Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы





Содержание и понятие воспитательного воздействия на осужденных исторически менялось. В дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, целью которого было внушение арестанту правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям. В советское время воспитательное воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело, составной частью которого признавалась культурно-просветительная работа. В начале 30-х гг. появился двойной подход: в системе исправительно-трудовых лагерей в качестве воспитательного воздействия проводилась культурно-воспитательная работа, а в системе ИК - политико-воспитательная работа. С середины 50-х гг. в обиход прочно вошло понятие "политико-воспитательная работа", которая была общепризнанным средством воздействия на осужденных. В связи с признанием Российской Федерацией идеологического многообразия произошли изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний: понятие "политико-воспитательная работа" было заменено понятием "воспитательная работа".

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним основных средств исправления осужденных. Все средства исправительного воздействия на осужденных взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное· значение. В то же время одним из общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие.

Как разностороннее и тонкое психолого-педагогическое средство, воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем режим и труд. Вопросам ее организации, формам и методам проведения посвящена гл. 15 УИК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Деятельность каждого ИУ в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ подлежит строгой регламентации; в рамках внутреннего распорядка дня устанавливается перечень воспитательных мероприятий: общие собрания осужденных, постоянно действующие семинары социально-правовых знаний, школы подготовки осужденных к освобождению и др.

Участие в различных [1]мероприятиях не может быть закреплено в качестве обязанности для осужденных (хотя в распорядке дня время для проведения таких мероприятий может быть определено).

Формами воспитательной работы являются:

1) нравственное воспитание;

2) правовое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) физическое воспитание;

5) иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Каждое из этих направлений имеет свое специфическое содержание.

Наиболее значимым является нравственное воспитание осужденных, оно имеет свои давние исторические корни и традиции.

Нравственное воспитание осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции.

Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. В обществе наряду с правовыми нормами действуют и нравственные, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных представлениях и т.д. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности.

Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний.

Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование жизненной позиции осужденных. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. В недалеком прошлом воспитательная работа была заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма. В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В учреждениях уголовно-исполнительной системы накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 12–15 лет назад администрация исправительных учреждений лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе, и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы, то теперь необходимость привлечения религиозных объединений к участию в исправлении осужденных и иного содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания, осознается на высшем государственном уровне. Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий, таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и др.

Наиболее тесно с уголовно-исполнительной системой сотрудничает Русская Православная Церковь, которая оказывает воспитательное воздействие на осужденных и лиц, содержащихся под стражей. РПЦ активно участвует в благотворительной и попечительской деятельности. В колонии и следственные изоляторы доставляются духовная литература, гуманитарная помощь в виде продуктов питания, лекарств и медицинских препаратов, одежды, обуви и т. п. Органы системы исполнения наказаний берут на себя обязательство содействовать организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, и способствовать реализации их прав на свободу совести и вероисповедания, при участии священнослужителей Русской Православной Церкви.

Большую работу по духовно-нравственному воспитанию осужденных, исповедующих ислам, проводят мусульманские религиозные организации. Так, 12 мая 2010 г. было подписано соглашение о двухстороннем сотрудничестве между ФСИН России и Централизованной мусульманской организацией Совет Муфтиев России в области образования и духовно-нравственного просвещения осужденных, исповедующих ислам. Данное соглашение является первым в истории современной России. Деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание осужденных, оказание им гуманитарной помощи и социальной реабилитации освободившимся из мест лишения свободы, осуществляют и другие традиционные для России религиозные конфессии, зарегистрированные в органах юстиции.

В настоящее время в учреждениях ФСИН России функционируют 523 храма, в том числе – 471 Русской православной церкви (РПЦ), 40 исламских мечетей, 9 буддийских дуганов и 3 костела Римско-католической церкви (РКЦ). Строится еще 61 храм РПЦ. Действует 705 молитвенных комнат, в том числе 466 – РПЦ, 115 – исламских, 6 – буддийских, 1 – иудейская, 2 – РКЦ, 64 – евангельских христиан-баптистов, 49 – христиан веры евангельской (пятидесятников) и 3 – для представителей других вероисповеданий.

Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания. Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средствам массового воспитания. В исправительных учреждениях могут организовываться кружки художественной самодеятельности, проводятся концерты самодеятельности шефствующих и других организаций, а также платные концерты на средства осужденных.

Правовое воспитание осужденных к лишению направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, знания его, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений

осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Формами правового воспитания являются:

а) разъяснение законодательства;

б) вечера вопросов и ответов по правовым проблемам;

в) лекции и беседы юристов, адвокатов, работников суда и прокуратуры;

г) наглядная агитация по правовой проблематике;

д) просмотр телепередач по правовой тематике;

е) изучение Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.

Трудовое воспитание - одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества.

Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, Т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.[3] В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом производственных связей предприятий, в первую очередь государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной работы, как трудовое соревнование, списывать рано. Оно должно стать важной формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска конкурентно способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и индивидуально.

Физическое воспитание осуществляется в целях поддержания и укрепления здоровья осужденных, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств.

В исправительных учреждениях оборудуются спортивные площадки, ежедневно проводится физическая зарядка, организуются игры в футбол, в волейбол, в теннис, шахматные и шашечные турниры, проводятся занятия по легкой и тяжелой атлетике.

Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 №. Дифференциация осуществляется с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений на основе разработки типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на: осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях; осужденных женского пола; осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима; осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах; осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения и т.д.); осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. 110 УИК РФ.

Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

1) индивидуальной;

2) групповой;

3) массовой.

При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы. Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, [2]требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов за определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий. Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии - 50 человек. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии - старший воспитатель - начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы - педагог и воспитатель.

Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии - воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане. В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого из осужденных с учетом характера, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности.

В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

Date: 2016-07-18; view: 902; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию