Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Артикуляционно- акустическая характеристикаих основных аллофонов (оттенков) Состав фонем языка определяется позициями максимальной дифференциации*. Поэтому различия в фонемном инвентаре у ле- 1 Руделев В. Г. Фонология слова. Тамбов, 1975. С. 8—10. нинградских и московских фонологов никак не могут быть связаны с их различным пониманием фонемы, а объясняются лишь неодинаковым подходом к анализу языкового материала: первые считают необходимым учитывать все без исключения языковые факты, вторые отбирают наиболее типичные, с их точки зрения, частотные явления, т.е. их подход более консервативен и субъективен. Позициями максимальной дифференциации (наибольшей фонетической независимости, «сильными» — по МФШ) для гласных будет их изолированное произнесение1, для согласных — произнесение перед гласным. Аллофоны* таких позиций наиболее ярко репрезентируют фонему и называются основными. При их произношении все артикуляционные работы выполняются в полном объеме, можно наблюдать три фазы артикуляции: приступ (экскурсия), выдержка (основная, наиболее длительная составляющая) и отступ (рекурсия). На спектрограммах* и осциллограммах* довольно четко фиксируются соответствующие этим фазам переходные участки коартику-ляций* и стационарные*, характерные участки, по которым мы, собственно, и опознаем этот аллофон, наиболее ярко представляющий данный звукотип материально. Артикуляционные характеристики основных аллофонов — это описание скоординированной работы активных и пассивных органов речи. Акустические — описание характера соотношения различных источников* данного звука (голосовых и шумовых) и резонаторов*. Акустические характеристики — обратная сторона артикуляционных, это две ипостаси единой функциональной единицы, единовременно воспринимаемые носителем языка. «...При описании качества звуков речи, т.е. тех свойств, по которым мы отличаем один гласный от другого, один согласный от другого, мы будем говорить... о формантной структуре* (хотя, конечно, в этом случае речь идет о слуховом впечатлении, производимом той или иной формантной структурой)»2. Все фонологизированные дифференциальные признаки (ДП)* фонем в указанных идеальных аллофонах обязательно предполагают следующие материальные корреляты: 1 Любое изолированное произношение делает гласный ударным (Бондарко Д. В. 2 Бондарко Л. В. Звуковой строй... С. 26.
И наоборот, анализ конкретных материальных параметров звука также позволит однозначно определить его дифференциальные признаки:
→ Акустика ДП → нет шумовых составляющих, → гласный только голосовой источник → отсутствует четкая → безударный формантная структура
Артикуляционно-акустические характеристики основных аллофонов иллюстрируются схемами палатограмм*, рентгенограмм*, осциллограмм* и спектрограмм*, с которыми проводится работа на практических и лабораторных занятиях, — схемами, делающими звучащую речь видимой.
Формантную характеристику основных аллофонов гласных можно представить следующей схемой:
Характеристика гласных по подъему представлена частотой I F: гласные верхнего подъема: (и, ы, у) — я=250 гц; гласные среднего подъема (э, о) —»400гц; гласные нижнего подъема (а) —»500гц. У гласных переднего ряда самая высокая частота И F: И —»2000гц; Э — и!600 гц. Задний ряд и лабиализация гласных характеризуются низкой частотой IIF. На спектрограммах и осциллограммах хорошо видны акустические различия между согласными; • по месту образования (различия в силе шума); • по способу образования (различия в характере шума: импуль- • по глухости-звонкости (наличие-отсутствие голосовых состав- • по твердости-мягкости (в составляющих самого согласного и/или • по шумности-сонорности (наличие/отсутствие голосовых и/ «...Классификация по признакам не предполагает полного совпадения звука с его эталоном — важно лишь, чтобы у всех аллофонов одной фонемы были общие признаки, отличающие эти аллофоны от аллофонов других фонем»1.
|