Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правила сбора растений в природе1. В гербарий следует брать растения, в изобилии встречающиеся в районе практики, или экземпляры, собранные под руководством преподавателя. 2. Растения для гербария собирают в любое время дня, обычно в сухую погоду. 3. Для гербария берут неповрежденные цветущие растения с подземными органами, не обрывая остатков прошлогодних побегов, пожелтевших листьев. У древесных растений срезают отдельные побеги. 4. Подземные органы растений осторожно освобождают от почвы. Толстые корни или корневища разрезают вдоль, оставляя лишь половину. 5. Выкопанное и освобожденное от почвы растение закладывают в «рубашку», разложив ботаническую папку на ровном месте. Растение аккуратно укладывают на правой стороне «рубашки» (один лист и цветок переворачивают обратной стороной), затем вкладывают этикетку. Если растение еще не определено, оставляют на этикетке две верхние строчки свободными. Прикрывают растение левой стороной «рубашки», подводя ее под отворот правой (заложенные растения не должны выходить за пределы «рубашки»). Папку затягивают шнуром. 6. В «рубашку» помещают растения одного вида. Высокие побеги перегибают под острым углом. Для морфологического описания и определения растения берут отдельно, помещают в ботанизирку или полиэтиленовый мешок, а после экскурсии ставят в сосуд с водой. 7. После определения растения в этикетку заносят его название и указывают семейство, к которому оно принадлежит. В этикетке также указывают: Семейство__________________________________________________ Род________________________________________________________ Вид________________________________________________________ Местообитание______________________________________________ Местонахождение____________________________________________ Дата сбора Собрал_______________________________________ Порядок выполнения работы Во время сбора растений, предназначенные для гербаризации, собирают в гербарную папку. В простейшем случае она состоит из двух одинаковых кусков картона или фанеры размером 35 х 50 см с прорезями для лямки. Внутрь гербарной папки помещают двойные листы мягкой влагоемкой бумаги (обычно газетной) - гербарные «рубашки». В каждую из них при сборе вкладывают экземпляр (или несколько экземпляров, если растения мелкие) одного вида растений вместе с полевой этикеткой, на которой пишется дата, местообитание (ландшафтно-экологическая привязка - пойменный луг, притеррасная часть поймы и т. д.) и местонахождение (географическая привязка - административные образования: область, район, населенный пункт) собранного образца. Для сбора растений нужно иметь «копалку» (лопатку, стамеску). Материал для гербария должен быть собран так, чтобы он мог продемонстрировать основные черты жизненной формы растения и его диагностические признаки. В связи с этим для гербаризации следует использовать особи в фазе цветения и плодоношения (плоды крайне важны для определения растений из семейств зонтичные, крестоцветные, бурачниковые, сложноцветные). Для кустарничков и травянистых растений важно иметь как надземные, так и поземные органы. Выкопанный и очищенный от частиц почвы гербарный образец тщательно расправляют и закладывают в «рубашку». Сушка гербария начинается с того, что растения вынимают из влажных экскурсионных «рубашек» и помещают в сухие вместе с полевыми этикетками. При этом подземные части еще раз тщательно освобождают от частиц почвы, смявшиеся листья и стебли растений аккуратно расправляют, луковицы и толстые части корневищ разрезают вдоль или раздавливают. Налегающие друг на друга части растений перекладывают листочками бумаги, что позволяет сохранить окраску. Ветки хвойных деревьев (чтобы не опала хвоя), а также сочные части суккулентов (очитки, молодило без специальной обработки продолжают расти в гербарии еще некоторое время, теряя без света внешний облик, а затем загнивают) рекомендуется обварить кипятком и обсушить фильтровальной бумагой. Опадение хвои можно предотвратить, проклеив основания хвоинок бесцветным клеем, например ПВА. Цветки с синей окраской при сушке почти всегда обесцвечиваются. Чтобы избежать этого, можно заранее подготовить пропитанную солью бумагу (выдержать в течение суток в насыщенном растворе поваренной соли, затем высушить); переложенные листочками такой бумаги цветки сохраняют окраску. Длинные стебли и побеги можно согнуть или разрезать на несколько частей и положить рядом. Все растение должно быть размещено в «рубашке» (или, при необходимости, в нескольких) так, чтобы ни одна его часть не выступала за пределы бумаги. Затем «рубашки» складывают стопкой, отделяя их друг от друга прокладками такого же влагоемкого материала. Чем более сочны (в случае с водными растениями - мокры) или жестки приготовленные для сушки экземпляры, тем больше помещается прокладок между ними. Стопку «рубашек» с прокладками помещают в гербарную сетку- пресс и крепко обвязывают веревкой. В один пресс закладывают одновременно не более 15-20 «рубашек» с прокладками. Прессы вывешивают или ставят ребром на открытом воздухе (в тени) или хорошо проветриваемом помещении. В первые 1-3 дня следует менять прокладки не менее 2-х раз в сутки. В таких условиях сушка занимает 5-7 дней. 2. Изучение растений лугов, сорной растительности и культурных растений агроценозов. Цель: научиться определять признаки луговых и сорных растений, изучить виды растений, растущих в данном биоценозе, уметь определять их по определителям, проводить морфологический анализ этих растений, находить особенности строения, связанные с экологией данной местности, изучить растения-индикаторы.
|