Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культ Августа в римском обществе.





 

16 января 27 года до Р.Х., после нескольких лет тяжёлой гражданской войны с Марком Антонием, молодой преемник Гая Юлия Цезаря – Октавиан Август был впервые провозглашён Римским Императором.

Изучением жизни и правления Октавиана Августа занимались многие историки и антиковеды. Кроме научной работы Ольги Александровны Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» большими источниками информации про деяния первого Императора и почитание его народом являются работы Ирины Сергеевны Свенцицкой «Культ Императора в Римской державе: от персонального обожествления к формальному культу носителя власти» и «Особенности культа Императора в Малоазийских провинциях в I в. н. э.», а также работа Алексея Борисовича Егорова «Культ личности и культ государства в религиозном почитании Императоров в I в. н. э.». Изучив данные научные работы можно представить целостную картину культурно-религиозного образа Октавина и его глубокого почитания обществом.

Начиная с Октавиана Августа титул «Император» стал приобретать иной смысл нежели ранее. В эпоху Республики им награждали полководцев, которые имели право первым выступать в Сенате, быть его принцепсом, владели империей – высшей военной властью, а также правом руководить всеми легионами Республики. Теперь же титул «Император» становился постоянным, а Империей называлась вся территория римской державы. В будущем титулу «Император» также было равно имя «Цезарь», которое несло в себе значение преемственности к Юлию Цезарю и Октавиану Августу.

Являясь главой государства и установив культ своего Гения, Октавиан был подобен главе семьи – pater familias, которой поклонялись рабы, вольноотпущенники и параситы. Однако если народ добровольно славил и поклонялся Гению Императора, то вот члены Сената наоборот – не хотели признавать себя подобными клиентам, поскольку для них это было слишком унизительно. Вместо этого сенаторы провозгласили Октавиана «Отцом отечества» - pater patriae, за которого народ поднимал бокалы на пирах, о чём свидетельствует автор римского романа «Сатиикон» Петроний Арбитр: «Августу, отцу отечества – слава!» [22].

Общество почитателей культа Императора представляло собой целостную иерархическую структуру высшую должность которой занимал жрец целой провинции. Главным архиереем (на Востоке) или фламином (на Западе) обычно становился богатый и знатный общественный деятель, которого лично знала или местная знать, или сам Император. Кроме этого в каждом городе также были свои фламины императорского культа, которые прежде проходили всю муниципальную лестницу. Они также входили в состав специальной коллегии севиров-августалов, членами которой обычно являлись знатные плебеи и вольноотпущенники. Важно заметить, что большую роль в почитании культа Императора выполняли бывшие императорские рабы, которые по стечению времени занимали административные посты. В работу городской коллегии входила задача решать вопросы о проведении городских праздников в честь Императора. Её члены должны были вкладывать большие деньги в предстоящие игры, торжества, раздачу хлеба беднякам.

Также среди простого народа существовали многочисленные коллегии почитателей Императора и его Дома. Руководителями, членами, жертвователями этих организаций очень часто становились бывшие рабы и вольноотпущенники. Кроме них такими же проводниками культа Августа являлись военные и ветераны, которые принимали участие в почитании Императора. Принадлежность к коллегиям являлась для граждан личным приобщением к монарху и воздаяние ему должных почестей.

Такое массово-народное почитание правителя являет нам тот факт, что основное движение культа исходило не от Императора и Сената, а наоборот, от общества. Для него Октавиан являлся «спасителем» от хаоса гражданских войн и установителем порядка в Империи.

Почитание Римского Императора несло за собой уважение и преклонение перед самим градом Римом, который являлся светом во тьме. У самого города была своя собственная богиня Рома, которая собой олицетворяла священный город Империи. По этой причине Октавиан приказал строить храмы своему Гению только совместно с храмом богини Ромы.

Возведение храмов Гению Августу и богине Роме приняло массовый характер по всей территории Римской Империи.

На Западе, землях бывших галльских племён, почитание вождя было уже древней традицией. Тоже самое было и на территории северо-западной Африки, в Нумидии и Мавритании, где в своё время были обожествлены цари Масинисса, Миципса, Юба, Гулусса, Гиепсала[23]. По этой причине на западной территории Римской Империи обожествление Императора и строительство храмов в его честь было не новым явлением. Так, согласно работе Свенцицкой «Культ Императора в Римской державе», в Лугдунуме (совр. Лионе) был освящён храм и алтарь в честь Августа и Ромы. Заметим, что совместно с этим, вокруг этого храма были воздвигнуты статуи богов 60 галльских племён. Таким образом, этот Лугдунумский храм свидетельствовал о введении единого культа Императора совместно с местными богами. Алексей Борисович Егоров, в своей научной работе «Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н.э», сообщает, что подобный храм, также был возведён ещё между 9-4 гг. до Р.Х. в Оппидуме Убиоруме (совр. Кёльн).

В восточных территориях Римской Империи, бывшем мире Александра Великого, культ божественного правителя был уже традицией нескольких веков. И хотя на Западе также существовало обожествление монархов, в эллинистическом мире видение культа Императора и почитание Гения Августа приняло особенный облик.

 

Date: 2016-07-22; view: 790; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию