Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объект, предмет, методы дисциплины.Стр 1 из 9Следующая ⇒ Курс "ИГУ в Р" дает представление о гос. управлении как о феномене, играющем определяющую роль в развитии Р, являясь, с одной стороны, творением конкретных исторических обстоятельств, а с другой, институтом, влияющим позитивно или негативно на социально-экономическое, политическое, духовное развитие страны. Предмет учебной дисциплины ИГУ в Р — возникновение, развитие и преобразование гос-ва и его аппарата, всех элементов гос. механизма и соответствующих им учреждений и органов. В основу учебного курса положены принципы объективности и историзма. Применяются и общенаучные методы, такие, как исторический, логический, проблемный, используются специально-исторические периодизации. Используется и классовый подход для характеристики позиции государства и государственных деятелей, особенно в условиях раскола населения на противоборствующие группировки. Применяется формационная теория как один из равноправных вариантов трактовки развития общества. Особое внимание уделено управленческой деятельности людей — незаурядных государственных деятелей, сыгравших большую, если не определяющую роль в ее истории. В этом ряду — Петр I, Александр I, Александр II. Особняком стоит известный мыслитель-реформатор М.М.Сперанский, многие его предложения по государственному и социальному устройству общества нашли применение значительно позже. В конце XIX — начале XX вв. свой вклад в реформирование государственного управления внесли С.Ю.Витте, П.А.Столыпин. В учебнике дана современная оценка государственным деятелям послеоктябрьской (1917г.) эпохи (В.И.Ленин, И.В.Сталин, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин). Таким образом, история российской государственности рассматривается в известном смысле и как одна из форм деятельности человека. Государственное управление — это целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений). Управление, особенно государственное, — сложное, многоплановое явление. С точки зрения теории и практики это: — умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; — вид деятельности по руководству людьми и организациями; — область человеческого знания, помогающего осуществлять эту деятельность; — определенная категория государственных служащих, специальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению; Методология изучения государственного управления в России включает следующие аспекты: 1) философская историко-материалистическая концепция; 2) политолого-социологический аспект; 3) общетеоретический социально-управленческий подход; 4) базовые понятия. 1. Историко-материалистическая концепция. Ее реализация в познании важнейшей стороны политической истории России — необходимая отправная посылка достижения объективности в объяснении данного исторического процесса. Принцип объективности требует рассматривать историческую эволюцию государства и его деятельности как социально-политическую реальность, как действительную политическую форму бытия российского общества, в конечном итоге определяемую его (общества) материально-производственной основой, социально-экономической структурой и отношениями между людьми, а также материально-природной средой существования. 2. Политико-социологический аспект методологии. Его суть заключается в анализе истории государственного управления в контексте сформулированных политолого-социологической наукой положений о сущности государства, его функциях, о взаимоотношениях государства и общества. К объектам государственного управления можно отнести: · первичный элемент социально-экономической системы - человека; · в зависимости от выбранных классификационных признаков - отрасли, регионы, организационные формы различных видов собственности и т.п.; · социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.
Историография Изучение истории государственного управления в России началось в XVIII веке. Большой вклад в развитие русской исторической науки внес В. Н. Татищев, создавший «Историю Российскую с древнейших времен» в пяти томах (1768 г.). В этой работе впервые представлена схема отечественной истории, включающая в себя несколько этапов: I. «Совершенное единовластие» (862 - 1132 гг.) - от Рюрика до Мстислава; II. «Аристократия удельного периода» (1132 - 1462 гг.); III. Восстановление монархии при Иване III и укрепление ее при Петре I (1462 - 1725 гг.) В. Н. Татищев трактовал историю России как историю развития самодержавия; ему принадлежит честь открытия и ввода в научный оборот таких документов, как «Русская Правда» и Судебник 1550 г. В Российской Академии наук в данный период историей русского государства занимались немецкие ученые Г. Байер и А. Шлецер – родоначальники норманнской теории происхождения государственности на Руси. Их оппонентом выступил М. В. Ломоносов. В своей «Древней российской истории» он привел весомые аргументы против норманнской теории: племя «Русь» - славянского, а не скандинавского происхождения; в древнерусском языке отсутствует скандинавское и германское влияние. В трактовке М.В. Ломоносова отечественная история представлена как непрерывный процесс, результат деятельности не только князей, но и труда народа. В начале XIX века появился фундаментальный труд «История государства Российского» Н. М. Карамзина, который дал толчок дальнейшему развитию исторических исследований. Основная идея его работы: государство – определяющая сила истории страны; самодержавие – наилучшая форма государственности для России. В середине XIX века сложилась так называемая государственная или юридическая школа историографии. Она отводила главную роль в историческом процессе государству. Государство – творец русской истории, высшее достижение общественного прогресса. Накануне 1861 г. Б. Н. Чичерин сделал вывод, что государство закрепостило, но оно же и освободит крестьян. Для историков государственной школы характерно стремление остаться в рамках эволюционного развития, отказ от революционного пути Запада. По мнению В. О. Ключевского, «три основных силы строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество, природа страны». В развитии России огромную роль играл политический фактор (государство), большое значение имели процессы колонизации (природный фактор), торговля (экономический фактор). Русский исторический процесс делится на 4 периода: I. Русь днепровская, городовая, торговая (VIII-XII века); II. Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII-середина XV века); III. Русь великая, московская, царско-боярская, военно-земледельческая (вторая половина XV- начало XVII века); IV. Всероссийский, императорский, дворянский период; период крепостного хозяйства, мануфактурного и фабрично-заводского производства (середина XVII-середина XIX века).
ГУ в Киевской Руси. С X по XII в. полноправными правителями страны были великие русские князья. У каждого великого князя была старшая и младшая дружины. В городах власть опиралась на бояр и посадников, в армии — на воевод, тысяцких. Великий князь сам руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. В то время княжеская власть, поддерживая порядок в стране, выражала интересы всех русичей. Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями. Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли – князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь – эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов – свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X – XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.
|