Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность самоуправления

 

Самоуправление, по сути, сокращенное слово­сочетание «самостоятельное управление». Для того чтобы понять сущность такого сложного явления, как детское самоуправление, необходимо вычленить его из более общего понятия, определить характерные признаки.

Начнем с того, что самостоятельное управление это тоже управление, его определенная характеристика. Следовательно, го­воря о самоуправлении, мы предполагаем, что речь идет о реализации детьми определенных управленческих функций в рам­ках делегированных им полномочий и ответственности.

Рассматривая социальный аспект детского самоуправления, не­обходимо видеть в нем составную часть общественного самоуправления. В то же время самоуправление в детском коллек­тиве является важнейшим средством социализации детей. На основе самоуправления у них формируется чувство сопричастности к собы­тиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события. Развитие самоуправления в детских коллективах невозможно без достаточных правовых гарантий, которые пока, к сожалению, до­вольно нечетко определены. В условиях демократического общества создание таких гарантий крайне необходимо.

Социально-психологический аспект самоуправления рассматри­вается в связи с изучением такого явления, как коллектив. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что самоуправление явля­ется как условием коллективообразования, так и его результатом. Л.И. Уманский, рассматривая критерии сформированности коллек­тива, указывал на то, что составной частью такого важного показателя, как организационное единство, является развитие самоуправления[76]. А.С. Чернышев рассматривает самоуправляемость в качестве свой­ства, характеризующего коллектив как организационную систему[77].

Социальный и социально-психологический аспекты самоуправ­ления находят свое отражение и при рассмотрении этого явления с точки зренияпедагогики. Если в социологии самоуправление рас­сматривается с позиции регулирования общественных отношений, в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, то в педагогике самоуправление рассматривается с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.



Детское самоуправление является одной из форм организации жизнедеятельности детей, которые можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической.

Самоуправление в детском коллективе возникает только тогда, когда имеется какая-то общая цель в группе детей. И эта цель зна­чима не только для этой группы, но и имеет более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправле­ние как демократическую форму организации детского коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности де­тей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Составляющими этого определения являются следующие клю­чевые слова: развитие самостоятельности, принятие и реализация решений, групповые цели.

Развитие самостоятельности есть по­этапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организа­торов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Принятие и реализация управленческих решений - обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой дву­единой задачи обретается реальность включенности детей в управление делами своего коллектива.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, на­полняет самоуправление реальным содержанием, с другой - способствует объединению детей на основе объединения их интере­сов.

Назовем некоторые типичные ошибки в понимании педагогами сущности са­моуправления, которые тормозят развитие подлинного детского самоуправления и, следовательно, снижают эффективность воспитания и социализации школьников.

1. Самоуправление характеризуют как предоставление детям полной свободы действий. «Какое же это самоуправление, если от нас требуют присутствия на мероприятиях, проводимых детьми?» - рассуждают воспитатели.

Однако даже в ситуации полной самостоятельности педагогу необходимо быть вместе с детьми, поскольку он наблюдает за ними, изучает их в новых условиях, скрыто регулирует отношения между детьми, влияет на повышение воспитательной эффективности деятельности детей, обращая их внимание на соответствующие важные моменты и действия. Тем более при подведении итогов дел педагогу важно знать, как проходила работа, чтобы в очередной раз усилить вопросами или проблемными ситуациями ее воспитательное воздействие. Не всегда дети могут разобраться в тех неожиданных трудностях, которые возникают в процессе деятельности: кто-то что-то не так сказал товарищу, тот возразил - завязался спор, из которого не всегда дети могут выйти самостоятельно и без конфликтов. Таким образом, воспитатель всегда вместе с детьми, но так, чтобы его влияние было незаметным, а вмешательство в процесс деятельности – уместным и ненавязчивым, без давления и указаний.



2. Передачу детям функций педагогов, деятельность по указа­нию взрослых принимают за самоуправление. Воспитатель гордо заявляет коллегам: «А у меня в группе самоуправление. Скажу старосте - и порядок наведен». Однако позже выясняется, что подросток унижал одноклассников, заставлял их выполнять работу за себя, силой и давлением добивался результата, которого требовал педагог. В этом случае мы наблюдаем явное самоуправство.

Другой пример. Педагог расска­зывает коллегам: «У меня в классе настоящее самоуправление. Все мое самоуправление – это Вовка. Он весь класс в руках держит. Только ему надо сказать, он все выполнит, у него все по струнке ходят. Если он в школе, мне беспокоится нечего…». Трагедия разыгралась через два месяца после этого разговора. Любимый классным руководителем Вова, получивший неограниченную власть от педагога и обладая достаточной физической силой, начал рас­правляться с теми, кто пытался высказывать свое мнение. Избиение одного из учащихся закончилось возбуждением уголовного дела. А группа стала аб­солютно неуправляемой. Несомненно, такое «самоуправление» не имеет никакого отношения к гуманистической педагогике.

В практике довольно часто самоуправление подменя­ется выделением ученика или группы детей, которые имитируют участие коллектива в управлении. Такая группа детей, по сути, создает «уче­ническую бюрократию» и никакого отношения к подлинному процессу развития самоуправления не имеет. Подлинное самоуправление предполагает выполнение работы на добровольной основе, коллективность в принятии плана действий и реализации намеченного.

3. Сначала в коллективе создают орган самоуправления, а по­том думают, чем он будет заниматься. Очень часто так случается, когда воспитатели увидели у коллег другого учреждения какой-либо орган самоуправления, например, совет министров, и пытаются внедрить это в своем коллективе. Такая идея оказывается навязанной извне, непонятной детям и не приживается, теряя всякий смысл. Дети должны сами решить, какие дела и кто организует в их учреждении.

4. Наличие органов самоуправления принимают за самоуправ­ление. Заместитель директора детского дома, выступая перед коллегами, увлеченно рассказывал о том, как организовано детское самоуправление, чертил схему органов самоуправления, представил работу различных министерств. В завершение ему были заданы вопросы: какие дела проведены по инициативе детей? Как принимаются решения о проведении дел? Кто и как планирует трудовые дела? Ответы на эти вопросы говорили о том, что реального детского самоуправления в учреждении нет, а существует детская бюрократия, когда группа детей (совет министров) решает за весь детский коллектив, что и как делать, остальные воспитанники реализуют их волю. В коллективе детей не проводятся общие сборы, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы всех воспитанников.

1. Педагоги хотят видеть быстрый результат в развитии самоуп­равления, сетуя на то, что много работают с детьми, а полностью положиться на детей не могут, значит, самоуправления в коллективе нет. Во-первых, работать много - это не значит правильно действовать с точки зрения развития самоуправления. Во-вторых, воспитатели должны осознавать, что процесс развития детского самоуправления бесконечен, а результат в решении этого вопроса всегда относителен. Дети могут выполнять самостоятельно, без явного контроля взрослых и качественно ту работу, которая или доступна, или которую нашли и спланировали они сами. Можно порадоваться, что проявляется самоуправление в конкретном виде деятельности. Но возникает новая и сложная для детей трудовая задача, с которой, возможно, они не справятся сами, поэтому необходима помощь взрослых в ее решении. И снова педагог вместе с детьми организует коллективный поиск, скрыто обогащая их идеями и способами решения актуальной задачи или проблемы.

2. Игра взрослых и детей в самоуправление. В восьмидесятых годах появилась повальная мода проводить так называемые «дни самоуправления», то есть те игры, в которых дети играют во взрослых. Ученик сидит в кабинете директора школы, ему го­ворят: «Теперь ты ученический директор, только печать не трогай и подписи под документами не ставь…». В этот день дети сами ведут уроки, проводят «пед­советы» и т.д. Заканчивается день «самоуправления», приходит другой день, в котором уже не находится места для проявления детьми са­мостоятельности и никто уже не собирается прислушиваться к их мнению.

Детское самоуправление не игра, оно всегда связано с реаль­ными полномочиями и реальной ответственностью детей. Попытка превратить самоуправление в игру дискредитирует саму идею включения детей в управление.

На самом деле в практике школы авторитаризм все-таки преоб­ладает. Поэтому, даже говоря о самоуправлении учителя, исключают такую важную деталь, что оно наступает только тогда, когда дети не только исполняют чьи-то решения, даже выступая в роли организаторов других детей, но и сами принимают решения.

Педагоги часто сетуют на то, что дети ничего не хотят, проявля­ют безответственность и не способны к участию в самоуправлен­ческой деятельности. Это обусловлено тем, что воспитатели не соблюдают ряда условий.Включение детей в самоуправленческую деятельность возмож­но, если:

- создается ситуация добровольности (включается в деятельность тот, кто хочет);

- обеспечивается понимание важности и значимости детьми предстоя­щей работы;

- на детей возлагается полная ответственность за процесс и результат работы;

- воспитанникам оказывается полное доверие, исключается откры­тая подстраховка со стороны педагогов;

-обеспечивается подготовленность детей к предстоящей ра­боте (осуществляется мотивационная подготовка участников деятельности, а также методическая, всех детей или организаторов работы).

 








Date: 2016-07-25; view: 20; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию