Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический смысл и функции цен. Виды цен в современных условиях хозяйствования.





Цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар. В экономической теории и практике применяют значительное количество видовцен: цена производства, розничная цена, цена предложения, цена спроса, рыночная цена, справочная и удельная цена и др.

Ценовая политика предприятия (фирмы) – это совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение с помощью цен лучших результатов хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого сбыта, получение достаточной прибыли.

Цена выполняет различные экономические функции: учетную, распределительную, стимулирующую и регулирующую.

Учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т. е. выручка от реализации продукции (работ, услуг) при прочих равных условиях обеспечивает возмещение затрат на производство и реализацию. Эту функцию цены выполняют всегда.

Распределительная функция состоит в распределении дохода между производителями и потребителями.

Стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что повышение цены стимулируют предприятия к выпуску прогрессивно дефицитных видов продукции, а понижение – к снятию с производства устаревшей продукции.

Регулирующая функция цены выражается в сбалансировании спроса и предложения.

Договорная цена – это стоимость работы, за которую изготовитель (подрядчик) согласен изготовить объект заказа.

16. Ценовая политика предприятия: этапы, цели, влияние факторов. Методы ценообразования в рыночных условиях.
Цена выполняет достаточно важную роль в регулировании хозяйственной деятельности и мобилизации средств для покрытия затрат. Выручка от реализации товаров должна быть достаточной для возмещения затрат и обеспечивать чистый доход, который необходим для нормальной работы субъектов хозяйствования. Все это будет достигнуто, если предприятие определит оптимальную политику ценообразования.

Ценовая политика предприятия (фирмы) – это совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение
с помощью цен лучших результатов хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого сбыта, получение достаточной прибыли.

 


Закон Украины «О ценах и ценообразовании» (1990 г.) определяет основные принципы установления и применения цен и тарифов и организацию контроля за их соблюдением на территории Украины, а также виды цен. Согласно этому Закону, цены и тарифы делятся на свободные цены и тарифы и на государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы.

Система цен, которая действует в Украине в современных условиях, включает в себя фиксированные, регулируемые и свободные цены (см. рис. 7.2). Фиксированные цены на продукцию разрабатываются и утверждаются соответствующими государственными органами. Регулируемые цены устанавливаются и регулируются органами ценообразования. По характеру действия они являются рыночными, свободными ценами. В отличие от стабильных плановых цен, такие цены являются гибкими (эластичными), изменяясь соответственно к изменениям спроса и предложения.

 
 

 


В условиях рынка и в переходной экономике цены на промыш-ленную продукцию могут быть твердыми и динамичными. Твердая цена на продукцию определяется при заключении договора или контракта на выполнение сложных, трудоемких и дорогостоящих работ. Эта цена остается неизменной на весь период выполнения заказа (контракта). Динамичная цена устанавливается на определенную дату заключения договора, контракта и предусматривает ее корректировку в течение периода выполнения заказа в связи с изменением уровня цен на используемые ресурсы.

Договорная цена – это стоимость работы, за которую изготовитель (подрядчик) согласен изготовить объект заказа. Она используется при проведении взаиморасчетов между субъектами сделки и может быть как твердой, так и динамичной ценой. Твердые договорные цены, как правило, устанавливаются на период 1–1,5 года, а динамичные – могут уточняться в течение всего срока выполнения крупного заказа.

Текущий или прогнозируемый уровень цены может определяться на основе ее базисного уровня (такая цена называется базисной) и системы корректирующих индексов стоимости (цен, расходов). Эти индексы цен представляют собой безразмерные величины, определяемые на основе данных статистической отчетности и материалов первичного учета, и находятся как отношение текущих стоимостных показателей к базисным.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления государственных фиксированных цен (тарифов); граничных уровней цен (тарифов) или граничных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов. В 1995 г. утвержден Перечень продукции монопольных образований, цены на которую подлежат государственному регулированию.

Во внешнеэкономической деятельности государственное регулирование цен состоит в определении и рекомендации к применению на внешних рынках так называемых индикативных цен, продажа ниже которых ведет к экономическим санкциям против отечественных товаропроизводителей. Индикативные цены являются обязательными к использованию субъектами внешнеэкономической деятельности всех форм собственности при заключении и осуществлении внешнеэкономических соглашений (контрактов).

В рыночных условиях для выбора изготовителя сложной и трудоемкой продукции (работ) проводится конкурс (тендер), в котором побеждает претендент, предложивший наиболее выгодные условия для покупателя. Конкурсное предложение претендентом товара или услуг покупателю принято называть офертой. Оферта – поданный претендентом тендерному комитету комплект документов, содержащих предложения и условия, при которых он согласен выполнить определенный заказ. Оферта определяет срок выполнения контракта, перечень объемов работ с указанными стоимостными показателями, которые обосновывают цену оферты.

В зависимости от того, кем и кому реализуется продукция и товары, все цены (и свободные, и государственные фиксированные и регулируемые) делятся на оптовые и розничные. Оптовые (отпускные) цены применяются при расчетах между предприятиями и организациями – товаропроизводителями и потребителями (покупателями) продукции и товаров. Оптовая цена в таких случаях включает в себя себестоимость, прибыль (норматив прибыли) и налог на добавленную стоимость. Если продукция (товар) относится к подакцизным товарам, то в цену включается также акцизный сбор – косвенный налог на высокорентабельные и монопольные товары. В этом случае НДС начисляется с учетом суммы акцизного сбора.

В случаях реализации продукции (товаров) через посредников по свободным ценам в цену включается также посредническо-сбытовая наценка, максимальный размер которой может быть ограничен государством. При отсутствии посредников розничные цены на товары формируются исходя из оптовой цены путем включения в нее торговой надбавки.

Розничные цены на товары формируются исходя из оптовой цены путем включения в нее торговой надбавки. Эти цены применяются в отношениях между предприятиями торговли и потребителями.

Расчетная цена на любую машину должна сопоставляться с ценами фирм-конкурентов и в процессе переговоров и согласования цен она должна корректироваться в большую или меньшую сторону так, чтобы в конечном итоге обеспечивать приемлемую цену для производителя техники. В этом состоит суть гибкого механизма ценообразования.

Другими словами, в начале определяется базисная цена, которая затем подлежит корректировке. В качестве базисной цены, как ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены, при заключении сделки купли-продажи могут использоваться расчетные, справочные или прейскурантные цены.

Методы ценообразования, используемые различными авторами, можно свести к двум основным – затратный и ценностный.

Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен в целях обеспечения общественного производства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени.

На промышленных предприятиях используются следующие методы ценообразования.

Метод прямого калькулирования – составления калькуляции на конкретное изделие или группы изделий. Этот метод используется при установлении цен на продукцию индивидуального производства, на принципиально новые изделия.

Нормативно-параметрический метод. Цены на конкретное изделие устанавливаются исходя из нормативов затрат и с учетом технико-экономических параметров, характеризующих потребительскую стоимость изделий. Наибольшее применение получил данный метод там, где имеется тесная связь между параметрами изделия и нормативами затрат.

Параметрический метод предполагает сопоставления показателей качества аналогичных или взаимозаменяемых изделий, оценку различия в этих показателях и определение цены нового изделия исходя из уровня действующих цен с учетом качества и потребительских свойств. Параметрический ряд – это группа изделий или материалов, характеризующаяся единством назначения и общностью технологических процессов изготовления. Балловый метод применяется, когда невозможно количественно оценить параметры изделия и для этой цели используются усредненные экспертные оценки.

Метод удельной цены. Используется при наличии прямо пропорциональной зависимости между основным параметром и ценой. Этот метод применяют для экспресс-оценки цены, поскольку он не дает достаточно высокой точности прогноза цены. При известной стоимости килограмма массы, кубометра объема и других параметров машин и оборудования, строящихся объектов, проект цены определяется умножением этой удельной (на единицу параметра) цены на значение главного параметра новой техники, нового калькулируемого объекта.

Агрегатный метод – применяется в случае оценки конструктивно сложного изделия, состоящего из самостоятельных изделий, у каждого из которых своя цена. Цена изделия в данном случае включает сумму цен отдельных изделий, входящих в него. Примером использования агрегатного метода является расчет сметной стоимости вычислительных комплексов, систем управления электроприводом, затрат на ремонты автомобильной и сельскохозяйственной техники и др.

Метод множественной корреляции применяется, когда есть зависимость цены от нескольких параметров. Метод, основанный на корреляционно - регрессионном анализе, требует предварительной экономико-математической обработки эмпирической информации и определения регрессионных уравнений, описывающих зависимости цен от изменения параметров качества.

 

17. Прибыль как мера эффективности деятельности предприятия: сущность и значение, место и роль прибыли в современных условиях хозяйствования. Влияние факторов на прибыль предприятия.

18. Виды прибыли, способы их расчета. Функции прибыли. Налогообложение прибыли предприятия.
19. Распределение и использование прибыли предприятия. Пути повышения прибыли предприятия.
(общий ответ на все 3 вопроса)

Прибыль – это часть чистого дохода (выручки), которая остается у предприятия после возмещения всех затрат, которые связаны с производством, реализацией продукции и другими видами деятельности. Согласно определению прибыли, сопоставление доходов, полученных по любому виду деятельности, с расходами по этому же виду деятельности позволяет определить соответствующую прибыль.

 

Признаки классификации прибыли предприятия Виды прибыли по соответствующим признакам классификации
1. Характер отражения в учете Бухгалтерская прибыль. Экономическая прибыль.
2. Характер деятельности предприятия Прибыль от обычной деятельности. Прибыль от чрезвычайных событий.
3. Основные виды хозяйственных операций предприятия Прибыль от реализации продукции. Прибыль от внереализационных операций.
4. Основные виды деятельности предприятия Прибыль от операционной деятельности. Прибыль от инвестиционной деятельности. Прибыль от финансовой деятельности.
5. Характер налогообложения Налогооблагаемая прибыль. Прибыль, не подлежащая налогообложению.
6. Состав формирующих элементов Маржинальная прибыль. Валовая прибыль. Чистая прибыль.
7. Характер инфляционной очистки Прибыль номинальная. Прибыль реальная.
8. Достаточность уровня формирования Низкая прибыль. Нормальная прибыль. Высокая прибыль.
9. Рассматриваемый период формирования Прибыль предшествующего периода. Прибыль отчетного периода. Прибыль планового периода (планируемая прибыль).
10. Характер использования Капитализируемая прибыль. Потребленная прибыль.
11. Степень использования Нераспределенная прибыль. Распределенная прибыль.
12. Значение итогового результата хозяйствования Положительная прибыль (прибыль в обычном ее понимании). Отрицательная прибыль (убыток).

 

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:

– характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

– стимулирует финансовую деятельность предприятия, поскольку одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

– является одним из источников формирования бюджетов различных уровней.

Методы определения прибыли, установление факторов ее роста актуальны по ряду причин. Во-первых, с введением новых стандартов бухгалтерского учета, изменилось определение видов деятельности, а, соответственно, и терминология, устанавливающая название и виды прибыли. Во-вторых, установление источников и факторов роста прибыли важно для эффективной работы предприятия, поскольку прибыль может быть использована на увеличение уставного фонда, научно-техническое и социальное развитие предприятия, на материальное поощрение его коллектива, на выплату дивидендов акционерам, пополнение оборотных средств и формирование резервного фонда.

Важными факторами, которые обеспечивают повышение прибыли и рентабельности предприятия, являются рост производительности труда, фондоотдачи, экономия материальных ресурсов, уровень технического прогресса, а именно, механизация и автоматизация трудоемких технологических процессов, совершенствование уровня организации производства и др. Учет и оценка таких факторов на предприятии способствует повышению эффективности деятельности предприятия.

Алгоритм формирования налогооблагаемой и чистой прибыли предопределяется действующими в Украине законами, устанавливающими виды налогов, их ставки и объект налогообложения. Плательщиками налога на прибыль являются субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие деятельность по получению прибыли. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая как разница между суммой скорректированного валового дохода (Дскор) и суммой валовых затрат (ВЗ), и амортизационных отчислений.

Date: 2016-08-30; view: 724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию