Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ударение и интонация





Ударение*— суперсегментная единица языка, фонетическое сред­ство смысловой организации речевого потока, выделения в нем номи­нативных и коммуникативных языковых единиц. Для каждого языка характерно свое соотношение составляющих цементирующего раст­вора, соединяющего кирпичики звуковых сегментов в смысловые блоки.

Для определения специфики русского ударения необходима со­поставительная характеристика всех физических параметров удар­ных и безударных слогов: их соотношение по длительности, часто­те, интенсивности, формантной структуре, слоговым контрастам, что способствует осознанию самого феномена ударения вообще.

Носителем фонетических, материальных характеристик словес­ного ударения выступает прежде всего гласный элемент слога (в связи с большими фонетическими возможностями по сравнению с согласным), хотя противопоставлены в речи обычно ударные/безу­дарные слоги, а не звуки.

Для разграничения ударных/безударных гласных в русском язы­ке наиболее значимы их длительность и качество. Самая яркая ха­рактеристика русского ударения — квантитативность (количествен-ность, длительность)1.

Безударный гласный с точки зрения артикуляции — звук, при произношении которого нет времени на выполнение артикуляцион-

1 «Традиционное обозначение ударения как динамического не отражает его акустической природы, однако при восприятии ударный слог при любом способе его выделения (курсив мой. — А С.) оценивается как более сильный, и поэтому тер­мин "динамическое ударение" может быть оправдан с перцептивной точки зре­ния» (Бондарко Л. В. и др. Основы общей фонетики... С. 90).


ных работ в нужном объеме, артикуляция «смазана», нарушена «трех-фазовость» звука, он превращается в невыразительный «рторазмыка-тель», необходимый для завершения полной артикуляции согласных» несущих основную информативную нагрузку в речевом потоке.

Акустически безударный гласный — очень краткий, нечеткий, невыразительный, «сомнительный» звук, лишенный, как правило, стационарного, характерного участка, не имеющий четкой форман­тной структуры.

Все виды «несловесного»* ударения получают свое выражение через те же физические характеристики ударного слоги слова, за счет все той же интенсивности, длительности, частоты, формантной струк­туры и движения основного тона слогообразующего элемента.

Можно сказать, что если словесное ударение — способ объедине­ния сегментных материальных единиц в номинативную, то синтаг-менное — способ трансформации номинативных единиц в коммуни­кативную.

При этом на смену оппозиции ударный слог //безударные слоги слова приходит оппозиция ударный слог центрального слова//утр- ные слоги других слов синтагмы. Выделение центрального слова синтагмы (в нейтральном контексте — это последнее слово), сопро­вождается изменением движения основного тона*.

Средством «формирования высказывания и выявления его смыс­ла»1 является интонация*, представляющая единство компонентов: мелодики*, интенсивности*, длительности*, темпа* я тембра* произ­несения.

Суперсегментная фонологическая единица — интонема' (фоне­ма тона*, интонационная конструкция*) выполняет в русском языке кульминативную* и делимитативную* функции, выступая так же, как и фонема, смыслоразличителем, обеспечивая дифференциацию функциональных и эмоциональных типов предложения и их акту­альное членение.

Анализ оппозиций позволяет констатировать, что в русском языке имеется 7 основных типов интонационных конструкций (ИК), ко­торые представлены различными модификациями основных оттен­ков в зависимости от смысловых и экспрессивно-стилистических нюансов. В речи они, как и другие фонетические единицы, значи­тельно варьируются на уровне их акустических составляющих.

В ИК выделяются три компонента: предцентр, центр и постцентр. Различительными (дифференциальными) признаками ИК являются:

1 Торсуева Ш. Т. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С.197.


— направление движения основного тона на гласном центра:

— соотношение уровней основного тона предцентра и постцентра.
Отсутствие данных различий компенсируется модификациями

центра1.

Система фонем русского языка (фонемный инвентарь*) устанав­ливается по позициям максимальной дифференциации, с использо­ванием метода квазиомонимов*. Система ИК может быть установле­на таким же методом, обеспечивающим перемещение интонации «в светлый пункт сознания», делающим ее единственным смыслораз-личителем. Методом «квазиомонимов» в данном случае станет со­поставление высказываний, различающихся лишь типами ИК, т.е. имеющих одинаковую лексико-грамматическую структуру, один и тот же интонационный центр (Напр: Какой у нее голос / Какая там погода/ и т.п.).

Перемещение центра ИК, по Брызгуновой Е. А., это и есть тради­ционное «.логическое» ударение с фонетической точки зрения, а эм­фатическое, очевидно, будет репрезентировать (представлять) эмо-тивные варианты ИК в отличие от нейтральных.

«Произнесение отдельного слова — явление не столь частое в ситуации речевого общения»2. Употребляясь как вопросно-ответная реплика в диалогической речи, слово трансформируется во фразу, т.е. слрвесное ударение становится фразовым ударением конечной, наиболее однозначно оформленной синтагмы. (Неконечным син­тагмам, по Е.А. Брызгуновой, свойственна значительная синони­мия ИК.)

Интонема (фонема тона, ИК) является, таким образом, основ­ной супрасегментной единицей языка, обязательным условием функ­ционирования его сегментных единиц (фонем), непременным при­знаком звучащей речи.

Терминологический словарик

Ударение, интонация, мелодика, основной тон, обертоны, тембр, темп, пауза. Словесное ударение; разноместнос, подвижное, побоч­ное ударение, Энклитики и проклитики. Ударение тактовое, фразо­вое, синтагменное. Ударение «несловесное», «логическое», «эмфа­тическое». ИК: центр, предцентр, постцентр, перемещение центра. Нейтральные-и эмотивные ИК. ИК и «выразительное» чтение.


Date: 2016-07-25; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию