Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ликвидация соперничества





(арт-терапевтическое упражнение)

Цели

Иногда в группах возникает сильное соперничество между участниками, которое мешает «конкурентам» конструктивно работать. В соперничестве зачастую кроется элемент взаимной значимости и притяжения, который нужно обратить во благо.

Остальные участники тоже получат пользу от этого упражнения, возможно, обнаружив, что могли бы соперничать более открыто.

Время: примерно 60 минут.

Материал: акварельные краски или мелки и для каждой пары — большой лист бумаги для рисования.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Я предлагаю выполнить упражнение, которое по может вам разобраться с напряженными и конкурентными отношениями. Подумайте, есть ли в группе человек, с которым вы себя иногда сравниваете, задаваясь вопросом, кто из вас больше работает, кто более достоин любви или уважения. Вы также можете спросить себя, есть ли в группе кто-то, кто преследует сходные с вашими цели, и при этом вам важно, кто из вас достигнет цели первым.

Этот вид конкуренции содержит в себе важный аспект: так или иначе, но эти люди значимы для вас. Вы можете многому у них научиться. Они активизируют вас и вашу деятельность. Они могут стать идеальными партнерами, если вы сможете предоставить им те же права, что и себе.

Итак, встаньте, пройдитесь по комнате и найдите себе партнера, с которым вы хотели бы выполнить это упражнение.

Сядьте за стол друг напротив друга и положите перед собой лист бумаги. Мы организуем символический процесс сотрудничества, в котором будет участвовать ваше подсознание. Правила таковы: вы вместе рисуете абстрактную картину, ничего не обсуждая при этом друг с другом.

Вы можете выбирать любые мелки, но в тот момент, когда один из вас рисует одним цветом, второй должен пользоваться другим. Так, постепенно вы создаете картину. Можно рисовать и поверх рисунка партнера. Разговаривать друг с другом нельзя, молча концентрируйтесь на своей работе.

Заканчивайте рисовать тогда, когда почувствуете, что картина готова. Поговорите друг с другом, пока другие пары продолжают работу.

(Большинство пар завершит работу примерно через 30 минут, а тех, кто еще будет продолжать рисовать, попросите заканчивать. Предложите участникам кратко обсудить совместную работу и прежде всего определить, насколько хорошо они поняли намерения партнера, что им при этом помогало и каким образом им удавалось сочетать собственные желания с намерениями партнера. Выделите на это еще 10 минут.

В конце дайте участникам возможность продемонстрировать получившиеся рисунки и поделиться своими впечатлениями.)

Обсуждение

· Что было для меня самым важным?

· К чему стимулировало меня это упражнение?

· Что я еще хотел бы сказать?


Дарить и получать

(К. W. Vopel)

Цели

Развитие группы проходит нормально, если между участниками осуществляется обмен четырьмя «благами» («дарами») — уважением, симпатией, сопротивлением и стимулированием.

Я уважаю другого человека, когда пытаюсь принять его уникальность и в то же время подавляю в себе желание эксплуатировать его для реализации собственных целей.

Симпатия имеет различные степени интенсивности — от простого расположения до любви.

Сопротивление означает готовность и возможность защищать свои границы, сказать другому «нет».

Стимулирование нужно понимать как многогранный процесс, в котором я побуждаю других вступить в контакт с чем-то новым, чтобы они получили импульс к развитию в какой-либо новой для них области.

Если кому-то кажется, что его вклад соразмерен тому, что он получает в группе, то он чувствует себя комфортно. Если же кому-то кажется, что он отдает больше, чем получает, то у него возникает ощущение несправедливости происходящего. Когда таких участников несколько, то можно говорить о возникновении проблемы справедливости в группе.

В группах редко говорят об этом. С другой стороны, мы можем наблюдать, как участники различных групп более или менее тонко «эксплуатируют» друг друга.

С помощью данного упражнения группа, которая работает уже в течение длительного времени, может понять, как в ней обстоят дела с обменом названными «дарами» между участниками. Можно пойти дальше и на этой основе поработать с непростой проблемой справедливости. Обычно это вызывает большой интерес у представителей помогающих профессий или у тех участников, чья работа связана с руководством. Трудности в этой области могут проявляться по-разному, в зависимости от того, о чем идет речь: об уважении, симпатии, сопротивлении или инициировании. Недостаток уважения и симпатии, как правило, вызывает % тревогу и страх. Недостаток сопротивления проявляется в показном дружелюбии и притворной открытости. Недостаток стимулирования — в стереотипности поведения и работе с одним и тем же знакомым содержанием.

Чуткий наблюдатель заметит подобные проявления через некоторое время. Участники сами ощущают дефицит того или иного «дара» и при случае указывают на это.

Время: в группе из 10 участников — по меньшей мере 3 часа.

Материал: несколько больших плакатных листов и мелки для каждой подгруппы.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Это упражнение в некоторой степени может оказаться вызовом для вас. Вы уже давно работаете вместе и преодолели немало трудностей. Однако мне кажется, что в последнее время группа находится в состоянии стагнации, в том смысле, что многие из ваших способностей и возможностей остаются нереализованными. Поэтому я хочу рискнуть и предложить вам необычную, достаточно провокационную процедуру.

Она будет состоять из двух этапов. Начнем мы с взаимодействия в малых группах, а потом вернемся в общий круг для обсуждения главной проблемы.

На первом этапе четырем подгруппам предстоит работать с четырьмя «дарами» — уважением, симпатией, сопротивлением и инициированием.

Все мы хотели бы получать эти «дары» от других людей — мы хотим, чтобы нас уважали, выражали нам симпатию, побуждали нас к развитию, в определенной степени оказывали нам сопротивление. С другой стороны, каждый должен быть готов проявлять все это по отношению к окружающим. Мы получаем и отдаем все это в течение всей жизни, что помогает нам существовать.

Подумайте, по поводу какого из перечисленных «даров» вы готовы поразмышлять вместе с друг Я надеюсь, что мы найдем по крайней мере двух заинтересованных участников, готовых подумать о каждом из этих «даров».

(Пусть участники разойдутся по четырем сторонам комнаты, каждая из которых символизирует определенный «дар».)

Вам нужно будет вместе подумать о том «даре», который вы выбрали, и найти как можно больше доказательств, почему он так важен. Представьте себе, что произойдет, если все люди будут в полной мере обладать тем или иным «даром», то есть если все люди будут, например, уважать друг друга. Сознательно выберите пристрастную позицию и освещайте только позитивные стороны, например, уважения. Попробуйте представить свои идеи в художественной форме, записав, скажем, известные пословицы или афоризмы на эту тему, используя метафоры и рисуя символы или аллегории, можете даже написать несколько поэтических строк.

Старайтесь, чтобы все, что вы пишете или рисуете, было интересным и для вас самих, и для тех, кто работает в других подгруппах. По возможности найдите столько доказательств, сколько участников в нашей группе. У вас есть полтора часа...

Теперь представьте нам свои произведения. Если кому-то что-то непонятно, можно переспросить, но не устраивайте дискуссии.

(После того как все подгруппы представят свои результаты, пригласите участников на небольшую философскую «прогулку». Пусть каждый подумает, в какой степени он сам отдает и получает эти четыре «дара».)

Почувствуйте, насколько справедливо обращаются с вами и насколько вы справедливы по отношению к другим. Возможно, по поводу каждого из четырех «даров» вы придете к различным выводам. Определите, какой из них вам более всего нужен именно сейчас. В течение 10 минут молча походите по комнате или сядьте в удобном для вас месте, не отвлекая друг друга...

Затем вернитесь в круг...

Теперь попробуйте рассказать о том, на что вы претендуете в отношении этих четырех «даров». Это потребует мужества.

Правила таковы. В центр круга мы положим лист бумаги и ножницы. Скажите всего несколько слов о том, в чем вы в данный момент нуждаетесь, что вас впечатляет и волнует. Затем сообщите, какую часть листа вы намерены отрезать, но ничего пока не отрезайте, подождите. Дайте возможность остальным выразить свое отношение к вашему намерению — это может быть одобрение, критика, сомнение или что-либо еще.

Когда выскажутся все, кто хотел, окончательное решение за вами. Отрезав кусок от листа, вы идете на свое место. В центр круга идет другой участник. Каждый решает сам, что он будет делать: отрезать себе часть листа или только отзываться на высказывания остальных, а может быть, кто-то захочет просто оставаться слушателем.

Какие бы аналогии у нас ни возникали, в любом случае мы вынуждены занимать определенную позицию в вопросах, касающихся уважения, симпатии, сопротивления или стимулирования. Мы не можем оставаться нейтральными. Кто хочет начать?..

Обсуждение

· В каких ситуациях у меня возникают мысли о справедливости?

· Собираюсь ли я сделать какие-либо выводы из этого упражнения?

· Что было для меня самым важным?

· Что я еще хотел бы сказать?


Права и обязанности

(К. W. Vopel)

Цели

В этом упражнении участники размышляют о правах и обязанностях, которые связаны с их принадлежностью к различным подсистемам группы. В любой социальной группе существует ряд объединений, которые формируются на основании общности функций или определенных признаков: по половым или возрастным критериям, общности интересов, образования и т. д. Участники могут симпатизировать друг другу или быть конкурентами. Члены одной подсистемы имеют определенные ожидания в отношении друг друга. У каждого есть свои права и обязанности, связанные с принадлежностью к той или иной подгруппе.

Тот, кто обладает особыми правами в одной подсистеме, как правило, имеет мало прав в другой, так что существование различных подгрупп усиливает степень гибкости и свободы группы в целом. Поскольку в такой ситуации есть все условия для проявления индивидуальности каждого, возрастает степень лояльности по отношению к происходящему в группе.

Чем более справедливыми кажутся участнику отношения в подсистеме, тем выше оценивается справедливость в группе в целом, что является предпосылкой групповой сплоченности и достижения успеха. Часто случается, что собственное влияние в отдельных подгруппах более значимо для участников, чем вопрос о сбалансированности прав и обязанностей.

Упражнение поможет вам детально обсудить проблемы влияния и подумать о справедливости в группе. Когда развитие группы затормаживается, единство становится хрупким, учащаются косвенно выражаемые жалобы — настает время этого упражнения.

Время: примерно 60 минут без учета времени на обсуждение.

Материал: бумага и карандаш.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Предлагаю вам упражнение, с помощью которого я надеюсь устранить ошибку, которую, похоже, допустил раньше. До сих пор я обращал внимание на группу в целом, «вынося за скобки» существование в ней множества подгрупп. Я хочу исправить свою ошибку и прошу вас осторожно следовать за мной по этому пути.

Пусть сначала каждый из вас определит для себя, в каких подгруппах он состоит. Объединяющим признаком может быть возраст, пол, семейное положение, образование, схожие задачи, чувства друг к другу и т. д. Возьмите лист бумаги и очертите на нем границы каждой подгруппы, к которой вы принадлежите, определив ее форму и размер. Напишите свое имя и имена других участников, а также название подгруппы, выделяя формальные признаки — например, «группа мужчин» — или личностные особенности — скажем, «трудоголики». (15 минут.)

Теперь прервите работу и представьте себе, что вы обладаете определенным влиянием в каждой своей подгруппе. Какого рода это влияние? Запишите это на вашем рисунке. (10 минут.)

Подумайте, какие права и обязанности есть у вас по отношению к другим участникам различных подсистем. Снова сделайте необходимые записи. У вас есть для этого 15 минут...

Кто хочет рассказать нам о своей подгруппе что он думает о своем влиянии, своих правах и обязанностях в ней? Может быть, благодаря этому вам удастся поговорить с другими членами вашего сообщества...

(Важно не только предоставить возможность говорящему как можно более полно изложить свое видение ситуации, но и позволить всем желающим задавать вопросы, чтобы они могли что-то прояснить для себя.)

Обсуждение

· Что было для меня особенно важным?

· Какие выводы я собираюсь сделать из этого упражнения.

· Что еще я хотел бы сказать?


Групповые нормы

(К. W. Vopel)

Цели

Это упражнение в первую очередь предназначено для групп, которые работают уже длительное время, чтобы проверить, насколько соответствуют данному этапу развития группы те явные и неявные нормы, которых придерживаются участники. Эти нормы могут касаться различных областей деятельности группы — содержания и стиля работы, межличностных отношений, отношений с внешней средой, распределения информации и т. д.

Как правило, групповые нормы призваны поддерживать группу в определенном состоянии. Норма становится источником проблем, если она затрудняет адаптацию группы к изменяющимся условиям.

Плохо, если участники группы считают, что им вообще нельзя разговаривать о тех или иных нормах. В этом случае ведущий должен быть особенно тактичным и умелым, чтобы его не отвергали как нарушителя групповых традиций.

Время: примерно 2 часа без учета времени на обсуждение.

Материал: плакатные листы и фломастеры.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Очень важно время от времени пересматривать нормы, сложившиеся в процессе существования группы. Вы сможете осознанно выбрать, каких норм хотите придерживаться и дальше, а какие, по вашему мнению, стали препятствовать развитию группы. Возможно, вам придется принять решение в целях экономии собственных сил соблюдать одни нормы за счет других. Это будет зависеть от нашего сегодняшнего исследования. Ваша задача, разбившись на тройки, вспомнить все неписаные законы группы, чтобы потом разделить их на три категории — по степени важности для будущей работы.

Встаньте, пройдитесь по комнате и найдите двух участников, с которыми вы хотели бы. работать над этим заданием...

В течение часа попытайтесь распределить групповые нормы и правила по степени их значимости: важные, относительно важные и не важные. Подумайте, может ли то или иное правило или закон обеспечивать устойчивость группы, и приведите свои аргументы в виде кратких тезисов.

После этого мы обсудим, насколько близки точки зрения на групповые нормы у разных членов группы. Советую вам сначала некоторое время подумать об этой проблеме самостоятельно, чтобы избежать опасности слишком поспешных решений... (1 час.)

(Каждая тройка доложит о результатах своей работы, после этого проведите дискуссию.)

Обсуждение

· Что было для меня особенно важным?

· Что меня удивило?

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что еще я хотел бы сказать?


Энергия - 1

(К. W. Vopel)

Цели

Большинство проблем в разных группах возникает вследствие усталости и стресса. Участники (впрочем, как и ведущие) не обращают внимания на такие симптомы, как телесный дискомфорт, потеря «присутствия», исчезновение спонтанности и готовности к риску, появление раздражительности и враждебности. Участники избегают контакта, их лица безжизненны, они мало улыбаются, многие сидят со скрещенными руками и ногами, телесные проявления разбалансированы. В «утомленной» группе мало разнообразия, голоса звучат монотонно. Ведущие реагируют на это в основном телесным дискомфортом и возрастающим напряжением, часто еще до того, как осознают, что происходит. Чтобы «столкнуть группу с места», можно попробовать сделать короткую паузу и выполнить небольшое упражнение, которое поможет мобилизовать дополнительную свежую энергию.

Предложенные далее упражнения (Энергия - 1, 2, 3, 4, 5, 6) прекрасно подходят для этих целей. В них используются рисунки, метафоры и мягкие гипнотические внушения, помогающие участникам взбодриться.

В упражнении Энергия - 1 участники представляют, что внутри них есть некий резервуар, в котором накапливается и хранится энергия.

Время: 5 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха... Представьте себе, что у вас в центре живота находится «резервуар», где хранится ваша энергия. Если хотите, можете представить его и в области груди.

Каждый раз, когда вы делаете вдох, в этот «резервуар» устремляется свежий поток энергии. Там эта энергия собирается и накапливается, пока вы делаете короткий перерыв перед следующим вдохом. Делая медленный и полный выдох, представьте себе, что эта энергия останется в вас надолго... При каждом вдохе представляйте, что в вас что-то начинает светиться. Может быть, вы увидите луч света в своем «резервуаре». Постарайтесь расслабить при выдохе все те части тела, которые не заняты наполнением «резервуара» энергией...

Почувствуйте, как в вашем «резервуаре» становится все больше энергии. Если хотите, окрасьте ее в тот цвет, который вам нравится. Теперь я помолчу, чтобы вы, смогли обеспечить себе запас энергии... (1 минута.)

Вспоминайте о своем «резервуаре», чтобы черпать из него энергию, когда вы в ней нуждаетесь, особенно в трудных ситуациях. Попытайтесь создать и сохранять запас энергии. Можно начинать это делать за несколько дней до важного события, напри мер, спортивного соревнования, выполнения тяжелой задачи, перед ответственной встречей...

Запомните приятное ощущение, вызываемое тем, что вы сами можете создавать необходимый запас энергии, и подумайте о том, что его надежность зависит и от того, насколько ответственно вы относитесь к необходимости чередовать периоды труда и отдыха...

Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Возвращайтесь в комнату посвежевшими и бодрыми.


Энергия - 2

(К. W. Vopel)

Цели

Упражнение рекомендуется для особо сложных ситуаций, в которых содержится определенный вызов для участников.

Время: 15 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Удобная поза очень важна. Подвигайтесь из стороны в сторону; нужно, чтобы ваше тело чувствовало поддержку. Голова, затылок и позвоночник должны располагаться по прямой линии.

Вдохните столько воздуха, сколько сможете, пусть он устремляется в область живота... потом сделайте полный выдох...

И еще несколько раз... Попытайтесь отправить теплую энергию вашего дыхания во все части тела, которые напряжены, туда, где вы ощущаете холод или утомление... При выдохе напряжение выходит из вас... Почувствуйте, как дыхание проникает в самые «зажатые» и напряженные места вашего тела и делает их расслабленными, теплыми и мягкими... как оно забирает в себя все напряжения и выпускает их наружу, и вам становится все более уютно и спокойно, пока вы внимательно следите за своим дыханием...

Если у вас возникают какие-то мешающие мысли, можно «выпустить» их наружу во время выдоха, и тогда душа на короткое мгновение, на секунду, станет свободной и ясной и вы сможете насладиться внутренней тишиной... Если в вас возникают еще какие-то чувства, нужно заметить и признать их и тоже выдохнуть, чтобы на сердце было тихо и спокойно, как на море во время штиля... (30 секунд.)

Представьте себе, что вы находитесь на живописной лужайке. Вы оглядываетесь вокруг и видите разные дороги, которые ведут к краю лужайки. Идите по одной из них и наслаждайтесь теплым солнцем... ароматами трав... пением птиц... За поворотом вы видите прекрасный источник, окаймленный камнями. Опуская руку в воду, вы замечаете, что там тепло и приятно. Вы раздеваетесь и садитесь в эту водяную чашу. Там неглубоко, вода доходит вам до плеч. Она теплая и расслабляющая...

Внезапно вы обращаете внимание, что теплый источник начинает бить сильнее. В разных углах бассейна вода начинает бурлить. Она шумит и пенится вокруг, время от времени накрывая вас с головой...

Вы. чувствуете, как мышцы становятся все мягче, и бурлящая вода все больше расслабляет вас. Вода смывает все напряжение и усталость. Пусть она смоет все страхи и опасения, которые могут оставаться в вашей душе. Если хотите, можете окрасить все неприятное — заботы и тревоги — в какой-нибудь цвет, который растворится в бурлящей воде... Вы видите, как окрашенная вода переливается через край бассейна на землю и уходит сквозь нее. Посмотрите, вода снова становится прозрачной и светлой, а вы. расслабляетесь и успокаиваетесь... (30 секунд.)

Наконец вода прекращает бурлить и пениться и снова становится спокойной. Посмотрите, как в ней отражается голубое небо... посмотрите на свое отражение... На вашем лице появляется легкая улыбка... Почувствуйте, что вы в состоянии полностью расслабиться... Сохраните это ощущение в себе... Выходите из теплого источника, насухо вытирайтесь и одевайтесь. Идите обратно по той же дороге, возвращайтесь на лужайку. Ваши шаги стали более уверенными и пружинящими...

Можете немного потянуться и вновь вернуться в комнату. Сделайте глубокий вдох и выдох и возвращайтесь к нам посвежевшими и бодрыми.


Энергия - 3

(Jencks)

Цели

Участники группы часто чувствуют напряжение в затылочно-плечевой области, особенно когда долго сидят на одном месте. Это небольшое упражнение направлено как раз на эту область и на дыхание. Оно вызывает чувство бодрости, легкости, позволяет ощутить себя более «живым».

Время: 10 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Удобная поза очень важна. Подвигайтесь из стороны в сторону; нужно, чтобы ваше тело чувствовало поддержку. Голова, затылок и позвоночник должны располагаться по прямой линии.

Вдохните столько воздуха, сколько сможете, пусть он устремляется в область живота... потом сделайте полный выдох...

И еще несколько раз... Попытайтесь отправить теплую энергию вашего дыхания во все части тела, которые напряжены, туда, где вы ощущаете холод или утомление... При выдохе напряжение выходит из вас... Почувствуйте, как дыхание проникает в самые «зажатые» и напряженные места вашего тела и делает их расслабленными, теплыми и мягкими... как оно забирает в себя все напряжения и выпускает их наружу, и вам становится все более уютно и спокойно, пока вы внимательно следите за своим дыханием...

А теперь обратите внимание на ваши плечи и затылок. Слегка подвигайте плечами и шеей, замечая, какие мышцы расслабляются и отдыхают, а в каких остается жесткость и неподвижность. (10 секунд.)

Представьте себе, что у вас на уровне лопаток находится двустворчатая дверь. Наверное, все видели такие в фильмах жанра «вестерн» — через нее посетители салуна без труда проникают внутрь и наружу. Так вот, такая дверца есть в верхней части вашей спины... Когда вы делаете вдох, представляйте себе, что обе створки широко открываются... и закрываются, когда вы выдыхаете... Почувствуйте, как прохладный, свежий ветерок устремляется в область груди и живота, когда дверца открывается... Можете окрасить его в какой-нибудь цвет — например, голубой или светящийся розовый...

Выдыхаемый воздух тоже может быть окрашен — к примеру, в цвет антрацита, который становится все светлее, когда вы расслабляетесь...

Найдите правильный ритм своего дыхания, соответствующий вашему телесному и душевному состоянию, а я пока помолчу... (1 минута.)

А теперь возвращайтесь в комнату. Потянитесь несколько раз, почувствуйте свои плечи и затылок. Возможно, вы решите чаще обращать внимание на эту важную область тела и больше заботиться о себе. Откройте глаза и вернитесь к нам посвежевшими и бодрыми.


Энергия - 4

(Schwartz)

Цели

В этом упражнении мы используем образы природы, которые за короткое время помогают участникам освежить и оживить тело, ум и душу.

Время: 3 минуты.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Приглашаю вас совершить небольшое путешествие в мир вашей фантазии. Устройтесь поудобнее, глубоко вдохните и закройте глаза...

Делая вдох, попробуйте под закрытыми веками «посмотреть» вверх. На выдохе пусть глаза расслабятся...

Глаза успокоились... Веки потяжелели... Уходит напряжение, которое вы испытывали в области лба... Окунитесь в прекрасное состояние спокойствия и расслабления...

Становясь все более расслабленными, вы можете представить себе, что путешествуете по лесу, вдали от шумных улиц, городов и людей...

Вы подходите к небольшой речке с кристально чистой водой. Кажется, что здесь еще не ступала нога человека... что река чиста и естественна... Вы любуетесь бликами солнца на водной глади и наслаждаетесь запахом свежести...

Ощутив жажду, вы наклоняетесь к воде, чтобы, напиться...

Почувствуйте, какая вода свежая... Как она проникает в вас... Представьте себе, что эта чистая вода медленно течет по вашему телу, наполняя каждую клеточку, принося с собой свежесть и жизнь...

Как прекрасно чувствуешь себя, утолив жажду... Если хотите, можете взять с собой надежду, что ваша жажда жизни... любви... понимания... примирения... общности... тоже может быть утолена Внутри вас самих есть чудесное место, где можно почувствовать, как утоляется ваша жажда Возможно, вырешите чаще обращаться к нему.

А теперь настало время возвращаться... Потянитесь, сделайте глубокий вдох, откройте глаза... и вернитесь к нам посвежевшими и бодрыми...


Энергия - 5

(традиция «групп встреч»)

Цели

Прекрасный ритуал для начала напряженной встречи. Повышает уровень энергии. Хорошая метафора для активизации сил группы.

Время: 15 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я хочу предложить вам некий ритуал, который поможет ощутить таинственные силы, скрытые в нашей группе. Если нам удастся синхронизировать внутренние переживания, то энергия группы повысится и все мы будем чувствовать себя более живыми и бодрыми.

Давайте сядем на пол в круг, который символизирует защищенность каждого в группе. Сидя вместе со всеми, почувствуйте уровень общей энергии. Как вы себя ощущаете — бодрыми, взволнованными, спокойными или настороженными, напряженными или расслабленными? (10 секунд.)

Ваша энергия движется вдоль позвоночника, вниз и вверх... Попытайтесь сесть прямо, но без напряжения... Хорошо... Посмотрите, как изменился уровень энергии... Вы стали бодрее? Легче ли вам осознавать происходящее? (10 секунд.)

Ваше дыхание несет с собой энергию, стимулирует энергетические центры... Сделайте глубокий вдох... воздух проходит в область живота... дышите всей диафрагмой... Почувствуйте, как ваш живот вздымается и втягивается, когда вы дышите... Если вы чувствуете препятствия, можно расстегнуть ремень, чтобы весь живот участвовал в дыхании... Почувствуйте, как вы при этом расслабляетесь и наполняетесь свежей энергией...

Заметьте как изменился уровень энергии в группе... (10 секунд.)

Теперь давайте возьмемся за руки, встав в круг. Продолжайте дышать глубоко и регулярно... вдох-выдох... Почувствуйте, как энергия перемещается по кругу... Может быть, вы почувствуете ее как слабый ток... Или как мягкое излучение тепла... А может быть, как ощущение прохлады... Каждый из нас воспринимает эту энергию по-разному... Некоторые могут даже видеть ее, например, в образе маленьких искр, пляшущих в центре круга... Я помолчу, чтобы каждый из нас смог почувствовать, как пульсирует энергия нашей группы, как меняется ее интенсивность и проявления... (1 минута.)

Настало время заканчивать... Возьмите с собой все, что может понадобиться для сегодняшней работы... Глубоко вдохните еще раз и втяните в себя энергию, как будто пьете ее через соломинку. Почувствуйте, как она течет по вашему позвоночнику и выплескивается на землю...

Теперь расслабьтесь, отпустите руки тех, кто стоит справа и слева от вас, можете обменяться рукопожатиями, выражая этим свою внутреннюю связь...

Потянитесь и вернитесь в обычное состояние посвежевшими и бодрыми...


Энергия - 6

(Ehrlich)

Цели

В основном ведущие следят за тем, чтобы в начале встречи уровень энергии в группе был достаточным. Но порой важно позаботиться об обновлении энергии участников и в конце встречи, особенно если она была напряженной, или после длительного рабочего дня, чтобы процесс восстановления в свободное время был более полноценным. Именно для таких случаев предназначено это интенсивное воображаемое путешествие, затрагивающее прежде всего ощущения участников. Активируются визуальные, аудиальные и тактильные ощущения, остальные чувства сознательно игнорируются. Благодаря этому мы усиливаем наши переживания.

Время: 20 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Удобная поза очень важна. Подвигайтесь из стороны в сторону; нужно, чтобы ваше тело чувствовало поддержку. Голова, затылок и позвоночник должны располагаться по прямой линии. Вдохните столько воздуха, сколько сможете, пусть он устремляется в область живота... потом сделайте полный выдох...

И еще несколько раз... Попытайтесь отправить теплую энергию вашего дыхания во все части тела, которые напряжены, туда, где вы ощущаете холод или утомление... При выдохе напряжение выходит из вас... Почувствуйте, как дыхание проникает в самые «зажатые» и напряженные места вашего тела и делает их расслабленными, теплыми и мягкими... как оно забирает в себя все напряжения и выпускает их наружу, и вам становится все более уютно и спокойно, пока вы с дружелюбным вниманием следите за своим дыханием...

Представьте себе, что вы находитесь в кинотеатре и смотрите фильм, действие которого происходит в безграничной пустыне... Вы видите пустынный ландшафт, огромные песчаные дюны, медленно сдвигаемые ветром и переливающиеся всеми цветами в зависимости от освещения... Кадры фильма завораживают вас, пробуждают воображение...

Я хочу пригласить вас в фантастическое путешествие, начиная которое вы заранее знаете, что все закончится хорошо...

Представьте себе, что стоите на вершине песчаной дюны, под багряным небом, на котором светит оранжевое солнце... Пустыня простирается во все стороны, насколько хватает глаз... бесконечные километры, волнистых песчаных дюн... Очень жарко... Волны жара поднимаются над дюнами, мерцают в воздухе, как духи пустыни... Идите по горячему, рассыпчатому песку... Почувствуйте, как проходит час за часом...

Вот вы подходите к огромному соляному озеру, почти полностью высушенному солнцем... На солнце мерцают бесчисленные кристаллики соли, которые сложились в причудливые узоры... Идите по высохшей соляной пустыне...

Внезапно вы оказываетесь на краю озера, которое не высохло. Соленая вода серебрится на солнце... Снимите одежду и войдите в теплую соленую воду... Если хотите, можно проверить, как соленая вода держит ваше тело, и не нужно напрягаться... Сделайте небольшой глоток — вода не имеет никакого вкуса и запаха...

Выйдите из воды и посмотрите — на вашей коже остались переливающиеся на солнце кристаллики соли... Вы приобретаете прекрасный золотистый загар...

Идите дальше через пустыню... Проходит час за часом... Посмотрите, вы неожиданно снова пришли к соленому озеру... Вы ходили по кругу...

Вернитесь к тому месту, где вода не испарилась... Послушайте, как она шумит... Идите по влажному песчаному дну озера и смотрите на воду справа и слева... Заметьте, тонкий водяной туман не имеет ни запаха, ни вкуса...

Переходите на другой берег соленого озера... Здесь совершенно иной ландшафт... Это плодородная долина реки, где растут кипарисы, воды большой реки поблескивают коричневато-желтым... Медленно идите по берегу, пока не придете на просторные рисовые поля. Войдите в толстый слой прибрежного ила и покройте тело плодородной грязью с головы до ног... Заметьте, что она ничем не пахнет... Дайте ей высохнуть на солнце... Попрыгайте, пока корка грязи не отвалится и ваша кожа не станет молодой, свежей и мягкой, как кожа ребенка...

Идите дальше, до виноградника... на кустах висят темные спелые ягоды... Поблизости стоит большой деревянный чан с виноградом. Залезайте в него и давите виноград ногами, пока сок не дойдет вам до коленей... Выпейте теплого сока, который не имеет вкуса... Нюхая его, вы замечаете, что он ничем не пахнет...

От виноградника идите дальше, до оливковой рощи... Вы видите несколько больших бочек со свежевыжатым оливковым маслом... Масло не имеет вкуса. Оно кажется густым и липким, покрывает язык и нёбо... окунитесь в одну из бочек. Посмотрите, какой золотистой, эластичной и молодой стала ваша кожа...

Идите дальше до пальмовой рощи. Вы видите большие корзины со свежесобранными финиками. Вы едите финик и чувствуете сладкий ароматный вкус... Можете съесть еще, если хотите... Когда вы утолите свой голод, можете лечь в высокую траву под пальмами...

Засыпая, вы слушаете музыку ветра, который шуршит в листве пальм... Недолгий прекрасный сон помогает вам почувствовать себя живыми, здоровыми и счастливыми... Я помолчу, чтобы вы могли помечтать обо всем, что вам нужно для восстановления сил... (1 минута).

Настало время возвращаться из этого экзотического путешествия. Возьмите с собой все, чем вы сможете пользоваться. Слегка потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза и возвращайтесь к нам посвежевшими и бодрыми.


Доверие - 1

(традиция «групп встреч»)

Цели

Важная цель группового процесса — доверие. Мы хотим, чтобы члены группы доверяли друг другу, группе в целом и, конечно, нам, ведущим. Участники готовы идти на риск только в том случае, если они могут вслух говорить о своих трудностях, прямо выражать свои желания и экспериментировать с собственным поведением. Если в группе достаточно доверия, все становятся заинтересованными и готовыми к обучению.

Иногда мы стараемся способствовать возникновению доверия в группе. Для этого может быть использовано данное упражнение. Его можно выполнять даже в начале работы, когда еще не сформировалась настоящая близость.

В упражнении задействовано тело. Группа встает в два ряда, образуя узкий проход. Участники по очереди идут по нему и пытаются упасть назад. Те, кто стоит справа и слева, ловят падающего. Весь процесс может служить метафорой душевного развития. Стеснительные и робкие участники смогут здесь почувствовать, что другие готовы поддержать их, когда они идут на риск.

Конечно, это упражнение несет в себе определенный вызов участникам. Некоторые боятся, что их не поймают. Но они могут сами определять, как они будут падать. Некоторые люди, разочаровавшиеся в доверии, пытаются иногда упасть так, чтобы другим было трудно их поймать. Они втайне желают утвердиться в своей правоте. Но так как всем участникам придется выступать в обеих ролях — и падающего, и поддерживающего — все смогут получить важный опыт. Это хорошая «инвестиция» в потенциал доверия группы.

Время: в группе из 12 участников — примерно 30 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Я хочу предложить вам прекрасное упражнение на доверие под названием «Упасть между двумя рядами».

Особенность этого упражнения состоит в том, что мы выполняем его вместе, а еще в этом участвует наше тело. Каждый сможет увидеть, насколько он доверяет другим, и, возможно, поймет, что может доверять группе больше, чем думал прежде.

Суть упражнения в следующем. Отставьте стулья в сторону. Нам нужно будет свободное место в центре комнаты, чтобы вы могли встать в два ряда. Встаньте напротив друг друга, примерно на расстоянии вытянутой руки. Доброволец проходит по узкому коридору между рядами, останавливается и пытается упасть назад. Участники по обе стороны стоят наготове, чтобы поймать его, не дав ему упасть.

Тот, кто идет через проход, может высказывать пожелания относительно его ширины, решать, в каком именно месте он будет падать и насколько легко или трудно остальным будет его поймать. Я думаю, что постепенно мы научимся искусству падать, а также искусству надежно поддерживать другого участника, который нам доверяет.

(Следите, пожалуйста, за тем, чтобы расстояние между рядами не было слишком большим, чтобы оно соответствовало весу участника.)

Обсуждение

· Понравилось ли мне это упражнение?

· Что мне больше всего понравилось — падать или держать другого?

· Что было самым трудным для меня?

· Стал ли я больше доверять группе?

· Стал ли я больше доверять самому себе?

· Каким образом я собирался упасть и в каком месте?

· Легко мне или трудно доверять другим людям?

· Что еще я хотел бы сказать?


Доверие - 2

(традиция «групп встреч»)

Цели

Еще одно упражнение на доверие, которое используют на более поздней стадии развития группы, чтобы продемонстрировать рост доверия и возникающее чувство близости. Упражнение проводится в конце встречи. В центре внимания здесь один участник, например, завершивший напряженную индивидуальную работу. Упражнение достаточно символично, поскольку речь идет о готовности группы сконцентрироваться на одном из участников ради некой цели и заботиться о его благополучии. Круг дает ему чувство безопасности, защищенности границ и единства группы.

Это упражнение усиливает не только ответственность главного действующего лица. Все остальные тоже включаются в действие и чувствуют, что могут рассчитывать на группу, поскольку она будет обращаться с ними с вниманием и любовью.

Время: примерно 5 минут на каждого.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Корина, ты доказала свое доверие к нам, посвятив нас в свои проблемы. Ты готова получить от группы подарок? Группа может не только выслушать тебя, но и дать тебе ощущение безопасности.

(Подождите, пока участница не выразит свою готовность получить «подарок».)

А теперь я расскажу, как будет проходить упражнение. Корина, иди в центр комнаты и выбери, сколько участников группы должны будут собраться вокруг тебя. Пока ты думаешь, я объясню, для чего это нужно: ты должна стоять абсолютно неподвижно и представлять себе, что твои ноги приклеены к полу. Те, кто будет стоять вокруг тебя, должны будут слегка тебя раскачивать из стороны в сторону, как ветер качает тростник, играючи и в то же время уверенно, так что тебе не нужно будет совсем ничего делать, только оставаться в том же ровном, негнущемся положении. Ты сможешь сама решать, каким должен быть круг: тесным или широким. Чем он шире, тем больше риска будет для тебя в этом упражнении. Те, кого ты выберешь, должны будут крепко стоять на полу, слегка вытянув руки... Если захочешь, ты сможешь закрыть глаза; может быть, ты захочешь издавать какие-то звуки, на которые группа будет отвечать эхом, или произносить слова, которые группа тоже будет повторять. Может быть, сначала ты тихо скажешь: «Я немного волнуюсь», а через некоторое время — «Мне начинает это нравиться», и в конце: «Это великолепно» или «Я чувствую себя в полной безопасности».

Вот так примерно проходит это упражнение. А теперь скажи нам, кого ты выбираешь в свой круг...

Обсуждение (очень короткое, подобное вспышке)

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что приходит мне в голову?


Доверие - З

(традиция «групп встреч»)

Цели

Это прекрасное символическое упражнение, благодаря которому участники смогут почувствовать степень доверия в группе. Если вы выбираете в качестве действующего лица участника, который собирается работать на предстоящей встрече с трудной темой, то это упражнение целесообразно провести перед началом занятия. Можно сделать его и в конце, после того как участник закончит важную эмоциональную работу и понадобятся условия для интеграции его нового опыта.

Проведенное в конце встречи, это упражнение может стать подарком для участника, который длительное время был в группе на «заднем плане». Таким образом будет признано его присутствие, и он почувствует себя значимым. В инструкции речь идет именно о таком случае.

Время: 5 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Невозможно, чтобы, все одновременно были в центре происходящего в группе. Мы участвуем прежде всего «внутренне», сочувствуя другим и переживая то, что происходит в кругу. Это может иметь для нас целительный эффект, но иногда нам хочется получить больше.

Андреас, ты готов получить от группы особенный подарок? Ляг на пол на спину и закрой глаза. Положи руки на бедра. Вокруг тебя соберутся семь участников, по трое с каждой стороны и один около головы. Аккуратно положите руки под Андреаса и медленно поднимите его вверх... Постарайтесь делать это равномерно, чтобы он чувствовал себя в безопасности... Для взрослых людей это редкий опыт — когда так много людей заботятся о тебе, учитывая, что ты при этом полностью здоров... А теперь представьте себе, что ваши руки — это колыбель, в которой вы качаете Андреаса. Это совершенно особое чувство, когда мы полностью расслабляемся и наслаждаемся процессом. Может быть, оно пробудит в нас желание время от времени дарить себе такую радость...

А теперь медленно останавливайте «колыбель» и осторожно кладите Андреаса на пол...

Обсуждение (очень короткое, подобное вспышке)

· Как я себя сейчас чувствую?

· О чем я думаю?


Доверие - 4

(Emunah)

Цели

Это вариант классической «прогулки вслепую». Участники работают в парах, и «незрячий» партнер пытается идти на запах какого-либо предмета, который несет второй участник. Игра создает теплую атмосферу. Случается, что в конце «слепые» участники ползают на четвереньках и обнюхивают все вокруг, как собаки в поле. В то же время развивается потенциал доверия в группе. Здесь тоже спрятана метафора — часто у нас нет иной возможности, кроме как положиться на свою интуицию, когда необходимо принять важное решение.

Если вы проводите эту игру с детьми или подростками, рекомендуется, чтобы пары работали по очереди, а остальные просто смотрели. Это вызывает большую радость, которая связана с открытием множества возможностей узнать что-нибудь о процессе доверия.

Время: 30 минут.

Материал: для каждой пары понадобится какой-нибудь предмет с сильным запахом, например, чашка свежесваренного кофе, разрезанная луковица или долька чеснока, ароматические масла или духи, кожура апельсина или лимона; кроме того, необходимы повязки на глаза для каждой пары.

Участники: от 10 лет.

Инструкция

Доверие — это искусство, которому мы учимся довольно рано. Ребенок знает голос и запах матери с рождения, поэтому его доверие совершенно естественно. Иногда некоторые другие люди тоже быстро завоевывают доверие ребенка. Позднее мы учимся на опыте, когда стоит доверять, а когда лучше проявить недоверие. Слепое доверие ничем не лучше, чем следование известному принципу: доверяй, но проверяй. К сожалению, мы часто бываем склонны к стереотипным реакциям и слишком мало полагаемся на собственную интуицию, которая нередко подсказывает нам, кому можно доверять. Голос интуиции связан не только с нашей способностью выносить суждения, но и использует все наши чувственные впечатления. Когда нужно решить, можем ли мы доверять человеку или нет, недостаточно просто анализировать содержание его речей. Сам тон его голоса многое говорит нам; его жесты и мимика также дают нам важную информацию; пожимая руку человеку или даже просто дотрагиваясь до нее, мы получаем совершенно новые впечатления. Не осознавая этого, наш мозг реагирует на запах других.

Я предлагаю вам упражнение на доверие, в котором вы будете использовать не зрение, а другие органы чувств. Подумайте, с кем вы хотите работать. Разбейтесь на пары и решите, кто будет А, кто — Б. Участнику А завязывают глаза, второй участник выбирает какой-нибудь предмет с сильным запахом и водит А за собой по комнате. Сначала он идет очень близко к А, потом отходит дальше или меняет направление, чтобы запутать партнера.

Не разговаривайте друг с другом и постарайтесь не дотрагиваться до партнера. (10 минут, затем — обмен ролями.)

Обсуждение

· Понравился ли мне выбранный партнером запах?

· Умело ли он вел меня за собой?

· Как я себя при этом чувствовал?

· Что мне больше всего понравилось?

· Какая роль понравилась мне больше — ведущего или ведомого?

· Как я использую свое обоняние в повседневной жизни?

· Как я оцениваю собственную чувственность?

· Как развивалась моя готовность доверять этому партнеру?

· Как я использую свою интуицию в повседневной жизни, чтобы решить вопрос о доверии?


Доверие - 5

(К. W. Vopel)

Цели

Еще одна интересная вариация «прогулки вслепую», которая стимулирует групповое взаимодействие, вызывает рост доверия среди участников и развивает их сензитивность. Чем больше в группе участников, тем дольше длится упражнение. Лучше всего проводить игру в средней по размеру группе, в которой около 12 человек.

В этом упражнении ведущий не участвует. Он является «сторожем» группы и гарантом ее безопасности.

Время: 10-20 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши и интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования... В этой игре нельзя разговаривать. (1 минута.)

Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом...

А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие?..Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти. (2—3 минуты.)

Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 минута.)

Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Сядьте и понаблюдайте за остальными.

(Эта часть игры, как правило, производит на всех большое впечатление. Участники ищут руки, трогают их, отталкивают, до тех пор пока их словно не ударит электрическим током: вот это именно они! Дайте 5 минут для обсуждения полученного опыта.)

Обсуждение

· Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения?

· Когда я чувствовал неуверенность?

· Когда я чувствовал себя уверенно?

· Были ли моменты, когда я кому-то не доверял?

· Как я воспринимал руки разных людей?

· Какую роль для меня играют прикосновения, если речь идет о вопросе доверия?

· Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к группе или к партнеру?


Доверие - 6

(К. W. Vopel)

Цели

Это упражнение рекомендуется проводить в начале или в конце групповой встречи. В первом случае это хорошая метафора некоторой отчужденности — группа каждый раз как будто встречается заново. Но в то же время это оптимистичная метафора — ведь группа собирается в круг — символ единства, безопасности и доверия.

Время: 5 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Отставьте стулья в сторону и встаньте там, где вам нравится. Закройте глаза и вспомните, что мы начинаем так каждую встречу: все еще находятся как бы в другом месте со своими мыслями, желаниями, чувствами... Нам приходится все время заново устанавливать контакт с другими участниками...

Не открывая глаз, начинайте ходить по комнате, медленно и осторожно. Почувствуйте присутствие друг друга, но пока не вступайте в контакт...

Почувствуйте себя самих, свои ощущения, каждый уникален и одновременно похож на другого... Возможно, ваши мысли начнут меняться, как звучание различных инструментов, которые нужно настраивать, прежде чем оркестр заиграет. Я буду следить за тем, чтобы никто ни на что не наткнулся. (1-2 минуты.)

А теперь возьмите друг друга за руки и постарайтесь образовать круг.

(Следите за тем, чтобы никто не остался в стороне.)

Итак, круг сомкнулся. Вы снова нашли друг друга и чувствуете присутствие остальных. Не открывая глаз, попробуйте одновременно сесть на пол...

Теперь откройте глаза и взгляните вокруг. Посмотрите друг на друга и почувствуйте, что для вас значит быть вместе с этими людьми здесь и теперь.

(Если вы проводите упражнение в конце встречи, то его финал можно видоизменить. Участники не садятся, а отпускают руки, стоя с закрытыми глазами, и отходят на шаг назад. Ведущий произносит заключительную речь.)

Теперь каждый из вас снова один. Почувствуйте, как вы дышите, почувствуйте свое тело. Эту перемену вы. будет ощущать в группе постоянно — как приливы и отливы. Вы можете быть очень близки с другими. Вы можете воспринимать группу как большую семью или дружеский круг, или даже как экипаж корабля, который собирается переплыть океан. В любом случае вы ощущаете общность.

Но порой вы бываете и одни. Возможно, это чувство возникает у вас иногда и в нашей группе, возможно, вы ощущаете это в своей жизни вне группы. Научитесь получать удовольствие от этого состояния и восстанавливать силы в одиночестве.

Когда мы вместе с другими, мы радуемся доверию. Когда мы одни, мы радуемся уверенности в собственных силах, говоря себе, что у нас есть все, что нам нужно для жизни.

Обсуждение

· Как я себя чувствовал при выполнении этого упражнения?

· Какие мысли у меня возникали?

· Как я воспринимаю группу в настоящий момент?


Содержание книги

Введение.....................................................................5

1. Подготовка к работе.................................................... 12

2. Представь партнера.................................................... 14

3. Воспоминания о детстве.............................................. 16

4. Чужими глазами........................................................ 18

5. Препятствия на пути к успеху...................................... 20

6. Запретные темы......................................................... 22

7. Как я отношусь к группе............................................. 24

8. Вредное и полезное..................................................... 26

9. Способы действия....................................................... 27

10. Борьба со стагнацией..................................................29

11. Поиск новых тем........................................................ 31

12. Индивидуальные блокады - 1...................................... 33

13. Индивидуальные блокады - 2...................................... 36

14. Ритуал прощания....................................................... 39

15. Перфекционизм.........................................................41

16. Ритуал самоутверждения............................................ 44

17. Прерывание............................................................... 46

18. Попытки законотворчества..........................................48

19. Обмен новой информацией.......................................... 50

20. Две картины группы................................................... 53

21. Групповая мозаика..................................................... 55

22. Активность и пассивность........................................... 57

23. Печаль...................................................................... 59

24. Учиться — значит отдавать.......................................... 61

25. Весы справедливости.................................................. 63

26. Двигаться и двигать.................................................... 65

27. Скука........................................................................ 67

28. Чувство изоляции - 1.................................................. 69

29. Чувство изоляции - 2.................................................. 71

30. Недоверие................................................................. 73

31. Восстановление сил.................................................... 75

32. Путешествие в фантазию............................................. 77

33. Теневые стороны........................................................ 79

34. Незаконченные дела................................................... 81

35. Секретная информация - 1..........................................83

36. Секретная информация -2.......................................... 85

37. Секретная информация -3.......................................... 87

38. Секретная информация -4.......................................... 89

39. Знак вопроса.............................................................. 91

40. Обратная связь........................................................... 93

41. Безопасность.............................................................. 95

42. Темп работы.............................................................. 97

43. Границы-1............................................................... 99

44. Границы-2..............................................................102

45. Границы -3..............................................................104

46. Границы -4..............................................................106

47. Границы-5..............................................................108

48. Границы-6..............................................................110

49. Сильные и слабые стороны власти — 1..........................113

50. Сильные и слабые стороны власти - 2..........................116

51. Смена угла зрения.....................................................118

52. Исследование проекций.............................................120

53. Ликвидация соперничества........................................122

54. Дарить и получать.....................................................124

55. Права и обязанности..................................................128

56. Групповые нормы......................................................130

57. Энергия- 1...............................................................132

58. Энергия-2...............................................................134

59. Энергия-3...............................................................136

60. Энергия-4...............................................................138

61. Энергия-5...............................................................14°

62. Энергия-6...............................................................142

63. Доверие-1...............................................................146

64. Доверие-2...............................................................148

65. Доверие-3...............................................................15°

66. Доверие-4...............................................................152

67. Доверие-5...............................................................154

68. Доверие-6...............................................................156

 

Клаус Фопель

Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе

Сборник упражнений

Редактор Е. М. Орлова

Корректор Т. Ю. Барышникова

Дизайн обложки С. В. Аврамов

Верстка С. Л. Тарутин

Издательство «Генезис»

129366, Москва, ул. Ярославская, д. 21

Тел./факс: 282-51-35

e-mail: [email protected]

www.genesis.ru

Подписано к печати 30.07.2003. Формат 60 х 84/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,33.

Тираж 3000 экз. Заказ № 3595.

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных диапозитивов на ФГУИПП «Вятка»

610033, г. Киров, ул. Московская, 122


Содержание

Введение. 2

Замечать нарушения и сообщать о них. 3

«Доверчивые» и «осторожные» группы.. 3

Работа с сопротивлением.. 4

Спонтанность и стагнация. 5

Простые ориентиры.. 5

1 Подготовка к работе. 7

2 Представь партнера. 8

3 Воспоминания о детстве. 9

4 Чужими глазами.. 10

5 Препятствия на пути к успеху. 11

6 Запретные темы.. 12

7 Как я отношусь к группе. 13

8 Вредное и полезное. 14

9 Способы действия. 15

10 Борьба со стагнацией.. 17

11 Поиск новых тем.. 19

12 Индивидуальные блокады - 1. 21

13 Индивидуальные блокады - 2. 23

14 Ритуал прощания. 25

15 Перфекционизм.. 26

16 Ритуал самоутверждения. 28

17 Прерывание. 29

18 Попытки законотворчества. 31

19 Обмен новой информацией.. 32

20 Две картины группы.. 34

21 Групповая мозаика. 35

22 Активность и пассивность. 37

23 Печаль. 39

24 УЧИТЬСЯ — ЗНАЧИТ ОТДАВАТЬ.. 41

25 Весы справедливости.. 43

26 Двигаться и двигать. 44

27 Скука. 46

28 Чувство изоляции - 1. 47

29 Чувство изоляции - 2. 49

30 Недоверие. 50

31 Восстановление сил. 51

32 Путешествие в фантазию.. 52

33 Теневые стороны.. 53

34 Незаконченные дела. 55

35 Секретная информация - 1. 56

36 Секретная информация - 2. 57

37 Секретная информация - 3. 59

38 Секретная информация - 4. 60

39 Знак вопроса. 62

40 Обратная связь. 63

41 Безопасность. 65

42 Темп работы.. 67

43 Границы - 1. 68

44 Границы - 2. 70

45 Границы - З.. 72

46 Границы - 4. 73

47 Границы - 5. 75

48 Границы - 6. 76

49 Сильные и слабые стороны власти - 1. 78

50 Сильные и слабые стороны власти - 2. 80

51 Смена угла зрения. 82

52 Исследование проекций.. 84

53 Ликвидация соперничества. 85

54 Дарить и получать. 87

55 Права и обязанности.. 90

56 Групповые нормы.. 92

57 Энергия - 1. 93

58 Энергия - 2. 95

59 Энергия - 3. 97

60 Энергия - 4. 98

61 Энергия - 5. 99

62 Энергия - 6. 100

63 Доверие - 1. 102

64 Доверие - 2. 104

65 Доверие - З.. 105

66 Доверие - 4. 106

67 Доверие - 5. 108

68 Доверие - 6. 109

Содержание книги.. 111

Содержание. 114

 

Date: 2016-08-30; view: 215; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию