Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная тематика докладов, эссе, рефератов1. Особенности современной научно-философской картины мира. 2. Становление и развитие представлений о материи в истории философии. 3. Движение как единство изменчивости и устойчивости. 4. Основные формы движения материи и принципы их взаимосвязи. 5. Современные философские проблемы пространства-времени 6. Детерминизм и индетерминизм: история и современность. 7. Бытие как проблема. Практические задания и дополнительные вопросы для обсуждения 1. С позиций какого философского направления даны следующие определения? а) То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»). б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей... в) Материя есть постоянная возможность ощущений. 2. В какой степени истинны следующие суждения? Материя - это: а) то же, что и реальность; б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью; в) совокупность вещества и поля; г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности; д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия; е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием; ж) постоянная возможность ощущений; з) неизменная первооснова бытия; и) пространственная развертка мировой идеи. 3. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя - это философская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следовательно, материя существует только в сознании»? 4. В ленинском определении материи указывается, что материя «дана человеку в ощущениях его». Известно, что космические лучи, электроны, внутренняя часть Земли и многое другое непосредственно не даны нам в ощущениях. Следует ли отсюда вывод, что они нематериальны? 5. Материальны ли следующие явления: свет, пространство и время, информация, тень, общество, общественные отношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь? 6. Материализм XVII-XVIII вв. был преимущественно механическим и метафизическим. Как вы это понимаете? Ответьте далее на вопросы: а) Мир материален. Как менялось представление о материи в ходе исторического развития философской мысли? б) Правильно ли отождествлять материю с природой? в) Как изменились взгляды на материю с XVIII по XX вв.? Назовите наиболее важные научные достижения XX в., оказавшие влияние на учение о материи. г) Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «вещество»? Аргументируйте свой ответ. 7. В чем заключаются различия между философским и естественно-научным представлениями о материи и ее структуре? 8. «Единство мира, - пишет Ф. Энгельс, - состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым... Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 20. - С. 43). В подтверждение сказанного приведите известные вам научные факты из области естественных и общественных наук. 9. Согласны ли вы со следующими взглядами американского физика В.Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ. а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки....Энергия - это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...» б) «...Все многообразие элементарных частиц объясняется некоторой универсальной первоматерией, которую можно назвать энергией или материей». 10. В чем заключается специфика социальной сферы материального мира? 11. «Природа существует вне и независимо от сознания людей». Является ли это утверждение необходимым или достаточным условием для материалистической точки зрения? Или необходимым и достаточным? 12. «“Материя” и “сознание” являются, по сути дела, конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу - Солнце или Земля» (Б. Рассел). Прав ли Б. Рассел? Аргументируйте свой ответ. 13. Дайте философский и естественнонаучный анализ двум определениям понятия «материя» Ф. Энгельса: а) «Материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие». (Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 20. - С.550); б) «Материя как таковая - это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как только существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим». (Там же. С. 570). 14. Какая философская идея выражена в строках В. Брюсова? Быть может эти электроны - Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков. Еще, быть может, каждый атом - Вселенная, где сто планет. Там все, что здесь в объеме сжатом, А также то, чего здесь нет. 15. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц: а) Элементарные частицы - это атомы Демокрита, т.е. первичные элементы материи. б) Элементарные частицы - это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений. в) Элементарные частицы - это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи. Какая философская позиция лежит в основе каждой из этих точек зрения? 16. Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что электроны, ядро Земли, «черные дыры» не являются материальными объектами, так как не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»? 17. Укажите, в чем сходство и в чем различие понятий «бесконечный» и «безграничный»? 18. Дайте философский анализ по поводу следующих суждений о единстве мира, выразите свою позицию: а) Единство мира состоит в его материальности. б) Единство мира состоит в его существовании. в) Единство мира проявляется в синтезе его химического состава. г) Единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же законы. д) Мир един, поскольку в нем все взаимосвязано. 19. «Движение, - пишет Ф. Энгельс, - есть способ существования материи» (Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -Т. 20. - С. 59). а) В чем отличие диалектико-материалистического понимания движения от понимания его в метафизическом материализме? б) Почему с точки зрения диалектического материализма нельзя отрывать материю от движения? в) На каком основании в диалектическом материализме утверждается, что движение несотворимо и неуничтожимо? 20. Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»? 21. Раскройте философское значение закона сохранения и превращения энергии, закона Эйнштейна: Е = mс2. 22. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» одобрительно отзывается о высказывании Кирхгофа: «Покой - это частный случай движения». а) Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? б) Можно ли покой рассматривать как движение, а движение - как покой? в) Есть ли в движении нечто, остающееся неизменным? Проанализируйте это на примерах из естественных и общественных наук, общественной практики. г) Что сохраняется в равномерном и равноускоренном движениях? 23. Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму. а) Механическое движение - наипростейший вид движения материи. б) Биосистемы развиваются по законам механики. в) Механическое движение - универсальный вид движения материи. г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение. 24. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б. Человеческое познание / Б.Рассел. - М., 1957. - С. 71). Можно ли считать данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма? 25. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени: а) субъективного идеализма; б) объективного идеализма; в) метафизического материализма; г) диалектического материализма. 26. Проанализируйте следующие концепции понимания пространства и определите философское направление, к которому их можно отнести: а) Абсолютная протяженность, пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них. б) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей, априорная форма чувственного созерцания. в) Важнейшая объективная форма бытия материи, зависящая от движения и взаимодействия тел. 27. Проанализируйте следующие концепции понимания времени и определите философское направление, к которому их можно отнести: а) Длительность существования и мера всеобщего изменения материи, неотделимая от материи. б) Частная и конечная форма проявления абсолютной вечности, в которой пребывает Бог или абсолютный Дух. в) Абсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных изменений длительность, однородная во всей Вселенной. г) Важнейшая объективная форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменения материи. д) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных как априорная форма чувственного созерцания, как внутренняя основа субъективного существования, исчезающая вместе с исчезновением личного «я». 28. Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие? В связи с этим проанализируйте строки из стихотворения С.Я.Маршака: Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. 29. Излагая сжато сущность общей теории относительности, А. Эйнштейн говорил: «Сущность такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Сопоставьте это суждение с высказываем Ф. Энгельса: «Обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» (Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 20. - С. 50). В каком отношении находятся между собой эти высказывания? 31. «Основные формы всякого бытия, - писал Ф. Энгельс, - суть пространство и время» (Там же. С. 51). Ответьте на вопросы: а) Относится ли это высказывание к бытию идей? б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности? в) Разъясните замечание В. И. Ленина: «Время вне временных вещей = Бог» (Полн. собр. соч. - Т. 29. - С. 50). г) Можно ли рассматривать пространство и время в физике Рекомендуемая литература Основная: Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009. Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2011. Дополнительная: Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. - М., 1982. Губин В. Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. - М., 1998. Лобанов С.Д. Бытие и реальность / С.Д. Лобанов. - М., 1999. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч. / Ф. Энгельс, К. Маркс. - 2-е изд. - Т. 20.
|