Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10 социальное поведение — страх, фобии, беспокойство, возбуждение





Собаки стали нашими ближайшими друзьями, потому что в нашем с ними поведении много общего. Мы часто ошибочно интерпретируем их поведение. Их действия мы уподобляем человеческим и, например, обвиняем собаку в том, что она проявляет деструктивные наклонности, хотя на самом деле ее реакция, скорее всего, просто оказалась проявлением страха. В случае беспокойства, стресса, страха, фобии или возбуждения все указанные психологические ощущения в разуме собаки, вероятно, очень похожи на те, что испытываем мы, когда чувствуем то же самое. Определенно есть сходство физиологических изменений.

СТРАХ

Страх в потенциально опасной ситуации это нормальная и здоровая реакция. Мы, люди, имеем одно преимущество над всеми другими животными — мы можем говорить об этом. Представьте, что надвигается гроза, но никто не говорит вам, что она не принесет вреда. Единственная возможность убедить себя, что гроза не опасна, это привыкнуть, знать из опыта, что гром не опасен. Таким же способом собаки должны учиться контролировать свои страхи.

Собачий страх имеет много причин. Страх Аллеганской Сью — генетический. Ее боязливость имеет наследственные корни, и этот генетически предопределенный страх устойчив к попыткам изменения. Наследственный страх может выражаться в различных формах. Он может коснуться только одного щенка из помета, и это легко определить в возрасте от шести до десяти недель. Щенок будет смотреть дикими глазами и всегда убегать. Исследования на крысах показали, что недостаток белков сразу после рождения может привести к повышенной эмоциональности на протяжении всей жизни. Применительно к собакам это означает, что низкорослый щенок более вероятно вырастет нервозной и возбудимой собакой.

Наследственный страх может иногда проявится во всем помете, как это было в случае помета пойнтеров от Аллеганской Сью. При подобных обстоятельствах преувеличенный страх развивается в возрасте от трех до десяти месяцев. У таких щенков проявляется обобщенный страх всего нового или необычного, глобальный страх, более того, такое поведение «заложено» в разуме собаки и устойчиво к изменениям.

Каждая собака, как и каждый человек, унаследует определенную степень реактивности по отношению к окружающим. Это абсолютно нормально. Это помогает им и нам выжить, но у некоторых собак или пород наследственная реактивность проявляется в гипертрофированном виде, например у немецких овчарок и пойнтеров. Это третья форма проявления наследственного страха.

Мы уже знаем, что ранние впечатления оставляют глубокий след в дальнейшем поведении собаки, больше всего это сказывается именно на боязливости. Скотт и Фуллер после экспериментов в Бар-Харборе, штат Мэн, и Уилсон из Швеции кратко описали, как нервные матери могут передавать нервозность своим отпрыскам, невольно обучая их лаю и проявлению возбуждения. Мы также знаем, что убогое физическое и социальное окружение в раннем возрасте оказывает непреодолимое влияние на эмоциональное развитие разума собаки. Щенки, которые лишены нормального воздействия окружения в критический период развития, достигнув своей зрелости, становятся боязливыми собаками. Разные особи, а также породы в этом вопросе сильно отличаются друг от друга, но фактически все собаки обнаруживают боязнь новых и необычных раздражителей, с которым они не сталкивались до шестнадцатинедельного возраста.

Принципы выработки классических и сложных условных рефлексов применимы к формированию чувства страха, его поддержанию, увеличению интенсивности и проявлению в разных ситуациях. Хотя нет прямых свидетельств, что беспокойство или страх из разума хозяина можно перенести в разум собаки, это предположение основано на моем собственном опыте.

Собаки выражают свой страх различными путями. Драка или бегство, чаще бегство, это наиболее общая реакция, но иногда собаки не могут убежать от того, что их напугало. Вместо этого они начинают взволнованно лаять и принимать позу, говорящую об их испуге, при которой спина выгнута, хвост между ногами, губы поджаты, холка взъерошена, а уши прижаты к голове. В то же время изменяются и параметры нервной деятельности. Учащается сердцебиение, расширяются зрачки, может возникнуть дрожь. Собака может даже помочиться и конечно же укусить.
Страхи постоянно приобретаются и забываются. Собака может, например, бояться маленького ребенка, если тот дергает ее за шерсть. Она будет избегать ребенка, так как он ассоциируется у нее с неприятными ощущениями. Но когда ребенок подрастет и начнет ронять на пол еду со стола, ассоциации станут прямо противоположными. Присутствие ребенка будет означать наличие кусочков еды, и, привыкнув, собака перестанет бояться.

ФОБИИ

Если страхи не проходят при привыкании к тому, что их вызывает, они становятся фобиями. У собак могут развиться фобии в отношении громких звуков, транспорта, и страшно сказать, к сожалению, и меня. Фобии ветеринаров и ветеринарных клиник, вероятно, встречаются у собак не реже, чем фобии дантистов и стоматологических клиник у их хозяев. Фобия может развиться в случае, когда первое впечатление было крайне неприятным. Так вполне может быть в случае с ветеринарной клиникой — первый визит обычно приходится на возраст, когда щенок находится в стадии эмоционального развития, когда страхи наиболее четко запоминаются. Этот визит также мог сопровождаться физическими манипуляциями, термометром в прямой кишке, ярким светом прямо в глаза, инъекцией вакцины и иногда даже сдачей крови для анализа. Для более взрослой собаки, которая никогда не была в ветеринарной клинике, поход туда тоже страшен из-за присутствия других собак и кошек, новых запахов, звуков и, по ее мнению, агрессивного поведения ветеринара. Страх становится фобией, если первое впечатление было крайне неприятным или если очень неприятна сама реакция — участившееся сердцебиение, дрожь и волнение. Страх, однако, далеко не всегда перерастает в фобию. Он не обязательно выражается в драке или же бегстве, чаще проявляет себя в беспокойном поведении и возбуждении.

ВОЗБУЖДЕНИЕ

В ветеринарных клиниках собаки часто обнаруживают свой страх повышенной активностью, взволнованным поведением. Как сказал бы физиолог, реакция организма в этом случае такая же, как и при чувстве страха, — дрожь, учащенное сердцебиение, частое и тяжелое дыхание. Драки или бегства обычно не наблюдаются, но собака становится беспокойной и очень настороженной. Она может лаять, демонстрировать свою огромную привязанность к хозяину, например, слегка толкая его. Может иметь место дефекация или мочеиспускание, а также неуместная активность типа жевания поводка или зевания. Все это признаки повышенной активности надпочечников и гипофиза и возбужденного состояния разума.

Все мы знаем, что некоторые собаки легко «заводятся», что их волнение — наследственное, но с другой стороны, очень легко неосознанно научить их вести себя таким образом. Собака, которая беснуется, когда вы беретесь за поводок, или которая становятся неудержимо взволнованной, когда оказывается в машине, скорее научилась такому поведению, нежели унаследовала его. В этом случае волнение, состояние раздраженности не связаны со страхом, это признак беспокойства, поведения, связанного со стрессом.

БЕСПОКОЙСТВО

Собаками двигают различные генетически предопределенные силы. Голод, жажда, секс, агрессивность, желание пометить территорию — все это природные двигательные силы, но самое важное с точки зрения наших взаимоотношений с собаками — это привязанность. Если лишить собаку возможности вести себя естественным образом, то это может вызвать состояние беспокойства. Мы можем позволить собаке жить в роскоши в теплом доме, в котором она чувствует себя королевой и ей разрешено спать там, где захочется. Это вроде бы гарантирует собачье благополучие, но в действительности порождает беспокойство. На это есть две причины. Во-первых, собак держат взаперти, что неестественно для них. Во-вторых, они вынуждены жить с нами, и хотя люди в большинстве случаев изумительные «заместители» собак, мы непреднамеренно создаем в их разуме конфликты.
Беспокойство может быть вызвано самыми безобидными причинами. Собаки, будучи еще щенками, сживаются с семьями хозяев, а потом постоянно испытывают чувство привязанности к ним. Это то, что мы воспринимаем как преданность и с большим удовольствием принимаем от наших любимцев. Но допустим, хозяин наказывает собаку, шлепая ее. Конфликт очевиден. Собака привязана к хозяину, привязана постоянно, с раннего возраста, но в то же время боится его из-за наказаний. Результатом будет беспокойство, состояние конфликта, которое собака выражает, например, лаем при приближении хозяина. Собаки могут проявлять беспокойство, изображая знаки приветствия, виляя хвостами, подходя к хозяину с опущенными головами, что выражает страх. Они могут кататься по полу или мочиться в знак подчинения. Иногда могут кусаться.

Однажды я помогал немецкой овчарке, которая вела себя таким образом. Она выросла в семье и хорошо уживалась с людьми, но после того, как ее продали, стала очень беспокойной, так как ее били, боязливой, так как ее держали взаперти на складе в качестве сторожевой собаки, и взволнованной, так как в ее жизни недоставало двигательной активности. Приветствуя меня, она приближалась с дружественным видом, а затем пыталась укусить, если видела мою руку. Это классический пример эмоционального конфликта. (В этом случае реабилитация оказалась возможна, поскольку собака сама научилась такому поведению и, используя принцип контрмер, ее удалось вылечить.)

Конфликт не обязательно бывает столь значительным, как этот. Если собака обучается бессистемно и разными членами семьи, когда один позволяет ей залезать на мебель, а другой ругает за это, то конфликт очевиден. К счастью, многие собаки постоянно наблюдают и тонко чувствуют человеческую натуру, поэтому способны понять еле уловимый ключ, который мы даем им, говоря, где такое поведение приемлемо, а где нет.

Беспокойство собаки проявляется не только волнением. Они могут также давать себе волю в том, что мы называем неуместной активностью, как-то: жевание дверей, обдирание обоев, прогрызание ковров. Это неуместная активность собак, которых держат взаперти. Взволнованные собаки могут вести себя очень нервно, например, гоняться за собственными хвостами или производить еще какие-либо странные, но стереотипные действия. Разрушительное поведение животных чаще всего заставляет их владельцев обращаться к ветеринарам за советом. Такое поведение часто бывает связано с беспокойством по поводу ограничения свободы, но может возникать и в других ситуациях. Причиной заболевания, часто называемого «разлизанным дерматитом», иногда может служить именно неуместная активность, когда собака, переживающая эмоциональный конфликт, интенсивно лижет свои передние лапы. Остается вопросом, почему некоторые собаки реагируют на определенные ситуации страхом и фобиям, а другие — возбуждением и повышенной активностью. Ответ, несомненно, кроется в различной реактивности их нервных систем.

Мы знаем, что наследственность — это ключевой фактор, но таковым является и раннее обучение. Мы знаем, что щенки, выросшие в социально или эмоционально бедном окружении, станут беспокойными, вечно взвинченными собаками. Они могут быть легко возбудимыми или же замкнутыми в себе. Павлов описывал эти состояния как «возбуждение» и «торможение». Британский психолог В. О'Фаррел предпочитает термины Айзенка, интравертность и экстравертность. Собаки-экстраверты, говорит О'Фаррел, общительны и импульсивны. Собаки-интраверты более задумчивы и замкнуты. Айзенк: говорит, что нервные экстраверты выражают свою нервозность, становясь асоциальными и причиняя вред самим себе. Собаки, которые калечат себя, ломают вещи и неумеренно лают — нервные экстраверты. Чрезвычайно застенчивых, боязливых, одержимых собак можно описать как нервных интравертов. Поскольку страх, фобии и волнение имеют сходные физические и психические проявления и у людей, и у собак, кажется возможным и даже вполне разумным тот факт, что в этой области терминология человеческой психологии может быть по-настоящему применена к разуму собаки.

Date: 2016-07-25; view: 213; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию