Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы воспитательной работы с осужденными





Формы воспитательной работы с осужденными в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве речь шла о политико-воспитательной работе с осужденными, основными формами проведения которой являлись трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная и пропагандистская, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа, то теперь такого разделения нет. Называются лишь формы, направления воспитания. Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается через призму формирования личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание правильной позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их влияния на личность.

Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. В этой работе следует прежде всего обращать внимание не на знание осужденными правовых норм (при всей значимости таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм несмотря на распространенное ныне в обществе нигилистическое отношение к законности, праву в целом, веру во всемогущество денежного мешка.

Трудовое воспитание - одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.

Достаточно много внимания в практике исправительных учреждений уделяется эстетическому воспитанию осужденных. В большинстве случаев это малокультурные люди. Все эти качества наиболее наглядно проявляются в их субкультуре с присущими ей жаргоном и фольклором, воровской романтикой и блатными традициями, лагерными песнями и другими атрибутами. Поэтому перед персоналом исправительных учреждений в процессе осуществления воспитательных воздействий стоит задача формирования у осужденных способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, эстетических взглядов, вкусов, потребностей и желания участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Важной формой нравственного воспитания осужденных является религиозное воздействие. В настоящее время имеются соглашения с религиозными конфессиями (например, с Русской Православной Церковью в лице ее Московской Патриархии), в которых определяются формы их работы с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сейчас в каждом исправительном учреждении оборудованы соответствующие помещения для отправления религиозных обрядов (часовни, домовые церкви, дацаны, мечети, молельные комнаты

и др.).

В практической деятельности сложным является вопрос о допуске в исправительные учреждения для проведения религиозного просвещения осужденных представителей тех или иных религиозных конфессий, особенно сектантских течений и групп различной ориентации, выступающих в ряде случаев против общечеловеческих ценностей. Этот вопрос необходимо решать через Министерство юстиции РФ и его организационные структуры на местах, которые осуществляют регистрацию подобного рода организаций, имея возможность проверить и оценить их учения (у некоторых сектантских групп они даже не переведены на русский язык). Перекладывать данное решение на администрацию исправительных учреждений недопустимо, она не обладает возможностями дать правильную оценку таким обстоятельствам. При наличии регистрации в органах юстиции конкретной религиозной организации и наличии в учреждении осужденных, желающих отправления обрядов именно данной религиозной организацией, администрация учреждения обязана допустить ее представителей к осужденным.

Данное положение сейчас закреплено в ч. 2ст. 118 УИК РФ: к осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В таком деликатном деле, как религиозное воздействие, не всегда удается избежать компании по реализации указанных соглашений, имеются попытки стандартизировать эту работу, например, оборудовать молельные комнаты по единому образцу (как функционировавшие ранее ленинские комнаты). Весьма опасными и деструктивными являются требования ориентироваться в этой работе прежде всего на ту либо иную религию и не поощрять посещений исправительных учреждений представителями других религиозных учений. Нельзя командными методами приучать человека к религии, обязывая посещать религиозные службы, изучать вероучения (если это не связано со спецификой выполняемых служебных обязанностей); тем более недопустимо вводить в программу служебной подготовки персонала требования изучать, например, православие в обязательном порядке, а иные вероучения — по желанию. Кроме протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не может. Только спокойная, вдумчивая, кропотливая и довольно длительная работа может дать положительные результаты в такой деликатной сфере жизнедеятельности человека и общества.

В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом исправительном учреждении создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Спортивные мероприятия служат не только важным фактором поддержания здоровья осужденных и их физического состояния, но и обеспечивают занятость осужденных полезными делами (особенно в условиях отсутствия работы, непосещения образовательных занятий и при других неблагоприятных факторах).

Уголовно-исполнительным законодательством закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Требование дифференцированного подхода вытекает как из сложившейся практики исполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих стандартные правила обращения с осужденными.

Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

1) индивидуальной;

2) групповой;

3) массовой.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Психологи изучают вновь прибывших в исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное консультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов. Массовые формы используются при проведении воспитательных, мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.

Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа и т. д. Отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исполнительного процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии -50 человек15. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии старший воспитатель — начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда.

В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы — педагог и воспитатель. Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии — воспитатели, представители родительского комитета[3]. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане. В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы. Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год. Одним из примеров форм в воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям осужденных. Они создаются с целью реализации возможностей самоорганизации и самоуправления осужденных и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ и актов Минюста России под контролем администрации исправительных учреждений. Согласно ст. 111 УИК РФ самодеятельные организации осужденных формируются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа). Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

Следует отметить то, что задачей воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, является их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению

Date: 2016-07-18; view: 1421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию