Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная тематика докладов, эссе, рефератов⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 1. Глобализм и антиглобализм. 2. Человек и человечество в условиях глобальных проблем. 3. Этическая составляющая глобальных проблем. 4. Место экологической проблемы в системе современной глобалистики. 5. Отношение человека и общества к природе в этико-философских концепциях эпохи Возрождения и Нового времени. 6. Концепция «Римского клуба». 7. Этические аспекты генной инженерии. 8. Охрана природы - охрана человека. 9. Связь экологического и нравственного сознания. 10. Философия терроризма. 11. Экология: социальные, нравственные, методологические аспекты. 12. Экологические проблемы в художественном творчестве современности. 13. ИТР и окружающая среда: проблемы, трудности, прогнозы. 14. Биогенный, техногенный и ноогенный периоды в истории взаимодействия общества и природы. 15. Нравственные аспекты клонирования. Практические задания и дополнительные вопросы для обсуждения 1. Каково соотношение понятий «развитие», «прогресс», «регресс» в обществе? 2. Какие глобальные проблемы современности вы можете назвать? По каким признакам вы их определяете? 3. В чем состоит проблема соотношения общественного прогресса и войны? 4. Как связана проблема НТР со всеми другими глобальными проблемами? 5. Дайте анализ суждению французского философа Бергсона о прогрессе в связи с достижениями науки и техники: «Человечество стонет, полураздавленное тяжестью этого прогресса, который им же сделан». 6. Атомная энергетика: ее «плюсы» и «минусы». Возможны ли варианты? Если «да», то какие? 7. Переведите мысль Н.Г. Чернышевского на язык философских категорий: «Исторический путь - не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрытым пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность» (Полн. собр. соч. - М., 1950. - Т. 7. - С. 923). 8. Правильно ли такое определение прогресса: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом». Какие недостатки вы можете найти в этом определении? 9. Есть точка зрения, что критерий социального прогресса нужно искать в развитии производственных сил и в характере производственных отношений, в их соответствии друг другу. Необходимо брать способ производства в целом и не отрывать одну его сторону от другой. Исходя из этого, назовите страны: а) с высокоразвитыми производительными силами; б) с развитыми производственными отношениями. Выделите из них самые прогрессивные. 10. Американский футуролог А. Тоффлер в книге «Третья волна» ставит вопрос: «Не попробовать ли нам совершить биологическую перестройку людей в соответствии с профессиональными требованиями, скажем, создавать пилотов с более быстрой реакцией или сборщиков, не реагирующих на монотонную сборку у конвейера?». Как вам нравится перспектива становления такого человека, особенно в современных политических, экономических и экологических условиях? 11. Известно, что изменение характера собственности предопределяет формирование ключевых социальных, а в конечном счете и политических институтов. В связи с этим как понимать высказывание Ж.-Ж. Руссо: «Тот, кто первый оградил свой участок земли - положил начало современной цивилизации со всеми ее достижениями и пороками»? 12. По расчетам американского экономиста лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева, «...к 2000 году обществу придется иметь дело с ситуацией, когда часть активного населения Америки будет обеспечена работой, а другая - отдана во власть безработицы». «С чисто технической точки зрения, - пишет он, - этот процесс во многом аналогичен тому, что происходило 50 лет назад в сельском хозяйстве, когда лошадей начали заменять тракторами: постепенно эти “исправные слуги” были охвачены технической безработицей, а затем полностью исчезли с полей и ферм». Дайте анализ этому высказыванию. 13. Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и величия городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной». Франклин Рузвельт следующим образом понимал цели общественного развития: «Наш прогресс проверяется не изобилием у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». Дайте анализ этому высказыванию. 14. В чем причина обострения экологической проблемы? Проанализируйте ответы, которые были даны на этот вопрос. Какие из них, по вашему мнению, правильно отражают сущность причин, породивших обострение экологической ситуации в мире? а) Развитие производительных сил общества неизбежно предполагает разрушение природы, поскольку технический прогресс невозможен без добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, расширения посевных площадей и т.п. б) Безудержный рост населения заставляет человеческое общество расширять производство, увеличивать производство продовольствия за счет распахивания всех пригодных земель, разрушая сложившиеся биогеоценозы, приводя к неизбежному истощению сырьевых, энергетических ресурсов. в) Экологический кризис возник вследствие противоречия между увеличившимися до гигантских размеров возможностями общества изменять природу и ограниченными возможностями предвидеть все последствия таких изменений. г) Так как между обществом и природой возникли антагонистические противоречия, которые неразрешимы и неизбежно будут обостряться, то экологическая катастрофа неизбежна. д) Причина обострения экологических проблем на Земле — в безудержном стремлении людей к комфорту, к роскоши, к материальным ценностям. е) Экологические трудности порождены национальным, региональным и классовым эгоизмом, который в угоду узконациональным или классовым интересам, амбициям хищнически эксплуатирует природу, не заботясь о будущем. 15. «Экология духа - вот что сегодня, наряду с экологией природы и культуры, особенно важно... Ведь многие наши проблемы, в том числе и экологические, - прямой результат экологической безнравственности». Как вы относитесь к такому суждению? 16. По свидетельству ряда авторов, Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки - одно из самых важных своих изобретений, опасаясь, что оно попадет в руки политиков и военных. Поэтому он в своем дневнике эту идею изложил тайнописью. а) Почему Леонардо да Винчи не просто скрыл свою идею, не выбросил ее, а записал для потомков? б) Возвысилась ли мораль вместе с научным и техническим прогрессом или упала? в) В какой степени моральны или аморальны ученые, разрабатывающие и совершенствующие новые виды оружия? 17. Оправдывается ли в наши дни предложение Ф. Энгельса, что может настать такое время, когда прогресс военной техники сделает войну бессмысленной? Какая из причин оказалась решающей, позволившей избежать в течение последних десятилетий третьей мировой войны? а) Не разразилась, потому что стала бессмысленной в результате угрозы взаимного уничтожения. б) Удалось предотвратить в результате образования биполярной международной системы (США, СССР), которая привела к равновесию сил. в) Мировой войны удалось избежать в результате превосходства сил мира над силами, заинтересованными в развязывании термоядерной войны. 18. В современной литературе высказывается мнение о том, что сельское хозяйство как отрасль производства пищи в принципе бесперспективна и в этой основной функции должна прекратить свое существование, нужен принципиально новый путь: в освоении других источников, получении пищевых продуктов, не связанных с биосферой, превращении человечества из сугубо гетеротрофного в автотрофное. Заменив в основном сельскохозяйственное производство продуктов питания промышленным, человечество уменьшит негативные явления в биосфере, установит оптимальные размеры ее использования, превратит ее в максимально удобную для себя среду обитания. А что вы думаете по этому вопросу? 19. Какие общественные явления выступают движущими силами исторического развития: а) объективные общественные противоречия; б) производительные силы; в) способ производства и обмена; г) деятельность народов; д) классовая борьба; е) социальные революции; ж) потребности и интересы людей; з) идеальные мотивы? 20. В чем суть идей пацифизма и какова их роль в предотвращении войны. 21. В чем глобальная социальная опасность терроризма. Какие факторы способствовали превращению терроризма в глобальную проблему? 22. Прокомментируйте следующее суждение Жана Бодрийяра: «Какой путь, кроме террористического, можно было избрать для изменения положения вещей в ситуации монополизации мировой власти, в ситуации столь замечательного сосредоточения всех функций в руках технократической машинерии и при полном единомыслии? Система сама создала объективные условия для нанесения удара по себе». 23. В чем заключаются особенности подхода мальтузианства и неомальтузианства к демографической проблеме? 24. Как соотносятся понятия «предвидение», «прогнозирование», «прогноз»? 25. Поясните, в чем суть и различие обыденного, интуитивного и научного предвидения? 26. Какие типы прогнозов вам известны? 27. Охарактеризуйте, что такое непосредственное, обозримое и отдаленное будущее? 28. Прокомментируйте строки М.Ю. Лермонтова: Настанет год. России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь; И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, невинных жен Низвергнутый не защитит закон… Рекомендуемая литература Основная: Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009. Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2011. Дополнительная: Алаев Э.Б. Экологический кризис в системе глобальных проблем современности / Э.Б. Алаев // Известия РАН. Серия. География. - 1992. - № 1. - С. 15-22. Возняк В. Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы / В. Возняк // Вопросы экономики. - 1995. - № 2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. Глобальный эволюционизм (философский анализ). - СПб., 1994. Илларионов С.Н. Террор и антитеррор в современном мироустройстве / С.Н. Илларионов. - М., 2003. Ильин В.В. Новыймиллениум для России: путь в будущее / В.В.Ильин. - М., 2001. Катастрофы и общество. - М., 2000. Петров, К. М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы / К.М. Петров. - СПб., 1997. Философия: проблемный курс. Разд. IV. Гл. 4. - М., 2002. Экология и экономика природопользования / под ред. Э.В. Гирусова. - М., 2002. Следует помнить, что образовавшаяся задолженность студентов, пропустивших по различным причинам семинарское занятие, должна быть ликвидирована путем прохождения индивидуального собеседования Вашего преподавателя. В заключение хочется дать еще важный совет. Специфика философии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе гуманитарных наук и значение для практической деятельности юридических и таможенных кадров требуют от студентов глубокого и всестороннего освоения философской проблематики. Это расширит возможности формирования высокой мировоззренческой и методологической культуры, компетентности и профессионализма выпускников Юридического института. Тогда Вы будете успешными в настоящей и будущей жизни.
|