов КФ, специфичность форм протекания, протекает в форме тяжелых переживаний. Сопровождается специфическими состояниями (страх, депрессия, стресс). Может вылиться в невроз, суицид. Латентность (скрытость) ВЛК. ВЛК решается за счет механизмов психологической защиты (по Фрейду). Способы разрешения ВЛК: компромисс, уход, переориентация (меняем уровень притязаний в отношении объекта, который вызывал внутреннюю борьбу); сублимация (перевод психической энергии в различные виды деятельности); идеализация (уход от действительности, мечта); вытеснение (подавление чувств), коррекция (изменение Я – концепции для достижения адекватного представления себя).

Межличностный конфликт (МЛК) – это конфликт, возникающий между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. В МЛК большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально – психологические и нравственные характеристики.

Особенности МЛК: каждая сторона стремиться отстоять свое мнение, люди прибегают к взаимным обвинениям, оскорблениям. Такое поведение вызывает острые негативные эмоциональные переживания. Трудно управлять эмоциями. Элементы МЛК: субъекты, их личностные характеристики, цели, мотивы, сторонники, причина КФ. Стили поведения в МЛК: противоборство (отстаивание своих интересов за счет подавления интересов другой стороны); сотрудничество (совместное решение проблемы); компромисс (частичное удовлетворение интересов обеих сторон); уступка (удовлетворение потребностей другого за счет себя); избегание (попытка уйти от КФ).

Групповой конфликт (ГК) м.б. межгрупповой, внутригрупповой, между группой и личностью. Межгрупповые конфликты (МЖК) возникают из – за несовпадения интересов групп, поэтому любой человек в течение жизни втянут в КФ. Человек действует по принципу толпы. Особенности: объективный характер развертывания, способность вовлекать в КФ много людей; институциализация, наличие структурного насилия; при разрешении преобладает направленность на институциональные изменения, длительность. Внутригрупповые конфликты возникают в малых группах, между людьми, осуществляющими совместную деятельность.

Педагогические КФ: ученик – учитель, учитель – учитель, ученик – ученик (КФ возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. КС между учениками устраняются кл. руководителем, который должен найти правильное решение). КФ между учителями и учениками возникают в старших классах. В младших классах учитель авторитет, поэтому КФ не возникают. В подростковом возрасте идет отстаивание позиции «Я - взрослый». КФ могут возникать из-за несправедливых оценок. КФ между педагогами м. возникать из-за своеобразия темпераментов, из-за соперничества и поведения.

Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Социальная напряженность в коллективе вызывает КФ, который развивается через конфронтацию частных и общих интересов. Разрешаются через нормативы и соглашения.

Семейные КФ. Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации, членам семьи приходится реагировать на все изменения. На их поведение влияют характер, темперамент, личность. В связи с этим возникают неизбежные столкновения. КФ в семье лучше предупреждать, т.к. они оставляют тяжелые негативные эмоциональные последствия (дискомфорт, стресс, депрессия).

 

Date: 2016-08-30; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию