Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на требуемый уровень защиты информации.





Естественно, что требуемый уровень зашиты информации в кон­кретной АСОД и в конкретных условиях ее функционирования суще­ственно зависит от учета факторов, которые сколько-нибудь существен­но влияют на защиту. Таким образом формирование возможно более полного множества этих факторов и возможно более адекватное опреде­ление степени их влияния на требуемый уровень защиты представляется задачей повышенной важности и подлежащей упреждающему решению.

Сформулированная задача, однако, практически не поддается ре­шению традиционными формальными методами. Если бы в наличии бы­ли статистические данные о функционировании систем и механизмов за­щиты информации в различных АСОД (различных по функциональному назначению, архитектуре, характеру обрабатываемой информации, тер­риториальному расположению, технологии обработки информации, организации работы и т.п.), то, вообще говоря, данную задачу можно было бы решить статистической обработкой этих данных, по крайней мере, по некоторому полу эвристическому алгоритму. Но такие данные в настоя­щее время отсутствуют, и их получение в обозримом будущем представ­ляется весьма проблематичным. В силу сказанного в настоящее время для указанных целей можно воспользоваться лишь рассмотренными в § 2.3 неформально-эвристическими методами, т.е. с широким привлечением знаний, опыта и интуиции компетентных и заинтересованных специалис­тов.

Ниже излагаются возможные подходы к решению рассматри­ваемой задачи названными методами.

Нетрудно видеть, что задача довольно четко может быть разде­лена на две составляющие: формирование возможно более полного и хорошо структурированного множества факторов, существенно зна­чимых с точки зрения защиты информации, и определение показателей значимости (веса) факторов.

В классе неформально-эвристических ме­тодов в § 2.3 выделены методы экспертных оценок, мозгового штурма и психо-интеллектуальной генерации. Анализируя содержание выде­ленных составляющих задач и существо названных неформально-эвристических методов, нетрудно заключить, что для решения первой из них наиболее эффективным представляется метод психо-интеллектуалыюй генерации, а второй - методы экспертных оценок. Что касается метода мозгового штурма, то он может быть использован для решения обеих составляющих задач, особенно для обсуждения ранее полученных решений.

Основным реквизитом метода психо-интеллектуалыюй газации выступает так называемая психо-эвристическая программа (ПЭП), пред­ставляющая собой перечень и последовательность (общий алгоритм) об­суждения вопросов, составляющих существо решаемой задачи, разверну­тую схему обсуждения каждого вопроса, а также методические указания, обеспечивающие целенаправленное обсуждение каждого из выделенных в общем алгоритме вопросов.

При разработке ПЭП для обоснования множества факторов, влияющих на требуемый уровень защиты информации, следует исходить из того, что этих факторов, вообще говоря, большое количество и они носят разноплановый характер.

Поэтому представляется целесообразным разделить их на некоторое число групп, каждая из которых объединяла бы факторы какого-либо одного плана. Тогда задачу формирования воз­можно более полного множества факторов можно решать по трехшаговой процедуре: первый шаг - формирование перечня групп факторов, второй - формирование перечня факторов в каждой из выделенных групп, третий - структуризация возможных значений двух факторов.

Развернутые схемы обсуждения выделенных на общей схеме вопро­сов рассмотрим на примере первого и второго вопросов, имея в виду, что по остальным вопросам подобные схемы могут разрабатываться учащи­мися в порядке самостоятельной работы.

Вопрос 1 - первоначальное формирование перечня групп факторов. Решение данного вопроса может осуществляться двояко: перечень групп факторов предварительно сформирован или такой перечень отсутствует. В первом случае обсуждение должно вестись в целях обоснования содер­жания и возможной корректировки перечня, во втором формирования перечня и затем уже его обоснования и уточнения.

Методическое обеспечение, как это отмечалось в §2.3, лучше всего представить в виде структурированной страницы, составляемой для каж­дого вопроса развернутой схемы и содержащей четыре элемента: вопросник, напоминатель, указатель и решатель. На рис. 4.9 приведена такая страница применительно к вопросу 1 показанной на рис. 4.8 схемы во­просов.

Для других вопросов такие страницы могут быть разработаны учащимися в порядке самостоятельной работы.

Сформированное по указанной методологии множество факторов включает пять групп следующего содержания:

 


Группа 1 - обуславливаемые характером обрабатываемой инфор­мации:

1.1. Степень секретности.

1.2. Объемы.

1.3. Интенсивность обработки.

Группа 2 - обуславливаемые архитектурой АСОД:

2.1. Геометрические размеры.

2.2. Территориальная распределенность.

2.3. Структурированность компонентов.

Группа 3 - обуславливаемые условиями функционирования АСОД:

3.1. Расположение в населенном пункте.

3.2. Расположение на территории объекта.

3.3. Обустроенность.

Группа 4 - обуславливаемые технологией обработки информации:

4.1. Масштаб.

4.2. Стабильность.

4.3. Доступность.

4.4. Структурированность.

Группа 5 - обуславливаемые организацией работы АСОД:

5.1. Общая постановка дела.

5.2. Укомплектованность кадрами.

5.3. Уровень подготовки и воспитания кадров.

5.4. Уровень дисциплины.


 

Нетрудно видеть, что значения всех факторов сведены в некоторую унифицированную схему и расположены они так, что на первом месте находятся значения, предопределяющие наиболее высокие требования и защите информации, а на четвертом - наиболее низкие требования.

Таким образом, всего выделено 17 факторов, каждый из которых может принимать одно из четырех значений. Следовательно, общее число различных вариантов потенциально возможных условий защиты выра­зится весьма внушительной величиной, а именно - количеством возмож­ных сочетаний из 17*4=68 элементов по 17. Как известно, количество различных сочетаний из п элементов по А: кn) определяется по формуле:

Подставляя в эту формулу наши значения п и k получаем: число астрономического порядка.

В общем случае для каждого из потенциально возможных вариан­тов условий должны быть определены свои требования к защите инфор­мации, что при таком количестве вариантов практически невозможно. Следовательно, необходимо разделить все множество возможных вари­антов на некоторое (сравнительно небольшое) число классов, в рамках каждого из которых все входящие в него варианты должны считаться идентичными с точки зрения требований к защите информации. Как сле­дует из проведенных выше вычислений, указанная классификация сопря­жена с решением комбинаторной задачи весьма большой размерности и с высоким уровнем неопределенности. Возможные подходы к ее решению рассматриваются в следующих параграфах данной главы.

 

 

Вопрос 49.1. Определение и общеметодологические принципы построения систем защиты информации. Основы архитектурного построения систем защиты. Типизация и стандартизация систем защиты

Date: 2016-08-30; view: 1086; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию