Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные роли журналистики





 

С.Г. Корконосенко выделяет четыре социальных роли журналистики:
- производственно-экономическую,
- информационно-коммуникативную,
- регулирующую,
- духовно-идеологическую.
При этом, в пределах той или иной социальной сферы, журналистика, по его мнению, “выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам”.
Автор полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. При этом он оговаривается, что “это как бы не собственные функции журналистики как уникального общественного института, а отражение законов и условий деятельности, сложившихся вне ее.
Полагать, что быть товаром есть функция журналистики – это, по всей видимости, преувеличение, равно как и вывод о том, что функциями журналистики являются сбор, хранение и т. д. информации, даже если под журналистикой понимать только “уникальный общественный институт”. Здесь, очевидно, смешаны представления о функциях журналистики и, например, об этапах циркулирования информации в информационных процессах, которые свойственны отнюдь не только журналистике.

 

В обществоведении подробно рассмотрены социальные роли личности. В общих чертах вывод социологов заключается в том, что человек постоянно находится в нескольких, различных социальных средах, в каждой из которых он сталкивается с определенными ожиданиями и нормами. Чтобы оставаться активным участником отношений в этих средах, он должен вести себя соответственно ожиданиям. Так формируется его ролевой статус, так окружающая обстановка «заказывает» его ролевое поведение.

Понятие социальных ролей мы переносим на характеристику печати. Журналистика занимает определенные позиции в общественных отношениях. Сущность ролевой характеристики как раз и заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Это вторая посылка для анализа.

Структура ролей одновременно и многообразна по форме, и проста по своему построению. И то и другое объясняется универсальностью журналистики, которая проникает во все области социальной жизни. Ролевая характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей этих областей (иначе они называются социетальными системами): экономической, политической, духовно-идеологической, социальной.

В соответствии с разделением общественной жизни на несколько социальных систем выделяется ряд ролей прессы: производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и духовно-идеологическая. Рассмотрим теперь более пристально каждую из ролей. В отечественной теории долгое время относительно слабо была освоена производственно-экономическая роль журналистики.

Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: определенную стоимость имеют квалификация корреспондента и его трудозатраты при работе на редакцию (что выражается в его заработной плате), готовый тираж газеты, оборудование телерадиостанции, время в эфире, предоставляемое для рекламы, и пр.

В социальной сфере роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений, то есть с усвоением ими социально-культурного опыта предшественников и включением его в контекст общественных отношений. Люди воспринимают чужой опыт через общение, которое, в свою очередь, составляет содержание массовой коммуникации. Соответственно информационно-коммуникативная роль прессы способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействию. Именно в связи с данной ролью первостепенное значение имеет информационная природа журналистики, тогда как в других социальных системах категория информации не является главной.

Журналистика выполняет регулирующую роль, участвуя в процессах управления обществом, самоуправления и контроля. Эти три понятия надо разделить, чтобы более детально проанализировать, в чем же выражается роль прессы.

Управление обществом доверено политической системе, в которую входят государственные и общественные институты, органы и организации. Они активно используют прессу как средство, или инструмент воздействия на социум, проведения своей политики. Таким образом, СМИ оказываются как бы между гражданами и властью.

В идеологическом плане печать является участницей духовного производства — через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни. Духовно-идеологическую роль журналистики иногда трактуют только в свете политико-идеологических отношений, в действительности же идеалы могут иметь совсем другое происхождение — возьмем, например, религиозные или научные представления о мире и человеке.


7. Система жанров телерадиожурналистики.

По книжке Т.В.Васильевой, Осинского и Рукавишникова «Теле- и радиоинформация», 1987

И еще по книжке отв.ред. Юровский «Телевизионная журналистика», 1994

 

Жанр – исторически определившийся тип отображения реальной действительности обладающий рядом относительно устойчивых признаков.

1. Информационные – заметка(сюжет), выступление, интервью, репортаж.

Заметка – излагает факт

Репортаж – жанр публицистики оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого корреспондент является. Виды репротажа:

А) по содержанию - событийный и проблемный,

Б) по степени участия репортера:

· трансляция,

· комментированный репортаж (репортер в кадре и за кадром),

· инсценированный репортаж,

В) по технике передачи:

· прямой репортаж,

· кино- и видеорепортаж,

· консервированный – предварительно снятый на пленку.

Отчет – протокольная фиксация события, может идти в эфир без монтажа, разве что сокращенное.

Выступление – когда говорящий в кадре – основной и чаще единственный объект показа

Интервью – проблемное, портретное, информационное

 

2.Аналитические – беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение

Беседа – это жанр аналитической публицистики решает крупные проблемы социальной и другой жизни общества. Журналист должен обладать информацией о проблеме. Не только задавать вопросы собеседнику, но и комментировать, давать оценку

Комментарий – одна из форм оперативного аналитического материала разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.

Обозрение - строго фактологично, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии. Отличается от комментария широтой исследования, нередко ограничено хронологическими рамками.

Корреспонденция – жанр разрабатывается на конкретном материале актуальной проблемы в достаточно ограниченном масштабе.

Дискуссия – столкновение различных мнений, включает аудиторию в обсуждение, обладает высоким познавательным потенциалом.

3.Художественные – зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Зарисовка – жанр художественно-документальной публицистики, посвященный отдельным личностям, событиям. Темы – один факт из жизни героя, все начинается с факта и через него виден характер главного героя. Образность преобладает над информационностью.

Очерк – создание типического образа нашего современника.

3 типа очерка – портретный, путевой, проблемный.

В основе лежит человек или группа людей. Автор то же герой очерка.

В радиоочерке не рассказывют о человеке, а показывают через поступки и мысли.

Выразительные средства: Могут использоваться куски интервью, репортажа. Не может быть вымысла. Отражает более или менее длительный временной процесс.

Композиция – посвящена крупным событиям или личностям, как правило творческим (типа “Проблема Руси в творчестве Некрасова”). В основном и звучит их творчество (напр. Читают стихи). Могут быть литературно-музыкальные композиции.

Фельетон (сатирические жанры – еще памфлет) – посвещен егативным сторонам или личностям. Может быть документальным, или постановочным. “Телевизионный ёж”, “Фитиль” “Итого”

Документальный Фильм – Крупным политическим или другим событиям, личностям. Строится на документах или документальных записях. Например: 1945 –“900 дней” - 60 минут, журналист рассказывает как Ленинград прожил блокаду – все в документах объединенных общим журналистским текстом.

Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетает подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Работая над репортажем, важно:

• показывать людей, их поступки и позволять им гово­рить;

• позаботиться о «подтексте» (эмоциональных оценках);

• инсценировать событие, подобно пьесе, насыщая диало­гами; • поддерживать движение, не прерывая его;

• нарисовать картинку в воображении читателя. Современные репортеры все шире и профессиональнее исполь­зуют зарисовки и репортажи для колоритной, детализированной и впечатляющей подачи важных новостей. Сообщения репортеров помогают ориентироваться в сегодняшнем дне: новости радуют, настораживают, предостерегают. И кроме того, дают остроту со­переживания современности, создавая ее эмоциональный фон.


8. Современные тенденции развития телерадиожурналистики.

Двухтомник «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат», факультет журналистики СПбГУ, 2002, часть 1

 

Date: 2016-07-18; view: 1447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию