Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выразительные возможности электр. СМИ





Радиожурналистика

 

На первый взгляд может показаться, что в радиожурналистике не так уж много выразительных средств. Но даже с помощью базовых приемов можно создать неповторимое своеобразие той или иной передачи. «Основным средством реализации акустической природы радиовещания явилось звучащее слово. Устное слово в электронных СМИ и на радио – особая репрезентативная роль». [1] В радиовещании основная нагрузка приходится на слово, а именно на его подачу. Например, с помощью голоса можно придать звучащей информации тот или иной оттенок.

· Дикторское слово – информация индифферентная по отношению к автору. Как правило носит официальный характер.

· Актерское слово – впитав традиции театра и кино, оно в эфире служит созданию образа, усилению внутренней драматургии действия (радио- аудиокниги, в рекламных блоках).

· Слово журналиста – по принципу «сам написал, сам рассказал», либо используется как элемент экспромта, провоцируемый необходимостью немедленного описания и оценки ситуации (прямые включения и т.д.). Как выразительное средство – оно наиболее репрезентативно в информационно-аналитических программах – подчеркивает личную позицию автора. [1]

Также, управляя диапазоном тона, мы можем выделять нужные участки речи диктора. Низкий голос звучит предпочтительнее, мы легче воспринимаем более низкий тембр, однако повышение тона может привлечь внимание. Особенно восприимчивы к этому женщины. Паузы также сильно влияют на восприятие слушателем информации. Хорошая дикторская речь интонационно выразительна: варьируется громкость голоса, речь звучит то быстрее, то медленнее, меняется высота голоса, говорящий управляет тембром голоса. На противоположном полюсе находится монотонная речь, которая усыпляет слушателя и отвращает его от эфира.

Вместе с тем, речь в информационном эфире принципиально отличается от актерского словесного действия. Она сдержанна, эмоционально отстранена. Диктор не увлекает и не развлекает слушателя, а информирует его. Диктор не автор и не персонаж, а посредник между источником информации (на который он всегда ссылается) и слушателем.

Интонация способна:

· Выделять главное. Устранять помехи, вызванные восприятием побочной, сопутствующей информации, увеличивая количество семантически значимой информации.

· Убеждать. Через эмоциональность и экспрессивность речи усиливать пропагандистский эффект общения.

· Оптимизировать общение, участвуя в создании его психологического фона (психологического контакта с собеседником, слушателем).

 

Кроме интонации существуют и другие выразительные приемы, помогающие удерживать внимание слушателя. Например, положительным моментом будет использование вопросительных конструкций. Таким образом, мы создаем иллюзию общения, слушатель чувствует себя вовлеченным в беседу. Однако, использовать их постоянно не стоит, так как этот прием является достаточно сильном в акцентном плане. Конечно, идеальным вариантом будет прямое обращение к аудитории. Если такая возможность имеется, ей ни в коем случае нельзя пренебрегать – это оживляет контакт со слушателями, помогает удержать его внимание при достаточно продолжительном времени вещания.

 

 

Важную роль в радиопередаче всегда играют диалоги. Они позволяют не только разнообразить эфир, но и правильно донести до слушателя имеющуюся информацию, расставив акценты и выбрав наиболее подходящий тип диалога:

· Замкнутый (собеседники ведут беседу между собой, а зритель только наблюдает).

· Разомкнутый (откровенно направлен на зрителя).

· Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события. [2]

 

Несомненно, ингредиент, без которого крайне сложно приготовить вкусное радиожурналистское блюдо – это музыка. Чтобы правильно подобрать музыку в эфир, нужно, прежде всего, определить какую функцию в передаче она будет выполнять.

· Информативную – иллюстрировать, например, творчество певца.

· Психологическую – подсознательно влиять на восприятие сюжета.

· Эстетическую – создавать определенное настроение сюжету.

 

Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если она является компонентом действия, движущей силой структуры произведения. Кроме этого, музыка может оформлять начало и конец передачи, сюжета или формировать зрительское восприятие времени.

 

И, последнее, – шумы. На первый взгляд, может показаться, что шумы – вещь второстепенная, но ими не стоит пренебрегать. Шумы могут создавать фон сюжета или создавать эффект стороннего наблюдателя. Тишина также является мощным выразительным средством. Существует несколько основных принципов использования шумовых эффектов:

  • Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения / уменьшения интенсивности звука.
  • Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).
  • Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.

 


Тележурналистика

 

Поскольку некоторые выразительные приемы в радио- и тележурналистике совпадают, то в этом разделе будут рассмотрена только специфическая составляющая телевидения – визуальная.

 

Нельзя отрицать тесную связь вербального и невербального каналов восприятия в тележурналистике. Если эта связь прочна, то программа выглядит целостно. Есть несколько общих правил, которые помогают решить эти словестно-изобразительные задачи:

  • Изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить.
  • Словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации.
  • Слово должно давать достаточную информацию, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы
  • В слове должны быть выражены основные проблемы, идеи.
  • Словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот. [2]

 

Не менее важной частью невербального арсенала выразительных средств тележурналистики является композиция кадра. Под композицией кадра обычно понимают расположение видимых в кадре элементов, придающих изображению убедительность и целостность. Единство изображения достигается особым соотношением линии горизонта, предметов, цвета и света.

 

Композиция кадра – эстетическое осмысление объемных и линейных элементов, их подбор, группировка, последовательность.

 

Чтобы правильно построить кадр, нужно, прежде всего, знать основные элементы композиции:

· Граница кадра.

· Сюжетно-композиционный центр.

· Перспектива изображения.

· Масштаб.

· Ракурс.

· Движение.

Кадры можно накладывать друг на друга, кэшировать – обрезать. Мозаика позволяет разложить изображение на множество цветных квадратов.

 

Не менее важно знать какой план лучше выбрать в тот или иной момент. Может быть, нужно показать героя во весь рост, его осанку, а может, стоит привлечь внимание к его идеально начищенным ботинкам.

 

Существует несколько видов планов:

· Портретный план – деталь, лицо, голова.

· Крупный план – голова и плечи.

· Среднекрупный – фигура до верхней половины груди.

· Первый план – до пояса.

· Средний план – ¾, фигура до колен.

· Среднеобщий – фигура целиком с небольшим пространством вверху и внизу.

· Общий – фигура занимает от ¾ до ½ высоты экрана.

Ориентация в пространстве – самая очевидная роль ракурсной съемки. [3]


Date: 2016-07-18; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию