Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Организация групповой работы





В настоящей книге предлагается модель коррекционной и профилакти­ческой работы, основанной на сочетании деятельности подростково-моло­дежного клуба с работающей на его базе психологической группой. При этом мы отказываемся от традиционного объединения участников "по ин­тересам". Мы, напротив, стремимся вовлечь участников в возможно большее число различных видов деятельности, чтобы каждый из них имел воз­можность попробовать свои силы в новой, незнакомой для себя области. Надо учесть также, что у многих подростков, нуждающихся в психологиче­ской помощи, вообще отсутствуют сколько-нибудь определенные интересы (как. например, при тотальном регрессе или психологической инкапсуляции). Их формирование - одна из задач, которые должны быть решены в самом ходе работы.

Каждая из описываемых форм деятельности (психологическая группа в подростково-молодежный клуб) имеет свои задачи, дополняющие друг друга;

• прохождение психологической группы обеспечивает создание
сплоченного актива клуба: в этом процессе устанавливаются тесные,
эмоционально насыщенные отношения между членами клуба,
закладываются основы для содержательной совместной деятельности;

• у многих старшеклассников имеются достаточно серьезные
эмоциональные проблемы и проблемы общения, которые затрудняют, а
подчас делают вовсе невозможным участие в работе клуба;
психологическая группа способствует преодолению этих проблем;

• клуб обеспечивает преемственность и непрерывность в работе
психологических групп, создает то реальное пространство, в котором могут
быть реализованы и закреплены психологические достижения групповой
работы.

Нами опробовались разные варианты соотношения работы клуба и пси­хологической группы: предварительное проведение группы с последующей организацией клуба па се основе; одновременное начало работы со старше­классниками в клубе и в психологической группе: проведение группы с под­ростками, которые до этого уже посещали клуб в течение некоторого време­ни. Оказалось, что для разного контингента участников желательна различ­ная последовательность. Так, при низкой мотивации к психологической ра­боте целесообразно начинать группу, когда ее будущие участники уже начали посещать клуб, служащий для них. местом игр и развлечений. При наличии серьезных психологических проблем, препятствующих межлич­ностному общению, и осознании потребности в преодолении утих про­блем более полезно предварительное проведение психологический группы. Наконец, в случае, когда у старшеклассников имеется мотивация к психоло­гической работе, но глубина проблем не столь велика, чтобы сделать невозможным нормальное общение в клубе, оправдано одновременное вклю­чение а работу группы и клуба.

Руководители группы. В рамках предлагаемой модели психологиче­скую группу может вести один или два руководителя. Желательно также,

чтобы в группе участвовал руководитель клуба (в зависимости от уровня своей психологической подготовки он может выполнять функции одного из руководителей, помощника руководителя или же рядового члена группы). Его участие, с одной стороны, обеспечивает ему более тесный эмоциональ­ный и деловой контакт с членами клуба, а с другой стороны, способствует консолидации группы на первом этапе се работы - особенно, если группа образована на базе уже действующего клуба.

Если есть такая возможность, то удобно, чтобы группой руководили мужчина и женщина: это облегчает подросткам проекцию представлений, связанных с отцовской и материнской фигурами, способствуя эффективной групповой динамике. В нашей работе имелось классическое распределение ролей двух руководителей: один выступал в качестве эмоционального лиде­ра, устанавливающего тесные непосредственные контакты с подростками и молодежью, другой держался более отстраненно. давал необходимые пояс­нения, проводил интерпретации и организовывал дискуссию.

Необходимо помнить, что молодежь склонна к поиску взрослых, кото­рые могли бы стать для нее образцами в жизни. Это накладывает на руково­дителей группы особые обязательства. Они не могут выступать только как инструкторы-профессионалы, добросовестно реализующие определенную программу работы. Юноши и девушки всегда оценивают руководителей так­же и в личностном плане, применяя свои - подчас весьма высокие — крите­рии, стремятся к установлению неформальных личностных контактов. Готов­ность к таким контактам - одно из необходимых условий успешной работы со старшеклассниками. Разумеется, сказанное не означает, что руководитель подростково-молодежной группы должен быть неким идеальным челове­ком, лишенным недостатков. Это значит только, что он должен восприни­маться как достаточно цельная личность, а не просто как человек, владею­щий набором психологических техник и приемов.

В силу характерной для юношества разносторонности интересов жела­тельно, чтобы руководитель был достаточно широко образован, чтобы он мог содержательно участвовать в pasi оворе, отвечать на вопросы и высказы­вать обоснованное мнение относительно разных сфер культуры. В частно­сти, необходимо достаточно хорошее знакомство с подростковой п молодеж­ной субкультурой - неформальными подростковыми группами и движения­ми, популярной среди подростков и юношества музыкой, литературой и т.п.

В описываемой модели предусмотрена кратковременная психологиче­ская группа, рассчитанная на 12 занятий но одному разу в неделю. Оптималь­ная продолжительность занятия зависит от характера группы: в группах первого типа (наиболее социально благополучных) она составляет 2,5 - 3 часа, в группах третьего типа (наименее благополучных) - около полутора часов, в гр уппах второго типа (промежуточных) - приблизительно 2 часа.

На предварительном этапе осуществляется набор группы, проводят­ся беседы, а в случае необходимости - психологическое обследование с ее будущими членами. Такие беседы и обследования могут проводиться инди­видуально или с маленькими подгруппами (не более, чем по 4 человека).

На предварительном этапе происходит также первоначальное знакомст­во руководителей группы с се участниками, которое в дальнейшем облегчает установление содержательных контактов и выработку правильной позиции. Кроме того, на этом этапе намечаются индивидуальные задачи психологиче­ской работы с каждым из участников группы (разумеется, в дальнейшем они уточняются).

На этом этапе можно рекомендовать использование личностных рису­ночных тестов (рисунки дома, дерева, человека, несуществующего животно­го). Они достаточно информативны и в то же время просты в проведении, не требуют много времени, могут проводиться с несколькими людьми одновременно.

При двух руководителях оптимальное количество участников группы --14-15 человек. Возможно его увеличение до 18-20 человек. Работать с еще большим количеством участников становится крайне трудно. При одном руководителе количество участников не должно превышать 10-12 человек.

В нашем опыте в процессе занятий обычно отсеивалось около четверти первоначального состава (причины отсева были различны). Благодаря тому, что в первой половине работы группы проводились как открытые (т.е. с воз­можностью включения новых членов по ходу работы), отсев компенсирует­ся притоком новых участников. Таким образом, на предварительном этапе отбиралось не менее 12 юношей и девушек, которые образовывали первона­чальный состав группы.

Если группа проводится на базе и в помещении клуба, то крайне сложно сделать ее закрытой, В этом случае приходится оставлять возможность вклю­чения новых участников на протяжении всего времени работы, что налагает существенные ограничения на выбор используемых методов и не способст­вует интенсивной групповой динамике. Если же такой необходимости нет, то приблизительно в середине работы (после 5-го — 6-го занятия) желательно группу закрыть, т.е. прекратить включение в нее новых членов.

Очень полезным оказывается включение в новую группу небольшого количества юношей и девушек с наиболее серьезными психологическими проблемами, ранее прошедших аналогичную группу у тех же руководите­лей. Опыт выполнения групповых упражнений позволяет им сразу же полу­чить в новой группе более высокий статус, что повышает их самооценку и уверенность в себе. Это особенно рекомендуется тем старшеклассникам, которые и первый раз прошли группу не полностью, так как присоединились к ней уже в процессе ее работы.

Наличие двух-трех человек, уже имеющих опыт работы в группе, оказы­вается полезным не только для них самих, но и для группы в целом. Они становятся проводниками норм поведения в группе, что заметно ускоряет ее консолидацию на начальных этапах работ ы и способствует эффективной груп­повой динамике.

Date: 2016-07-20; view: 224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию