Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение к культу Императора первых христиан.





 

Зародившиеся в отдалённой от Рима провинции Иудея новое религиозное учение изменило ход всей последующей человеческой истории.

Явившийся на землю Сын Божий – Иисус Христос объединил вокруг себя тысячи и тысячи учеников и последователей. Они слушали его Нагорную проповедь, они следовали за ним из города в город, они с радостью встречали Учителя при Его торжественном входе в Иерусалим, они остались последователями Его Божественного учения после распятия своего наставника на кресте.

За короткое время новая вера охватила все восточные провинции Великой Римской Империи и приобщила к Церкви Христовых новых членов. Проповедь близлежащих учеников Христа – 12 апостолов распространилась по всей территории государства ромейского и по преданию уже в I веке была услышана народами дальних провинций в Испании и Британии. Христианские общины образовывались во всех центральных городах Римской Империи и принимали каждого новообращённого политеиста[37] в свою «семью».

Но общество Империи с недоверием смотрело на последователей этого нового учения. Отсутствие храмов, тайные ночные собрания, «поедание тела и крови учителя» вызывали среди людей сплетни и слухи, подозрения в каннибализме. Однако серьёзной основой для обвинения в нарушение римского закона это не могло являться. Недоверие к христианам среди правительства Рима вызывала совсем иная причина, а именно государственно-религиозная.

Римская Империя являлась государством нескольких народностей и культур, которые имели свои собственные религиозные традиции. Входя в состав государства ромеев эти религии не уничтожались, а поддерживались. Главным было чтобы местные религии отвечала на два критерия:

1. Место – отношение религии к определённой народности;

2. Время – свидетельство о древности местной религии.

Христианство же не отвечало ни одному из этих условий. Оно не имело за собой ни определённого народа, ни богатого прошлого.

Религия назаретянина, зародившиеся среди иудейского народа, согласно законам Римской Империи должна была считаться религии иудеев. Но у иудеев уже была своя древняя национальная религия в Единого Бога и таким образом отвечала критериям места и времени. Христианство же, в глазах правительства Империи, виделось как осколок иудейской религии. Члены же этой отколовшиеся веры считались отступниками от традиционной религии еврейского народа, чем ещё более мерзкими и незаконными виделись для римлян.

«Христиане могли требовать веротерпимости либо во имя истины, либо во имя свободы совести. – пишет историк и византолог Александр Леонидович Дворкин – Но так как для римлян одним из критериев истины была давность, христианство, новая религия, автоматически становилось религией ложной» [38]. И последователи этой ложной религии не соблюдали самый главный религиозный обряд – поклонение культу Императора.

В христианстве образ власти, в частности Императора, имел свой смысл уже с самого раннего периода истории Церкви.

Тему отношений христиан к власти поднял ещё ап. Павел. В своём послании к римлянам он пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим. 13:1-3). Таким образом, апостол указывает, что власть, какая бы она ни была, установлена по Божьему плану. Противостоять ей значит противостоять самому Господу Богу, что не допустимо для христиан. И важно заметить, что Павел говорит и о страхе пред властью, которая страшна лишь только для злых беззаконников. Для справедливых праведников она не страшна, ибо они глаголят лишь правду. К ним же и относит ап. Павел христиан.

Ко II веку христианство стало уже открыто явившейся проблемой религиозной жизни Римской Империи. Если в 64 году христиане были несправедливо гонимы Императором Нероном (54-68) только в окрестностях Рима, ибо они были «подозреваемы» в поджоге столицы, то во втором столетие аресты были расширены уже на всю территорию Империи.

Основой для этого стала ситуация сложившаяся при Великом Императоре Траяне (98-117), который являлся умным правителем и тонким политиком. В начале своего правления Император издал указ о тайных обществах, который был направлен на предотвращение различных секретных собраний. Он желал знать про все общества, которые существуют в Империи, и в случае угрозы с их стороны государству – закрывать. Первоначально под этот указ не относились христиане, но всё изменилось, когда проконсул провинции Вифиния Плиний Младший решил применить указ против христиан.
Являясь интеллектуалом своего времени и членом коллегии, которая следила за жречеством и политеистической религией, Плиний заботился о строительстве и возведении новых храмов римским и местным богам. Однако став проконсулом Вифинии он был поражён большому количеству христиан, массовому опустению храмов, ненужному и гнилому жертвенному мясу. Чтобы восстановить традиционную религиозную жизнь город Плиний решил начать арест местных христиан. О своём решении он написал письмо Императору.

Ответом Траяна был указ, который стал первым в истории законом, направленным против членов Церкви. Однако при этом Император не советовал Плинию прислушиваться к анонимным доносам на христиан и организовывать массовые розыски. Об этом, и о правосудие над учениками Христа, он пишет: «Разыскивать христиан не следует; но если они будут предъявлены и изобличены, то их следует наказывать, впрочем, так, что отрешившийся от христианства и подтвердивший это самым делом, т.е. преклонением пред нашими богами получает прощение за раскаяние, хотя бы прошлое его и было подозрительно» [39].

Последующие Императоры «золотого века Антонинов» в вопросе «Что делать с христианами?» придерживались указа, изданного Траяном. Этого же постановления придерживался и «философ на троне» Марк Аврелий, к которому были обращены несколько защитительных речей-апологий христианских интеллектуалов. В истории христианства они именуются, как апологеты.
Их труды являются самым лучшим свидетельством об отношении христиан к власти и Императору. В своих трудах апологеты объясняют христианскую веру, защищают её последователей от несправедливых обвинений, отмечают глубокую взаимосвязь Церкви и Империи, Бога и Императором. Одним из примеров таких защитительных речей является «Апология» Тертуллиана, христианского апологета и теолога II-III вв., обращённая к гражданам Рима и его Императору-философу Марку Аврелию.

Оказывая знак уважения со стороны христиан к Императорам Рима, предшественникам и предкам Марка Аврелия, Тертуллиан пишет «из стольких императоров (династии Антонинов - АБ), следующих за ними (Императорами I века - АБ) до настоящего включительно (Марка Аврелия - АБ), знающих предметы божественные и человеческие, укажите хоть одного, который гнал бы христиан» [40]. Тертуллиан опускает из истории Церкви те факты, что при Траяне и Адриане были арестованы и приговорены к смерти несколько христианских мучеников, одним из которых был св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Своё внимание апологет делает на правосудие Императоров, которые, по его словам, не устраивали массовые аресты и расправы над последователями Христа, но при этом не отменяли наказаний над ними. «Эти законы – пишет Тертуллиан – обошел отчасти Траян, запретив разыскивать христиан. Этими законами не пользовался ни Адриан, хотя он старался узнать все таинственное, ни Веспасиан, хотя он завоевал иудеев, ни Пий, ни Вер» [41].

Такими же словами апологет обращается и к самому Императору-философу: «он (Марк Аврелий - АБ) прямо не отменил наказаний христиан, однако на самом деле некоторым образом устранил их, определив обвинителям их осуждение даже тягчайшее» [42]. Интересно заметить, что Тертуллиан указывает на решение Императора судить более не христиан, а их обвинителей. Этим апологет говорит о правосудие римского Августа и о его справедливых решениях против злых дел, «ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим. 13:3).

Одной из важных тем, какие поднимает Тертуллиан в своей «Апологии», является тема молитвы за здравие Императора. Свидетельство о лояльности и подчинения власти через поклонение культу Императора являлось также молитвой за здравие Императора. Не принести бескровную жертву перед скульптурой монарха значило предать Августа и стать изменником Рима. А отступничество в традициях Римской Империи, а особенно в военных, считалось непростительным и каралось смертью.

К этим же отступникам относились и христиане. Не желая приносить ладан пред статуей Императора, и поклонится ей, ученики Христа навлекали на себя гнев со стороны власти. Если слухи о «каннибализме» христиан не являлись весомой причиной к их аресту, а вызывали лишь отвращение и презрение со стороны римского цивилизованного народа, то отречение от Императора и не упоминание его в молитвах было достаточно серьёзным нарушением законов государства ромеев. Очень часто именно это являлось основной причиной ареста членов Церкви.

Однако Тертуллиан в своей «Апологии» пишет, что «мы просим императорам здоровья у Бога вечного, у Бога живого, у того Бога, благоволения Которого и сами императоры желают по преимуществу… Мы всегда молимся за всех императоров, чтобы жизнь их была продолжительна, чтобы власть безмятежна, чтобы семья безопасна, чтобы войска храбры, чтобы сенат верен, чтобы народ честен, чтобы государство было спокойно, и о всем том, чего желает человек и император» [43]. Из этих слов мы узнаём, что оказывается христиане, не желая приносить бескровную жертву статуи Императора и поклонятся ей, всё-таки молились за здравие монарха. И заметим, что не только за монарха, но и за благополучие всей Империи – за сенат, за армию, за тишину и покой в государстве ромеев.

Выходит, что вся проблема касательно молитв за Императора из уст христиан заключалась не в измене Империи, а в вопросе божеств и Бога. Ученики Иисуса Христа отрицали любое существование многобожия и были верны лишь только одному Единому Богу. Молясь за Императора они отрицали, что он является богом во плоти, но не отрицали его, как ставленника Бога. «Мы в императорах видим судей Бога. - пишет Тертуллиан - Который поставил их начальниками над народами. Мы знаем, что в них есть то, чего Бог пожелал» [44].

О том, что представитель власти, в частности Император, есть ставленник и слуга Божий, впервые говорил ап. Павел в своём послании к римлянам: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Такие слова ап. Павла, человека видевшего самого Спасителя и живущего во времена ещё первых Императоров, возможно являются корнем последующего отношения христиан к начальникам, а самое главное к самим Августам.

Говоря далее об Императоре, как слуге Божием и народном начальнике от Него, Тертуллиан пишет: «император больше наш, чем ваш, так как он поставлен нашим Богом. Вот почему я о благоденствии императора, как своего, забочусь более, чем кто-либо другой, не тем только, что прошу его у Того, Который может даровать, … но и тем, что, поставляя величие царя ниже величия Бога, я вверяю его Богу, Которому одному только и подчиняю его» [45]. Этими словами апологет отмечает, что Императоры на самом деле неосознанно уже являлись христианскими монархами, которые были ставленниками Истинного Бога на земле, и которые служили на благо Церкви. Только служение их было не в виде дара Церкви свободы, а в виде ареста и смертей её праведников. Церковь Христова была окроплена кровью святою.
Говоря же о месте Императора ниже Единого Бога Тертуллиан, в выше упомянутом отрывке, указывает на то, что являясь христианином монарх получает благодать и защиту свыше. Да, он не является богом воплоти, но при этом является Божьим человеком. Той личностью, которой Господь поручил заботу и охрану народов мира. Император является человеком, который принял от Бога самый великий и большой дар – власть над всеми землями и народами. Монарх, таким образом, уподобляется самому прародителю человечества – Адаму, которому Бог поручил заботу и власть в Раю: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28), «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).

Как Адам владычествовал, возделывал и хранил Рай, так и Император, на мой взгляд, правил и заботился об Империи. Монарх, таким образом, становился «новым Адамом», а Римская Империя – «новым Раем», в котором царствует Август-«Адам», а освящает всё Единый Бог Иисус Христос.

И горем будет если эта Империя-«Рай» падёт. Чем дольше существует государство ромеев, тем дольше покой на земле и конец мира отходит. По этой причине Тертуллиан пишет, что «предстоящая всему земному шару величайшая катастрофа и самый конец мира, грозящий страшными бедствиями, замедляется римскою властью… и потому, когда молимся об отсрочке этого, то этим самым содействуем продолжению римского государства» [46].

На молитвах христиан держится Империя ромеев. Христианство кровь римской цивилизации. Император же, ставленник и слуга Божий, - сердце этого земного царства.

Но Тертуллиан не отрицает того факта, что ни все Императоры столь благочестивы, как Августы II века. Ещё в начале своей «Апологии» он пишет, что «Преследовал нас и Домициан, часть Нерона по жестокости» [47]. Но как, согласно апологетам, должно было относится христианам, когда их в это же время гнали божественные ставленники? И Тертуллиан пишет, что «нам для выражения обильного благожелания повелено молить Бога даже за врагов и просить у Него благ гонителям нашим» [48].

Тертуллиан призывает молиться за Императоров даже в то время, когда гонят их монархи. В любом случае должно почитать Августа и молиться за него.

Таким образом, выходит, что, согласно Тертуллиану, первохристиане отдавали дань уважения римским Императорам, но они отказывались молиться за них согласно политеистическим традициям. Они отказывались молиться за Императора римским богам, но они молились за него Единому Богу. Они почитали Августов, но не поклонялись их скульптурам. Фактически они почитали Императоров Рима одинаково с политеистическим обществом, различаясь только богами и ритуалами. Но у всех у них была одна и та же цель, один и тот же образ, за которого они молились. И образ этот, Римский Император, откликнулся на молитвы христиан спустя век после «Апологии» Тертулиана.

 

Во 2-ой половине III – начале IV века в Римской Империи начинают происходить изменения культурно-религиозного образа Императора. На сцену истории Римской Империи приходят Августы, которым предстоит изменить культ правителя Рима. Имя им – Диоклетиан и Константин. Этим двум великим монархам, и их влиянию на императорский образ, будет посвящена следующая глава.


Глава IV – Диоклетиан и Константин I Великий. Усиление культа Императора и его переход в христианство.

Date: 2016-07-22; view: 356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию