Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические интересы и хозяйственный механизм





Экономические отношения возникают между людьми под воздействием экономических интересов.

Экономический интерес - это осознанная потребность человека, группы лиц, общества в целом. Выделяются три основных вида экономических интересов: личные, групповые, или коллективные, и общественные. Требуя удовлетворения, потребности рождают экономичес­кий интерес. Под воздействием экономических интересов люди вступают друг с другом в экономические отношения. Так, необхо­димость в удовлетворении потребностей в пище заставляет людей заниматься производством продуктов питания, вступая при этом в производственные, а затем и распределительные и обменные от­ношения, в результате которых возникают отношения потребле­ния, в ходе которых удовлетворяются потребности в пище. Таким образом, возникает целая цель связей между потреб­ностями и их удовлетворением: потребность - их осознание - экономический интерес - экономические отношения (от­ношения производства, распределения и обмена) удовлет­ворение потребностей (отношения потребления). Из этой цепочки видно, что экономические интересы создают побудительные мо­тивы к экономической деятельности, выступая в виде движущей силы всей экономической системы.

Конкретное содержание экономических интересов отдель­ных людей зависит от их места в системе экономических отноше­ний, прежде всего отношений собственности. Очевидно, что эко­номический интерес собственника рабочей силы иной, чем соб­ственника капитала, рабочей силы. Более того, интересы людей, классов и социальных групп могут противоречить друг другу.

Для экономики как функциональной системы важное зна­чение имеет совпадение всех видов интересов, когда личный инте­рес является частью группового, а групповой - частью обществен­ного интереса. Несовпадение интересов ведет к неэффективному функционированию экономики и, в конечном счете, к ее расстрой­ству.

Важную роль в обеспечении соответствия экономических интересов играет хозяйственный механизм. Под хозяйственным меха­низмом понимается совокупность стимулов, побуждающих воз­действий, мер и способов мобилизации факторов производства, их использования и доведения произведенного до потребителей. Центральное место в хозяйственном механизме занимают стимулы. В экономике стимул предстает как побудитель экономи­ческой деятельности субъектов, основанный на наглядной демон­страции связи между результатом этой деятельности и степенью реализации экономических интересов субъектов. Стимулы могут быть применены к отдельным людям, побуждая их результативно трудиться, и к целым предприятиям, побуждая их к производству тех или иных благ.

По видам стимулы делятся на материальные и нематериаль­ные. Материальные стимулы основаны на возможности получе­ния материальных благ и услуг в качестве вознаграждения за эко­номическую деятельность. Такие стимулы называют также эко­номическими. Нематериальные стимулы основаны на нематери­альном вознаграждении, выступающем в виде морального или творческого удовлетворения, от результатов экономической дея­тельности. Подобное удовлетворение может дать сам труд, если он интересен и содержателен творчески. Неэкономические стиму­лы могут быть основаны на чувстве страха, гордости, чести и прочих чувствах и свойствах человека, не связанных с материаль­ными потребностями.

Воздействуя через систему стимулов на экономические ин­тересы людей, хозяйственный механизм координирует их деятель­ность как автономных субъектов, обеспечивая внутреннюю орга­низованность экономики как системы. Под воздействием хозяй­ственного механизма люди находят свое место в системе органи­зационно-экономических отношений, а сами эти отношения при­обретают конкретно-функциональный характер, т.е. предстают как отношения между людьми, выполняющими определенные эко­номические функции. Это означает, что организационно-эконо­мические отношения возникают под непосредственным воздействи­ем хозяйственного механизма.

Особую роль хозяйственный механизм играет в сфере рас­пределения и обмена, где он обеспечивает связь между производи­телями различных благ и их потребителями. Через него потребители делают своего рода заказ производителям. С одной стороны, хозяйственный механизм обеспечивает выявление потребностей в благах как потребительского, так и производствен­ного назначения, определение приоритетности их удовлетворения и с учетом этого обеспечивает распределение "заказов" на соот­ветствующие материальные блага и услуги между производителя­ми по подразделениям общественного производства, отраслям и предприятиям. С другой стороны, с учетом этих "заказов" с помо­щью хозяйственного механизма идет распределение имеющихся ре­сурсов, их использование в качестве факторов производства и затем распределение и доведение до потребителей произведенных благ.

Под воздействием хозяйственного механизма производите­ли отвечают на самые главные вопросы экономики: что произво­дить? для кого производить? как и сколько производить? С помо­щью различных стимулов он заставляет производителей делать выбор в пользу производства тех или иных благ, производить их в определенном количестве и направлять потребителям данных благ. Тем самым хозяйственный механизм обеспечивает решение проблемы № 1 любой экономики - проблемы выбора: выбора на­правлений использования ограниченных ресурсов, способов их использования, выбора направлений распределения произведен­ной с их помощью готовой продукций.

Поскольку любой выбор делается на основе переработки различной информации, то хозяйственный механизм предстает как носитель и переработчик огромного объема информации. После­дняя, будучи составной частью производительных сил общества, обусловливает действие хозяйственного механизма как связующего звена между производительными силами и производственными отношениями общества. Благодаря хозяйственному механизму возникают отношения между людьми по поводу использования конкретных элементов экономики, образующих производительные силы общества.

Одновременно хозяйственный механизм выполняет роль связующего звена между надстройкой и экономическими отношениями (базисом), так как в его состав входят надстроечные инсти­туты такие, как хозяйственное право, органы и инструменты эко­номической политики, нормы нравственности и морали, обычаи и традиции. Тем самым именно через хозяйственный механизм принимаемые политиками решения воплощаются в экономичес­кой деятельности субъектов.

Несмотря на то, что через хозяйственный механизм проявляется субъективная деятель­ность политиков и хозяйствующих лиц, он не отменяет действие объективных экономических законов, так как в их деятельности проявляется воля господствующих классов или социальных групп как субъектов социально-экономических отношений. Пoэтому любая попытка людей создать хозяйственный механизм без учета требований этих законов, делает его малоэффективным и даже де­структивным для экономики как функциональной системы.

Внешние эффекты

Внешние эффекты, экстерналии – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесия из-за особых дефектов, возникающих в процессе рыночного производства и потребления. Так называемые внешние эффекты (externalities) не выражаются в денежной форме, и рынок не реагирует на них. Это делает необходимым вмешательство государства в экономику. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. То есть, экстерналии - внешние обстоятельства, оказывающие влияние на незаинтересованных участников хозяйствования.

Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального социального благосостояния не только от экономических факторов, но и социальных, политических и других последствий индивидуальных рыночных действий.

Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом: источникам возникновения - на производственные и потребительские; объектам воздействия - производство и потребление. Кроме того, каждый эффект характеризуется знаком - положительным или отрицательным.

Отрицательные экстерналии - издержки, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.

Отрицательные экстерналии возникают в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые издержки у третьей стороны.

К отрицательным экстерналиям относят

1. загрязнение окружающей среды, вызванное увеличением роста ВНП

Возникают ситуации, когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в этой сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц, и никак не отражаемые в ценах, известны под названием внешних эффектов. Классическим примером внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Если не принимать его во внимание, как ограниченный фактор производства, и не включать в цену товара, при производстве которого она так или иначе пострадала, то в скором времени мы столкнемся с ее невосполнимым дефицитом.

Издержки, связанные с загрязнением окружающей среды оказывают неблагоприятное воздействие на экономическое благосостояние, так как расходы на строительство очистных сооружений прибавляются к объему ВНП, а экономические последствия загрязнения нигде не учитываются.

2. участие населения в нелегальной экономике, приводящее к укрытию значительной части доходов от налогообложения.

 

 


Рис. 7. Отрицательный внешний эффект Рис.8 Положительный внешний эффект

Количественное и подушевое измерение объема национального продукта не отражает изменений в составе и распределении продукции, оказывающих значительное воздействие на благосостояние. Уменьшение влияния внешних отрицательных экстерналий в условиях рыночной экономики осуществляется государством посредством прямого и косвенного вмешательства. Государство в рыночном хозяйстве может повлиять на частоту и качество использования факторов производства, то есть экономическая деятельность частного сектора носит добровольный характер, а в государственном – обязательный. В связи с этим частный сектор вынужден платить государству налоги, а государство способно проконтролировать, какие виды налогов используются и на каком уровне, на какие цели и на финансирование каких программ расходуются налоговые поступления.

Внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами). MSС= MPС + МЕС

где MSС – предельные общественные издержки

MPС – предельные частные издержки

МЕС – предельные внешние издержки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается, то есть имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С.Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, которые повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. На рисунке 7 налог, равный предельным внешним издержкам Т=MЕС, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному:

MSВ= MSС.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В случае с ситуацией на рисунке 8, корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам - S = MЕВ, могла быть предоставлена потребителям, что повысило бы их спрос на услуги до уровня, при котором

MSВ= MSС.

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий приблизительно. Кроме того, важную роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны с работами Р.Коуза.

Р.Коуз исходит из того, что проблемы носит взаимообязывающий характер. До сих пор не удалось определить ценность того, что в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать.

Теорема Коуза: если права собственности всех равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р.Коуза к выводу о том, что если участники могут договориться сами и издержки переговоров будут малы, то в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможный результат, максимизирующий ценность производства.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки. При возрастании численности участников резко увеличиваются транзакционные издержки (-издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности), и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнениями окружающей среды.

Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: установление норм или стандартов по вредным выбросам, введение платы за выбросы, продажа разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Упущение данного мероприятия – наличие вероятности в условиях лимитирования выбросов возможность бесплатно сбрасывать вредные вещества.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы -это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.

В последнее время получают всё более широкое применение новые методы борьбы с загрязнениями окружающий среды. Среди них – такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Для сокращения объема вредных выбросов уменьшается количество продаваемых лицензий.

 

Date: 2016-07-25; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию