Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артикуляционно- акустическая характеристика





их основных аллофонов (оттенков)

Состав фонем языка определяется позициями максимальной дифференциации*. Поэтому различия в фонемном инвентаре у ле-

1 Руделев В. Г. Фонология слова. Тамбов, 1975. С. 8—10.


нинградских и московских фонологов никак не могут быть связа­ны с их различным пониманием фонемы, а объясняются лишь неодинаковым подходом к анализу языкового материала: первые считают необходимым учитывать все без исключения языковые фак­ты, вторые отбирают наиболее типичные, с их точки зрения, час­тотные явления, т.е. их подход более консервативен и субъекти­вен.

Позициями максимальной дифференциации (наибольшей фо­нетической независимости, «сильными» — по МФШ) для гласных будет их изолированное произнесение1, для согласных — произне­сение перед гласным. Аллофоны* таких позиций наиболее ярко реп­резентируют фонему и называются основными.

При их произношении все артикуляционные работы выполня­ются в полном объеме, можно наблюдать три фазы артикуляции: при­ступ (экскурсия), выдержка (основная, наиболее длительная состав­ляющая) и отступ (рекурсия).

На спектрограммах* и осциллограммах* довольно четко фикси­руются соответствующие этим фазам переходные участки коартику-ляций* и стационарные*, характерные участки, по которым мы, соб­ственно, и опознаем этот аллофон, наиболее ярко представляющий данный звукотип материально.

Артикуляционные характеристики основных аллофонов — это описание скоординированной работы активных и пассивных орга­нов речи. Акустические — описание характера соотношения различ­ных источников* данного звука (голосовых и шумовых) и резонато­ров*. Акустические характеристики — обратная сторона артикуля­ционных, это две ипостаси единой функциональной единицы, еди­новременно воспринимаемые носителем языка.

«...При описании качества звуков речи, т.е. тех свойств, по кото­рым мы отличаем один гласный от другого, один согласный от дру­гого, мы будем говорить... о формантной структуре* (хотя, конеч­но, в этом случае речь идет о слуховом впечатлении, производимом той или иной формантной структурой)»2.

Все фонологизированные дифференциальные признаки (ДП)* фонем в указанных идеальных аллофонах обязательно предполагают следующие материальные корреляты:

1 Любое изолированное произношение делает гласный ударным (Бондарко Д. В.
Звуковой строй... С. 87)

2 Бондарко Л. В. Звуковой строй... С. 26.


акустика отсутствуют шумовые составляющие, только голосовой источник частотные характери­стики I F частотные характери­стики II F снижение частоты II F

 

дп Артикуляция →
1. Гласный: отсутствует преграда. → работают связки
2. Подъем: характер движения → языка по вертикали
3. Рад: характер движения →языка по горизонтали
4. Лабиали­зация: специфическая → работа туб

И наоборот, анализ конкретных материальных параметров звука также позволит однозначно определить его дифференциальные при­знаки:

Артикуляция 1. Нет преграды, работают связки 2. Артикуляция выполняется не

Акустика ДП

→ нет шумовых составляющих, → гласный только голосовой источник

→ отсутствует четкая → безударный

формантная структура

 

в полном объеме из-за сокращения времени на нее      
Артикуляция→ Акустика дп  
1. Преграда есть → шум возможен = согласный  
2. Преграда пре- → одолевается воз­душной струей шум есть = шумный  
3. Преграду обра- → зуют губы шум слабый = губно-губной    
4. Преграда сплош- → ная, преодолевается толчком воздуха шум импульсный = смычный, взрывной -
5. Работают связки → голос есть = звонкий  
6. Палатализован → и-образный = призвук мягкий  

Артикуляционно-акустические характеристики основных алло­фонов иллюстрируются схемами палатограмм*, рентгенограмм*, ос­циллограмм* и спектрограмм*, с которыми проводится работа на практических и лабораторных занятиях, — схемами, делающими звучащую речь видимой.

 

 

Формантную характеристику основных аллофонов гласных можно представить следующей схемой:

 

 

Характеристика гласных по подъему представлена частотой I F: гласные верхнего подъема: (и, ы, у) — я=250 гц; гласные среднего подъема (э, о) —»400гц; гласные нижнего подъема (а) —»500гц.

У гласных переднего ряда самая высокая частота И F: И —»2000гц; Э — и!600 гц. Задний ряд и лабиализация гласных характе­ризуются низкой частотой IIF.

На спектрограммах и осциллограммах хорошо видны акустичес­кие различия между согласными;

• по месту образования (различия в силе шума);

• по способу образования (различия в характере шума: импуль­-
сный — турбулентный, локализованный — нелокализованный);

• по глухости-звонкости (наличие-отсутствие голосовых состав­-
ляющих и их локализация);

• по твердости-мягкости (в составляющих самого согласного и/или
на переходных участках от согласного к гласному);

• по шумности-сонорности (наличие/отсутствие голосовых и/
или шумовых составляющих, их характер). (См. схемы лаборатор­-
ных занятий.)

«...Классификация по признакам не предполагает полного совпа­дения звука с его эталоном — важно лишь, чтобы у всех аллофонов


одной фонемы были общие признаки, отличающие эти аллофоны от аллофонов других фонем»1.

Date: 2016-07-25; view: 1335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию